Киев стал проблемой
Для Меркель украинский вопрос имеет особое значение. Напомним, что именно за счет руководства условной «антироссийской коалиции» бундесканцлер смогла обозначить свои политические амбиции в Европе. Более того, она является одним из гарантов Минских соглашений. Поэтому срыв данных соглашений, как и в целом поражение в украинской партии для Берлина неприемлемы.
Вопрос в том, что же можно будет считать победой? Очевидно, что не покаяние российской элиты и сдачу Владимиром Путиным своих позиций на Украине — иллюзии вменяемых политиков относительно того, что Москву можно принудить к капитуляции, давно развеялись. Очевидно, не продолжение игры в «изоляцию» России — после успешного сотрудничества между Москвой и Западом в сирийском и иранском вопросах в эту изоляцию больше никто не верит, а поддержание мифа стоит очень серьезных денег и упущенных политических дивидендов от возможной кооперации с Москвой. Поэтому единственным «победным» вариантом может стать реализация Минских соглашений, которая с одной стороны превратит Украину в федеративное государство (что устроит Путина), а с другой стороны вернет Донбасс в украинское пространство (что устроит Европу).
Проблема в том, что Киев систематически не соблюдает Минские соглашения. За почти год с момента принуждения Петра Порошенко к подписанию этого документа украинская сторона не исполнила ни один из его пунктов. Казалось бы, в этой ситуации Меркель может просто принудить украинские элиты вести себя ответственно — однако все не так просто.
Во-первых, перефразируя известный средневековый принцип, партнер моего сеньора не мой сеньор — официальный Киев выстраивает свою политику в соответствии с американскими пожеланиями, поэтому принуждать украинских лидеров нужно через Вашингтон и посла США на Украине Джеффри Пайетта.
Во-вторых, публичное давление на Украину может вызвать серьезные вопросы западного общества относительно того, продолжает ли Меркель поддерживать майдан или она блокировалась с Владимиром Путиным.
Ну и, в-третьих, украинские власти пытаются донести до фрау канцлерин, что они физически не могут исполнить Минские соглашения, поскольку ни один из «политических» пунктов просто не пройдет через Верховную Раду. И что попытка принудить депутатов проголосовать за амнистию или децентрализацию в том виде, в котором она прописана в Минских соглашениях, может вызвать серьезную дестабилизацию и переворот.
Москву сделали виноватой
Но нужно же объяснять почему Минские соглашения не выполняются — и Киев уже придумал, как это сделать. Украинские чиновники говорят, что это не они, а Россия не выполняет Минские соглашения. Что Москва не выводит свои войска с украинской территории (которых формально там и нет), «не обеспечивает доступ наблюдателей ОБСЕ во все пункты оккупированных районов Донецкой и Луганской областей» (что Минскими соглашениями и не предусмотрено), не отпускает Надежду Савченко (которая не подпадает ни под один пункт Минских соглашений, поскольку не является ни заложницей, ни незаконно удерживаемым лицом) и не возвращает Киеву контроль за границей между Донбассом и Россией (которая должна быть возвращена Украине только после внесения последней конкретных изменений в Конституцию, принятия ряда других законов и проведения выборов».
Несмотря на всю, мягко говоря, неадекватность подобных требований Запад их поддерживает, поскольку а) ему не остается ничего другого; б) он все-таки пытается торговаться с Путиным и обменять снятие санкций на какие-то уступки Москвы и в) нужно продолжать делать вид, что они с Украиной в одном лагере.
Да, в последнее время стала появляться надежда на то, что на фоне откровенной политической импотенции украинского руководства Запад будет менять свою позицию. Некоторые французские и американские чиновники заявляли даже о возможном снятии санкций с России уже в 2016 году. Крайне опасные слова, которые могли бы отрезвить украинское общество и дать ему понять, что Запад устал от майданного проекта в нынешнем его виде.
И тут Ангела Меркель пришла на помощь Петру Порошенко — она фактически повторила его мантру о виновности Москвы и заявила, что «агрессора» продолжат наказывать. «Учитывая то, что Минские соглашения не выполнены, нам придется и в дальнейшем продолжать санкции против России. Если бы Минские соглашения были полностью выполнены, то мы могли бы отменять санкции, но пока этого нет», — отметила Меркель.
Голосования не будет?
В рамках этой формулы был обозначен хоть временный, но все-таки выход из вилки с конституционной реформой. На встрече с Ангелой Меркель Порошенко дал понять, что он фактически приостанавливает выполнение Минских соглашений. «В сложившихся обстоятельствах у украинского общества и украинского парламента нет уверенности, что наши дальнейшие односторонние шаги приведут к ответным мерам», — заявил украинский президент. А это означает, что с высокой долей вероятности второе чтение по конституционным поправкам 2 февраля (в последний день нынешней сессии Рады) не состоится.
И Москву этот вариант, в принципе, устраивает. Да, конечно, для Кремля был бы интереснее отказ украинских «народных избранников» принимать конституционные поправки во втором чтении, который имел бы крайне неприятные последствия как для репутации Петра Порошенко, так и для имиджа всего радикального украинского руководства на Западе. Однако понятно, что такого провала Европа не допустила бы. С другой же стороны, принятие нынешних поправок во втором чтении стало бы для России серьезной проблемой. Дело в том, что эти поправки не имеют ничего общего с теми параметрами децентрализации, которые прописаны в Минских соглашениях (право на автономную внешнеторговую политику, культурная автономия и т.п.).
И если бы Порошенко удалось наскрести 300 вменяемых и дальновидных депутатов, которые проголосовали бы за этот вариант децентрализации, то в вилке оказалась бы уже Москва. На фоне всех скандалов и трудностей, связанных со вторым чтением, Владимиру Путину непросто было бы донести до мировой общественности, что принятые поправки есть по сути фикция. Сейчас же у него фактически развязаны руки — после фактического срыва конституционной реформы Москва может с чистой совестью дать добро на проведение местных выборов в ДНР и ЛНР по законодательству самих непризнанных республик. И эти выборы не станут нарушением Минских соглашений, поскольку не нарушают ни один из пунктов документа, подписанного в белорусской столице.
Геворг Мирзаян