Украина надеется получить в 2016 году целых $10 млрд от международных кредиторов. Большую часть ждут от МВФ. Однако стоит ли министру финансов Украины быть так уверенной в получении этих кредитов? А главное — как эти кредиты отразятся на жизни простых жителей страны, даже если Запад все-таки завалит Киев долларами?
Украина в 2016 году планирует привлечь от международных финансовых организаций порядка $10 млрд. Большая часть — $5,8 млрд — должна прийти от Международного валютного фонда, сказала министр финансов страны Наталья Яресько. Страны-партнеры должны помочь Украине еще на $4,4 млрд. Так, заявила Яресько, правительство США обещало $1 млрд, даже правительство Японии больше — $1,3 млрд. ЕС должен предоставить Украине кредит на 1,2 млрд евро плюс 0,17 млрд евро грантов. Правительство Польши обещает 100 млн евро, Германия — 300 млн евро плюс 150 млн евро на инвестпроекты. ЕБРР и ЕИБ готовы дать каждый по $1,1 млрд на новые инвестпроекты. От Всемирного банка Киев ждет $1,5 млрд — также на новые инвестпроекты.
Киев рассчитывает за счет кредитов пополнить золотовалютные резервы, которые достигают сейчас всего $13,3 млрд. Нацбанк Украины рассчитывает увеличить ЗВР в 2016 году до $19,6 млрд. То есть из $10 млрд кредитов в ЗВР должно уйти $6,3 млрд. Задача нынешнему руководству украинского регулятора, надо сказать, может оказаться не по силам.
Как МВФ считает золотовалютные резервы Украины? Фонд смотрит не на общий их объем, а на чистые ЗВР — то есть на резервы без кредитов МВФ. Тем более, что Нацбанк все равно не может тратить эти средства на свои нужды. МВФ запретил использовать их для валютных интервенций, закупки газа и погашения чужих долгов (только своих).
На 2015 год МВФ поставил перед главой НБУ Валерией Гонтаревой, казалось бы, несложную задачу — увеличить чистые золотовалютные резервы на $2,098 млрд, рассказывает украинский экономист Александр Охрименко. Однако задача была в пух и прах провалена. «На практике получилось все наоборот: на 1 декабря 2015 года чистые золотовалютные резервы Украины не только не выросли, а уменьшились на $0,6 млрд и достигли критического уровня $1,2 млрд. Для сравнения: в 2013 году чистые золотовалютные резервы Украины были на уровне $15,2 млрд», — говорит Охрименко.
Ситуация на самом деле катастрофична, так как Украина в реальности может использовать только эти $1,2 млрд. Это очень мало. Во-первых, несмотря на реструктуризацию частных еврооблигаций, проценты по кредитам Украина все равно должна платить. Во-вторых, мораторий на оплату еврооблигаций России не может длиться вечно, по оплате долга надо договариваться, чего просит в том числе и МВФ. В-третьих, Киеву нужна валюта, как минимум чтобы покупать импортные газ, уголь, да и в целом для поддержания валютного рынка.
МВФ еще думает
Министр финансов Украины рассчитывает, что МВФ уже в ближайшее время примет решение о выделении стране очередного транша кредита на $1,7 млрд (по программе от марта 2015 года). Однако пока даже дата заседания Совета директоров МВФ, на котором должно быть принято это решение, еще не утверждена. Этот кредит важен для Украины не только потому, что это будет пополнение золотовалютных резервов. Дело еще и в том, что от положительного решения МВФ зависит судьба других обещанных стране денег. Это позволит Украине привлечь еще $2,3 млрд финансовой помощи: $1 млрд в виде гарантий от правительства США, а также кредитные транши от Европейского союза и Всемирного банка.
Однако на самом деле МВФ по-прежнему не имеет однозначного мнения — продолжать финансирование Украины или нет, считает Александр Охрименко, проанализировав ответы об Украине директора департамента коммуникаций МВФ Джерри Райса. «Экономика Украины сейчас находится в сложном положении. Внешний долг примерно равен ВВП и составляет около $128 млрд. При этом в 2014 падение ВВП составило 28%, и за три квартала 2015 — еще 27%. Размер годового ВВП на душу населения Украины обвалился примерно до $3000, и это было относительно нормально воспринято населением», — говорит Дмитрий Лукашов из IFC Markets.
Он полагает, что если Украина получит все $10 млрд кредитов, то это позволит ей не только прожить 2016 год, но и даже осуществить небольшие инфраструктурные проекты. Часть этой суммы может быть потрачена на перекредитование старых долгов. В любом случае простые жители страны благодаря этим многомиллиардным кредитам вряд ли почувствуют какое-либо улучшение своей жизни. Потому что большая часть этих денег не будет влита в реальный сектор экономики.
«Ключевым фактором является поведение частного бизнеса. Прежде всего, западного. А здесь масштабных инвестиций мы не видим. Значит — никакой модернизации экономики Украины не будет. В свое время США и Европа сделали масштабные, прежде всего, частные, инвестиции в Турцию и Польшу. Именно частные деньги обеспечили экономический успех этих стран. Политическая поддержка Запада дорогого стоит, однако нужна поддержка еще и деловых кругов», — говорит газете ВЗГЛЯД директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев.
Пока же западный бизнес лишь бежит с Украины в массовом порядке. Таким образом, Украину в любом случае ждет сохранение действующего политического курса, окончательная утрата промышленного потенциала и консервация нищеты, делает вывод эксперт. Собственно, поэтому Разуваев считает, что Украина могла бы легко из кредитных западных денег отдать долг России $3 млрд. «Никакого краха на Украине все равно уже не будет, впрочем, и серьезного улучшения тоже. Потому что торговые связи с Россией и со странами Евразийского союза Украина разорвала, а предложить Европе ей нечего», — говорит Разуваев.
Украинские евроинтеграторы уже начали даже жаловаться на то, что Европа активно защищает свои рынки от иностранных товаров, даже от украинских. Лидер «Украинского выбора» Виктор Медведчук на своей странице в Facebook рассказал, что глава минагрополитики Украины Алексей Павленко пожаловался на то, что скандалы вокруг некачественных украинских яиц, экспортированных в Израиль, и меда, поставляемого в Чехию, политически мотивированы. Инциденты с украинскими продуктами, по словам главы украинского ведомства Алексея Павленко, «являются попытками вытеснить украинский аграрный экспорт с внешних рынков». «Хочу задать «реформаторам» только один вопрос: как в этом случае они собирались продвигать украинские товары на рынки европейских стран в рамках действия ЗСТ с Европейским союзом?» — уточнил Виктор Медведчук.
Напомним, что в середине января в Израиле разгорелся скандал по поду некачественной продукции украинских фермеров, из-за которых в больницу стали поступать пострадавшие, причем один человек умер. Оказалось, что яйца, с недавних пор поставляемые в местные магазины, заражены сальмонеллой. А на прошлой неделе чешский президент призвал отказаться от украинского меда, так как этот мед, по его словам, содержит антибиотики, сообщало чешское издание Blesk. Украине пришлось 19 января временно приостановить выдачу ветеринарных документов на экспорт меда в ЕС в связи с обнаружением Чехией запрещенных веществ в этом продукте.
«Главная цель Европы — бросить наиболее активное население Украины на бесправный полурабский рынок труда. Европе нужны мигранты, только пускай они будут работать, и будут не из Северной Африки и с Ближнего Востока, а с Украины», — считает Разуваев.
Ольга Самофалова