В ЛНР уже с прошлого года выдаются паспорта республиканского образца, в ДНР процесс выдачи новых документов начнется в ближайшее время. Россия документы республик признает действительными. Всего перечень документов республиканского образца, которые будут иметь юридическую силу и в России, содержит более 20 позиций: свидетельства о рождении и смерти, о заключении и расторжении брака и т.д. С паспортом ЛНР уже с прошлого года можно пересекать границу с Россией, проходить таможню. В Донецке процесс паспортизации будет запущен в ближайшее время. Кто-то видит в этом ещё один шаг в сторону независимости республик, кто-то — шаг на пути к выдаче российских паспортов. По мнению экспертов, последнее — лишь вопрос времени.
На сегодняшний день при получении паспорта гражданина республики на руках у человека остаётся и общегражданский украинский паспорт. Пока он необходим, так как, кроме России, республиканские паспорта больше нигде не будут признаны в качестве полноценных документов, удостоверяющих личность.
В частности, для получения или замены заграничного паспорта человеку придется въехать на территорию Украины — в те же Днепропетровск или Харьков — и уже там по украинскому паспорту оформить новый документ. Если человек не находится в розыске СБУ или под уголовным преследованием, то этот процесс замены документов не должен представлять трудностей. Другой вариант — обращение в консульство Украины на территории России.
28 января во время круглого стола «Минской экспертной группы» украинский социолог Евгений Копатько напомнил, что на тот момент, когда в 2014 году на Донбассе началась «Русская весна», речи о присоединении республик к России не шло, не говорили даже о их независимости — люди хотели лишь суверенитета. Но уже после разгрома Иловайского котла почти 50% респондентов начали склоняться в сторону независимости Донецкой народной республики от Киева. Больше трети людей тогда захотели, чтобы ДНР стала частью России. «Вопрос о вхождении в Россию на повестке дня до войны не стоял вообще», — подчеркнул он.
Именно поэтому он считает, что факт выдачи республиканских паспортов, номерных знаков для машин и других документов — это весьма символичные вещи, а то, куда будут склоняться Донбасс и настроения его граждан, целиком и полностью зависит от решений, принимаемых внешними фигурантами. Больше обстрелов — меньше желание вернуться в состав Украины.
Между тем, признание действительности республиканских паспортов в России ещё не означает признание самих республик. «В международной практике существует достаточно прецедентов, когда страны признают действительными документы частично признанных государств, но не признают на официальном уровне независимость этих государств. Это шаг либо к дальнейшему признанию этих стран, либо к их интеграции», — пояснил директор Украинского филиала Института стран СНГ, политолог Денис Денисов.
«Логическим продолжением этого, скорее всего, уже станет паспортизация паспортами российскими», — добавил он, подчеркнув, что это всего лишь вопрос времени. Он допускает вероятность того, что республики Донбасса могут пойти по пути Приднестровья — стать частично признанными государствами с замороженным на долгие годы конфликтом. Вероятность развития такого сценария повысится в случае, если Киев продолжит играть в наперстки, а республики проведут местные выборы самостоятельно.
Однако принципиальное отличие между Донбассом и Приднестровьем заключается в том, что в переговорах по урегулированию приднестровского конфликта принимали участие обе стороны — и Кишинев, и Тирасполь, как бы они не относились друг к другу. В данном же случае этого нет, подчеркнул директор фонда «Народная дипломатия» Алексей Кочетков.
Куда приведёт паспортизация — покажет время. Но уже на сегодняшний день ясно одно — обратно в Украину республики возвращаться не хотят, и виноват в этом сам Киев.
Должно быть оглашено решение Конституционного суда Украины по вопросу проведения внеочередной сессии Верховной Рады, в ходе которой как раз могут быть приняты во втором чтении те самые спорные, а по мнению многих экспертов — вообще «фейковые» поправки в Конституцию, которые якобы отвечают пунктам Минских соглашений. Между тем в самом парламенте нарастает недовольство в связи с необходимостью принятия поправок. Ряд депутатов уже называют такие действия «антиконституционным переворотом», другие — требуют вынесения вопроса на всенародный референдум. И на фоне таких настроений президенту Украины Петру Порошенко предстоит набрать 300 голосов депутатов. Сможет ли он это сделать — пока неясно.
Напомним, поправки в действующую Конституцию Украины предусмотрены подписанными год назад Минскими соглашениями. В частности, они должны предоставить «Особый статус» регионам Донбасса на постоянной основе (а не до октября 2017 года, как сейчас предусмотрено принятыми в первом чтении поправками). После принятия поправок в ДНР и ЛНР должны пройти местные выборы. Но пока Киев активно саботирует эти условия. Сложности возникают и при решении вопроса организации самих выборов: Киев намерен ограничить количество избирательных участков на территории России до 5 при том, что на сегодняшний день здесь проживают свыше 1,3 млн граждан из Донецка и Луганска.
По мнению экспертов, украинская политическая элита не заинтересована в мирном политическом решении вопроса, именно поэтому на сегодняшний день в зоне соприкосновения нарастает напряженность — начало полномасштабных военных действий избавит Киев от необходимости выполнять взятые на себя обязательства.
Возвращаясь к тому, с чего начали: решение республик о выдаче паспортов и документов своего образца, а также возможная дальнейшая российская паспортизация — это итог не «российской экспансии», а результат действий самого Киева, который фактически уже сам отказался от Донбасса.
Екатерина Ларинина