2 декабря депутат Рефат Чубаров сообщил о том, что ФСБ России проводит обыск в доме председателя Судакского регионального «меджлиса» Ильвера Аметова. Ранее, 30 ноября, ФСБ провела обыск в доме главы Кировского регионального меджлиса Экрема Абдульватова. Причиной для обыска является подозрение в причастности этих двоих к организации незаконной блокады Крыма и подрыву линий электропередачи, обесточившему полуостров.
За освещением данных событий редакция НА «Харьков» обратилась к Александру Форманчуку, политологу, заместителю главы Общественной палаты Республики Крым, председателю Экспертного клуба Крыма.
«Я могу однозначно сказать, что существует связь между представителями «меджлиса крымских татар» в самом Крыму и лидерами, как они себя называют, меджлиса в изгнании — Рефатом Чубаровым, Ленуром Ислямовым и Мустафой Джемилевым. Акция по подрыву ЛЭП готовилась, в том числе и в информационном плане. Я сам смотрел по ATR выступления меджлисовских лидеров: они там демонстрировали и звонки по мобильным телефонам в поддержку блокады, высказывались также и какие-то просьбы со стороны крымских татар о том, что всё это должно быть сделано. Это всё действительно присутствовало. Существует связь между членами «меджлиса», которые остались на территории Крыма, и их коллегами на Украине. Многие из них высказываются достаточно прямолинейно в пользу блокады», — заявляет Форманчук.
В этом смысле действия Федеральной службы безопасности РФ Александр Форманчук считает вполне обоснованными. Тем более, отмечает он, что в нынешних условиях ФСБ не пошла бы на подобное без веских на то причин, опасаясь ещё более усугубить напряжённую обстановку.
«Надо иметь в виду ещё и наличие турецкого фактора во всей этой ситуации. Крымские татары достаточно тесно связаны с турецкой стороной. Потому я не исключаю, что обыски локальных представителей меджлиса связаны также ещё и с этим фактором», — добавляет эксперт.
К какому-то особому ухудшению отношений правительства Республики Крым и крымских татар всё это не приведёт. В большинстве своем крымские татары и так отказываются принимать существующее положение дел. В этом смысле, он считает, что действия ФСБ смогут только поспособствовать усмирению воинственных настроений наиболее радикальной их части.
«В данном случае крымские татары увидят способность власти пресекать в зародыше всякое стремление проводить акции наподобие энергоблокады Крыма. Потому будет и меньше желающих участвовать чём-то таком. Не надо говорить о том, что подобная политика настроит против нас крымских татар. Значительная часть крымских татар, я ещё раз подчеркну, не приемлет новых исторических реалий. Они живут в режиме ожидания, чем же закончится крымская блокада. Это действительно так, на это нельзя закрывать глаза. Тем не менее, это не значит, что с этим стоит как-то заигрывать», — резюмирует Александр Форманчук.