Общие претензии «Нафтогаза» к «Газпрому» оцениваются в $25,7 млрд, а «Газпрома» к «Нафтогазу» — в $29,8 млрд, сообщает агентство Прайм со ссылкой на материалы украинской компании. Таким образом, «Нафтогаз Украины» и «Газпром» продолжают наращивать иски друг к другу в Стокгольмском Арбитраже.
Компании судятся с июня 2014 года. «Нафтогаз» требовал от «Газпрома» компенсации $12 млрд по контракту на поставку газа и $11,7 млрд — по контракту на транзит (иск инициирован в октябре 2014 года). Сумма исков к «Газпрома» к «Нафтогазу» составляла $29,2 млрд по контракту на поставку газа.
В финансовом отчете «Нафтогаза» за девять месяцев 2015 года сумма иска украинской компании к «Газпрому» по контракту на поставку газа указывается уже в размере $14 миллиардов. «Руководство «Нафтогаза» считает, что на 31 декабря 2014 компания рассчиталась по всем своим обязательствам за поставленный в течение 2010-2014 годов природный газ, и требует компенсации за излишне уплаченные суммы в размере $14 миллиардов», — говорится в отчете.
Сумма транзитного иска в отчете указана прежняя — $11,7 млрд. Таким образом, общая сумма исков «Нафтогаза» к «Газпрому» выросла до $25,7 млрд. «16 октября 2015 года «Газпром» подал письменное возражение ответчика, требуя оплаты транзитных объемов, которые якобы были использованы «Нафтогазом» в июле-ноябре 2014 года, на общую сумму $5,9 миллиона», — указывается в отчете украинской компании. Таким образом, сумма исков «Газпрома» к «Нафтогазу» составляет теперь около $29,8 млрд.
«Нафтогаз» действует в своих обычных рамках — создает прецедент, организует активизацию мирового внимания и делает много шума из стандартной судебной процедуры, полагает управляющий партнер компании Heads Consulting Александр Базыкин. Стороны прекрасно знают о том, что Киев должен «Газпрому» большие суммы за потребленный газ, но в этой истории слишком мало логики, чтобы на нее опираться.
Суд в Стокгольме достаточно объективный, он учтет новые обстоятельства, но, скорее всего, ничего приятного для украинской стороны за этим не последует. Более того: вряд ли российский газовый поставщик, в случае необходимости у Украины, снова даст значительную скидку на газ, как это было ранее. Деловыми отношениями обычно дорожат, а не рушат их удар за ударом. К слову, собственных запасов газа у Украины в ПГХ хватит ровно на месяц отопительного сезона.
Перспективы взаимных исков что «Газпрома», что «Нафтогаза» выглядят довольно туманными, не соглашается руководитель аналитического отдела MFX Capital/ старший аналитический обозреватель MFX Broker Роберт Новак. У «Нафтогаза» аргументы менее понятны и доходчивы, чем у российского монополиста — в основном все они сводятся к несправедливости цены в 2009-2014 гг., хотя контракты по ценам на газ за этот период были фактически подписаны с нынешними руководителями украинского правительства. Кроме того, эти цены были ничуть не выше европейских — это порядка $300-350 долларов за 1000 кубометров, поэтому говорить о какой-то дискредитации также не приходится.
Также не обоснованы и претензии по поводу недоплаты за транзит газа, отмечает эксперт: согласно контракту, в качестве оплаты принималась аренда Россией военной базы в Севастополе, а по Крыму Украина уже подала отдельные иски на совсем другие суммы. Даже в условиях нынешней политической конъюнктуры вряд ли можно ожидать, что Стокгольмский арбитраж действительно вынесет обязывающее для «Газпрома» решение о выплате $23 млрд.
Также и российскому газовому монополисту вряд ли стоит ожидать положительного решения по иску на $29 млрд — все-таки претензии по поводу недобора газа украинской стороной или незаконной прокачке транзитного топлива высказывались и раньше. Поэтому, резюмирует Новак, то, что иск подали только сейчас, когда на Украине жесткий экономический кризис, могут признать как факт недобросовестной конкуренции.
Анна Королева