При этом, проект будет создаваться на тех же принципах, что и аналогичная зона в китайском Шеньяне.
Президент российско-китайского аналитического Центра Сергей Санакоев констатирует, что Россия и Китай в современном мире, который претерпевает мощные изменения, являются стратегическими партнерами, и они будут друг друга поддерживать.
«У Москвы и Пекина на сегодня самый высокий уровень политического взаимодействия», — отмечает Санакоев.
Кроме того, в условиях современного санкционного режима, который введен Западом в отношении нашей страны, Россия рассчитывает на китайские возможности и китайский рынок, но надо обратить внимание, что в этих ресурсах заинтересованы не только мы, а фактически все мировые игроки.
«Весь мир делает все, чтобы китайские инвестиции зашли в их экономику», — резюмирует Санакоев.
Это касается и США, и Западной Европы, которые также дают китайскому капиталу льготные условия.
«Так что, говорить о том, приветствует или не приветствует Россия китайские инвестиции, вообще не приходится — однозначно можно констатировать, что по всей России создаются условия для того, чтобы привлечь китайский капитал», — полагает Санакоев.
Соответственно, весь вопрос в экономической целесообразности таких проектов, поскольку любой инвестор будет считать рентабельность проекта и свою возможную выгоду, и он не будет вкладываться в заведомо нерентабельный проект.
Поэтому именно с такого ракурса, по мнению Санакоева, и надо смотреть на логику китайцев в отношении Иркутска.
Здесь надо вспомнить слова помощника губернатора Иркутской области Александра Копылова, которые показывают, что масштаб проекта на данный момент достаточно скромный.
По словам Копылова, сначала в новую зону зайдут Сбербанк и один из китайских банков, затем будет открыта страховая компания и построена инфраструктура, необходимая для работы людей, после чего будет ставиться вопрос о заходе в Иркутск других компаний.
Санакоев считает, что существуют определенные географические точки, которые диктуют особенное внимание со стороны китайского капитала, и Иркутск в этом контексте весьма актуален.
«Иркутская область находится в выгодном географическом положении, с точки зрения китайцев», — отмечает Санакоев.
Речь здесь идет и о близости Китая, благодаря прямым поставкам комплектующих через Забайкальский край, и о том, что рядом находятся такие промышленные гиганты, как Красноярск и другие города Сибирского федерального округа.
Что касается подобного сотрудничества с Китаем в целом, то его, по мнению Санакоева, нужно поднимать на более высокий правительственный уровень, поскольку все последние новости больше напоминают маркетинговые ходы.
«Необходимо приложить максимальные усилия и с российской, и с китайской стороны, чтобы такие проекты заработали действительно эффективно», — констатирует Санакоев.
В целом, такая политика находится в русле общероссийского тренда по поиску правильных мест для развития производства. Здесь можно вспомнить территории опережающего экономического развития на Дальнем Востоке, особые экономические зоны в западной части России и ту же свободную экономическую зону Крым.
Дмитрий Сикорский