Вице-премьер Вячеслав Кириленко не только не скрывал этого махрового очковтирательства, а бравировал подобным «достижением». На согласительном совете в Верховной Раде он заявил: «Сегодня утром было заседание Кабинета министров, мы утвердили проект бюджета, он у меня в руках. Я думаю, он уже зарегистрирован или регистрируется в секретариате Верховной Рады Украины. В этом бюджете предусматривается двукратное повышение социальных стандартов: 1 мая и 1 декабря».
И добавил: «Мы проект бюджета регистрируем. Потом, наверное, будем вынуждены его отозвать, чтобы совместно с парламентом и бюджетным комитетом и со всеми парламентскими фракциями, прежде всего фракциями коалиции дать ответы на все эти вопросы… И потом уже внести сбалансированный со всех точек зрения проект бюджета для окончательно принятия парламентом».
Правительство предложило зарегистрировать в Раде непонятно что, требующее «балансировки» и срочно это нечто отозвало в день подачи. Сложно это понять иначе, ведь вице-премьер честно «прозрачно» об этом рассказал.
В таком положении дел нет ничего удивительного, ведь уже много лет подряд бюджет не готовят и не рассчитывают. Для получения проекта на следующий год берется бюджет на год текущий, и основные параметры изменяются на некие коэффициенты, о величине которых договариваются представители различных кланов и группировок в украинском истеблишменте.
В последние пару лет к этому процессу активно подключаются и западные советники в лице представителей МВФ и иных, содержащих правительство Украины, кредиторов. После согласования параметров вышеозначенных коэффициентов «новый» бюджет попадает в парламент. Вот только торги за доли и проценты из «бюджетного корыта» зачастую затягиваются почти до нового года. Потому мы и видим, что принимают бюджет в начале зимы, а не в середине осени, как того требует действующее законодательство.
Несмотря на отзыв проекта бюджета-2016, отдельные его параметры попали в прессу и о ним можно судить о степени несбалансированности главного финансового документа страны. Доходная часть бюджета должна превысить показатели этого года на 170 млрд грн (672,4 против 502,3 млрд грн) или на 33,9%, а расходы на 190 млрд грн (757,3 против 567,0 млрд грн) или на 33,5%. И вся эта радость жизни прогнозируется при росте ВВП на… 2(!)%, как это было согласовано с МВФ, инфляции в 12% и среднегодовом курсе доллара США в 24,1 грн за 1 доллар.
Только специалисты из украинского министерства финансов, которые прислушиваются к советам иностранных «икспёртов» смогли подготовить такой документ, который предусматривает рост доходов бюджета минимум в 2,5-3 большим, чем может себе позволить экономика при таких прогнозных показателях инфляции, изменении ВВП и девальвации гривны. Да, чуть не забыл, все это на фоне точно такой же налоговой базы, как и в текущем году.
Похоже, бюджет не только никто не считал, но даже не позаботился о том, чтобы выдаваемые чиновниками для СМИ цифры хоть как-то соотносились с реальностью и между собой. Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Если чиновник не отвечает ничем за результат своей работы, то зачем ему вообще работать или изображать бурную деятельность? Тяп-ляп и так сойдет. Что мы и наблюдаем.
Юрий Гаврилечко