Конечно, государства соперничали друг с другом по мощи и численности армий задолго до советско-американского противостояния во второй половине ХХ века. Однако у гонки вооружений в её нынешнем понимании существует чёткая отправная точка.
Дредноутная гонка
Это 1906 г., когда Великобритания, озабоченная немецкой программой строительства броненосцев с 280-миллиметровыми орудиями, заложила корабль с пушками калибра 305 мм. Первенца назвали «Дредноут» («Неустрашимый»), и его имя вскоре стало нарицательным для целого класса боевых кораблей, которые по-русски называются линкорами. Германия переверстала свою военно-морскую программу под калибр орудий «Дредноута», англичане ответили «сверхдредноутами» с 343-миллиметровками — и понеслось…
В гонку вступили Россия, Франция, Австро-Венгрия, США, а потом «дредноутная лихорадка» охватила весь мир. Она поразила даже такие бедные страны, как Аргентина, Бразилия и Чили, которые тоже обзавелись собственными суперкораблями. А ведущие державы между двумя мировыми войнами проектировали и строили линкоры с пушками калибра 406, 410 и даже, как у Японии, 460 мм!
После Второй мировой войны гонка вооружений переместилась в новую область — ракетно-ядерную. США обзавелись атомной бомбой в 1945 г., СССР — только в 1949-м. Зато мы опередили их с водородной бомбой. Некоторое время Америка лидировала по средствам доставки ядерного оружия, которыми поначалу были стратегические бомбардировщики. Но в 1957 г. Советский Союз возглавил гонку ракетных вооружений, запустив первую в мире межконтинентальную баллистическую ракету (МБР)…
В результате к моменту заключения в 1972 г. советско-американского договора ОСВ-I США могли 8 раз уничтожить всё живое на планете, а СССР — «всего лишь» 5 раз.
И снова страны третьего мира не остались в стороне от модных трендов. Так, своя ядерная гонка между Индией и Пакистаном началась ещё в 1960-х и длится до сих пор.
ПРО и контры
Казалось бы, гонка вооружений между сверхдержавами должна была прекратиться с распадом СССР. Долгое время так оно и было. Однако в 2002 г. США в одностороннем порядке вышли из договора по ограничению систем противоракетной обороны (ПРО), заключённого тремя десятилетиями ранее. С одной стороны, это развязало им руки для создания системы перехвата любых баллистических ракет — и слабосильных корейских, и куда более опасных российских.
Такая система глобального ПРО сейчас активно создаётся. Пресловутая ЕвроПРО — её составная часть, причём не самая главная. Правда, возможность сбивать головные части МБР пока находится глубоко на дне чернильницы разработчиков.
С другой стороны, в Америке не могли не предвидеть, что Россия не останется безучастной к такой попытке изменить статус-кво. Она и не осталась: только в этом году на боевое дежурство должны встать 40 новых межконтинентальных баллистических ракет. А если учесть, что на нейтрализацию одной головной части нужно истратить минимум три ракеты-перехватчика, получается…
Получается, что новой гонки вооружений миру не избежать. И нельзя сказать, что мир от этой гонки сделается более безопасным.
Александр Коновалов, президент Института стратегических оценок:
— То, что мы имеем сейчас, — это не классическая гонка вооружений. Ведь ни РФ, ни США не выходят за рамки Пражского договора по стратегическим наступательным вооружениям. Но то, что роль Вооружённых сил, в том числе ядерного фактора, в нашей внешней политике возрастает, несомненно. И это вызывает опасения. Вспомним, что Советский Союз распался под бременем непомерных военных расходов. Нынешний военный бюджет РФ тоже может стать непосильным бременем для нашей и без того не слишком здоровой экономики. Особенно если тратить деньги без ума.
У нас сейчас, например, в разработке находятся 5 (!) видов МБР, включая новую тяжёлую ракету «Сармат» и новый боевой железнодорожный ракетный комплекс. Так недолго в очередной раз без штанов остаться!
К тому же наращивание ядерного потенциала необязательно ведёт к укреплению собственной безопасности. В 1976 г. на вооружение была принята отличная ракета средней дальности РСД-10 (SS-20), которая доставала до любой точки Западной Европы. В ответ американцы развернули в Германии свои ракеты средней дальности. В результате если до этого МБР могла долететь до Москвы (из США) за 35-40 минут, то после — за 11-12. Что называется, довооружались…
Игорь Коротченко, директор Центра анализа мировой торговли оружием:
— На самом деле гонка вооружений с распадом СССР не закончилась. В разных регионах мира она протекает по-разному. В Азиатско-Тихоокеанском мы видим просто бешеный темп роста военных бюджетов. НАТО требует от своих членов, чтобы они нарастили этот показатель до 2% от ВВП. А Россия, как не раз было заявлено на самом высоком уровне, в гонке вооружений не участвует, а лишь реагирует на возможные угрозы.
На нашу Госпрограмму вооружений выделено до 2020 г. 20 трлн руб. Серьёзные деньги, но ни копейки больше военный бюджет не получит, нравится это нам или нет! Если потратим их с умом, через 5 лет доля новой техники составит 70%.
Печальный советский опыт участия в гонке вооружений был учтён, второй раз мы не наступим на те же грабли, не втянемся в авантюры типа Стратегической оборонной инициативы (СОИ), как это было в 1980-х.
Хотя справедливости ради стоит отметить, что создание систем вооружений — это необязательно нагрузка на бюджет и «пушки вместо масла». Все крупные компании российского ОПК развивают как военные, так и гражданские программы. При этом существует перетекание передовых военных технологий в цивильный сектор экономики.
Кстати
Почему СССР проиграл гонку вооружений? Увы, во многом мы не лучшим образом пользовались теми огромными средствами, которыми располагала советская оборонка.
В 1960-х двум советским КБ выдали техническое задание на новый танк. «Уралвагонзавод» создал Т-72, а Харьковский завод транспортного машиностроения — Т-64. Руководство страны должно было выбрать для принятия на вооружение только один образец, но… Чтобы никого не обижать, было принято соломоново решение — приняли оба! Так в Советской армии оказалось два очень похожих по боевым свойствам танка, не совместимых ни по запчастям, ни по топливу…
Ещё пример: в 1964 г. в США совершил первый полёт прототип сверхзвукового стратегического бомбардировщика «Валькирия». Чтобы нейтрализовать угрозу, в СССР начали разрабатывать ещё более быстрый истребитель-перехватчик. Однако у американцев дело не заладилось, после ряда катастроф проект закрыли. А у нас работу довели до конца. Получился прекрасный самолёт МиГ-25, оставшийся, по сути, не у дел — у него не было достойных противников в воздухе!
Сергей Осипов