Вряд ли кто-либо захочет заключить пари в лучшей букмекерской конторе Лондона по поводу того, что Украину миновало тупиковое состояние. Однако у многих уже появилось желание хотя бы высказаться на тему возможных шансов выхода из этой ситуации, равно как и о необходимых действиях для спасения жителей страны. Речь идёт не столько о внешних и внутренних политических силах и глобальных экономических игроках, заинтересованных в манёврах в данной геополитической сфере, которые и ныне «ведают» украинским тупиком, сколько об «изгнанных» или «самоустранившихся» от дел Украины.
Через социальные сети и другие виртуальные источники до нас доходят разнообразные сведения о внутренних разногласиях провластных и противовластных организаций, о национальных стычках, массовых социальных выступлениях и т.д., отражающих недовольство разных слоёв общества тупиковой ситуацией, в которой власть теряет доверие и Украина погружается в политический вакуум. Старая истина: вакуум не остаётся незаполненным. В политической сфере туда моментально стремятся попасть и недобросовестные дельцы…
На такой поворот событий обратили внимание все слои украинского общества, и тем более олигархи, хорошо осведомленные о том, что «опоздавшие» выбывают из игры. Экс-глава Донецкой области Сергей Тарута в своей статье уже год назад отметил, что «вместо более быстрой модернизации Украина всё больше погружается в политический вакуум». А на днях в Киеве собрались — по неофициальным источникам — бывшие и нынешние олигархи, которые после смены власти в феврале 2014 года все-таки остались на Украине. По имеющимся сведениям, все они были солидарны в оценке, что, дескать, «в стране идет что-то не так». Однако по поводу того, как реагировать на происходящее, мнения разошлись: одни выступили с инициативой создания новой партии, другие говорили, что оказывать влияние на власть следует со стороны гражданского общества, и предложили учредить мощный «Союз промышленников», который бы отстаивал их интересы.
Сказали своё слово и те олигархи, которые эмигрировали на Запад, точнее, «выселились» из Украины, считая, что происходящее на их родине — временное явление. В Вене даже состоялся слёт «самоустранившихся / выжидающих» украинских олигархов. Принимал их господин Фирташ, который ныне находится в Австрии, ожидая решения об экстрадиции в США. По слухам, одна из центральных тем разговора касалась вопроса проведения новых, досрочных парламентских выборов. А это значит, что, во-первых, Верховную Раду в нынешнем ее виде не воспринимают всерьез, а во-вторых, объявляют недоверие парламентским партиям — и властным, и квази-оппозиционным, в том числе президенту и правительству.
Конечно, одно дело, если бы недовольство олигархов росло на фоне эффективных мер по борьбе с ними, а западные инвесторы теснили украинских олигархов с рынка. Однако тревога олигархов основана на их неспособности зарабатывать, как раньше, и с обеспокоенностью появлением других, которые стали богатеть с удвоенной скоростью — оставив на сухом пайке часть «старых» олигархов и разрушив иллюзии тех, кто верил в «жизнь по-новому».
Таким образом, «деолигархизация» превращается в простое перераспределение собственности и «нео-олигархизацию». «Старые» олигархи могут сконцентрироваться вокруг нового режима и восстановить свое влияние. В противном случае «новые» олигархи, декларируя борьбу со «старыми», плотно наполнят карманы, а затем, спасаясь от расплаты, начнут защищать свои завоевания через политику.
Заявили о своём желании заполнить кристаллизующийся политический вакуум и представители украинского политического класса и олигархического бизнеса, сбежавшие в Россию. В первые дни августа экс-премьер Николай Азаров объявил на пресс-конференции о создании «Комитета спасения Украины», целью которого, по его словам, станет смена нынешнего руководства страны. КСУ назвал и предлагаемого на должность президента — в лице бывшего народного депутата от Партии Регионов Владимира Олейника, а самого Азарова провозгласил кандидатом на пост премьер-министра. «У меня нет никаких сомнений, что мы вернемся и поможем украинскому народу», — цитирует РИА Новости слова Азарова. КСУ, призванный впоследствии выполнять функцию правительства Украины в изгнании, имеет программу-минимум из пяти пунктов:
- Немедленное прекращение войны на Донбассе.
- Принятие новой Конституции Украины, в которой будут закреплены федеративное устройство, а также украинский и русский языки в качестве государственных.
- Разоружение бандитских формирований и прекращение разгула бандитизма.
- Отмена военного сбора и законов, связанных с войной. При этом необходимо восстановить деловые и партнёрские отношения с Россией.
- Немедленная реализация антикризисной программы.
Всё это, несомненно, возможно для оздоровления ситуации. Но, как известно из мировой истории, таким «спасателям» в изгнании редко удавалось вернуться восвояси, снискав благодарность своего народа. Заново завоевать доверие почти невозможно.
Претенденты на роль заполнителей политического вакуума на Украине уже дали знать о себе, однако ныне присутствующие в стране властные игроки всё ещё не признают, что консолидация «евромайдановского режима» не состоялась. Подобное самодовольство и игнорирование тупика, в котором оказалась страна, имеют множество источников. В первую очередь, основу даёт непосредственное участие представителей США в управлении государственными структурами. Тотальная зависимость киевской власти от США подтверждается ежедневно. По описанию внутренних и зарубежных аналитиков, Президент и его окружение не могут совершать даже малейших действий без благословения американских кураторов. Такую зависимость подтверждает множество примеров: и тот факт, что в правительстве страны ведущие посты занимают иностранные специалисты, рекомендованные американскими политиками; и какими методами назначаются губернаторы — в лице Саакашвили и прочих; и то, что генпрокурор публично обратился к представителям американского посольства с просьбой о содействии правоохранительных органов США в расследовании многих кризисных дел, которыми уже занимается ФБР со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Так как экономика Украины — по словам нардепа Луценко — «практически находится в состоянии дефолта», её финансовую жилку держат в своих руках МВФ и Мировой Банк, по каплям утоляя её жажду. Надо сказать, что значительная часть граждан Украины спокойно относятся к непосредственному участию американцев в «управляемом хаосе», что опять же объясняется множеством причин. В течение многих лет украинцам промывали мозги, поэтому они воспринимают американских хозяев как манну небесную и некий мифический «украинский шанс». Не случайно в телевизионном шоу «Шустер Live» процитировали результаты социологического опроса в областях Украины: большинство украинцев хотели бы видеть Саакашвили в роли губернатора своей области. Есть и равнодушные к происходящему граждане, они вздыхают, но надеются — конечно, на США.
А украинский национал-радикализм до сих пор сохраняет свою роль американского политического инструмента, что подтверждает и посол Джеффри Пайетт, бросившийся реабилитировать «правосеков» перед американскими сенаторами после «мукачевских разборок». Для США и для Пайетта лично радикалы были и остаются мощным рычагом влияния. Это не только способ давления на Порошенко и «побратимый» ему олигархат, это сила (преимущественно молодые люди), которая используется для ударов по «автономистам».
В среде националистических лидеров не наблюдается серьезной критики по поводу вмешательства США и управления американцами «самостийной Украиной». «Произведенная американцами коррекция украинской националистической идеологии, — пишет Андрей Уваров в статье «Американская власть на Украине, или Управляемая самостийность», — привела к тому, что и сам «белый вождь» Билецкий, и «правый вождь» Ярош, и «гидроцефалический вождь» Семенченко, и «мужеложеский вождь» Ляшко угодливо служат теперь на побегушках у тех, кто отстегивает украинскому национализму финансовую пайку». Они могут быть использованы по методу «разделяй и властвуй». Для отражения попыток отхода от такого курса со стороны сидящих в парламенте, правительстве, креслах местной власти и т.д., «качающихся», слабых или «предателей», могут организовываться шествия, народные вече, майданы, налёты на «коррупционеров», поддержка убийц или запугивание непослушных оппозиционеров, инакомыслящих, коммунистов, сепаратистов и т.д.
Они готовы, в случае вакуума власти, насильственно заполнить эту нишу, несмотря на возможное недовольство европейцев или американцев. Такой сценарий не является фикцией, ведь «Правый сектор» и другие военизированные структуры и формирования, не входящие в состав Вооруженных сил Украины, не разоружены и даже порой привлекаются для борьбы с «сепаратизмом».
Эти обстоятельства увеличивают опасность скатывания в политический вакуум на базе тупикового состояния всех дел страны — так что даже простым обывателям бросается в глаза «элегантный» уход с серьёзной сцены украинского общества Евросоюза и, более замедленными темпами, США. Происходит то, на что, по-видимому, сценаристы украинских событий не рассчитывали. Не получился «украинский блицкриг», и чем больше все это тянется, тем больше время работает отнюдь не на тех, кто хочет достичь легитимности бандеровской идеологии — консолидирующего фактора нераздельной и независимой государственности Украины.
Все мы хорошо помним, что упомянутый процесс начался с раскручивания желаний украинцев быть ассоцированными партнёрами ЕС, а «евромайдан» ратовал за обустройство страны по европейским ценностям, за свободное перемещение украинцев по странам ЕС и за полноценное членство в ЕС в ближайщем будущем. Но эти мечты испарились с разрушением украинской экономики, навязанной насильственной бандеровско-националистической идеологией и русофобией, а также вспыхнувшей на этой основе братоубийственной гражданской войной на Донбассе. Европа вздрогнула от присоединения Россией Крыма, и с тех пор «не находит себя», осознав, что недооценила мощь и решительность России в представлении и защите своих интересов. А ЕС, присоединившись к США в провозглашении санкций против России, больше всего наказал самого себя — ведь выявились разногласия между странами ЕС, потерявшими большую часть российского рынка, и много чего еще.
Самым конструктивным участием европейских лидеров в урегулировании «украинского конфликта» была встреча в Минске первых лиц Германии, Франции, России и Украины. Разработанная ими декларация из 11 пунктов продемонстрировала возможность выхода из кризиса. На короткое время появился свет в конце тоннеля — однако к минским договоренностям так и не смогли привязать геополитические интересы США, и приверженцы «замороженного кризиса» добились продолжения военных поставок и финансирования войны. Мир не восстановлен, погибают люди, разрушаются поселения, хаос «гибридной войны» продолжается.
В настоящее время ЕС уже больше всего загружен собственными судьбоносными проблемами — дефолтом Греции, возможно, Португалии и других стран, вопросами миграции из Северной Африки и прочим. Сейчас не до Украины. А в США уже началась предвыборная кампания, и традиционно в этот период Америка погружается во внутренние проблемы. Для Украины оставляют уже действующих кураторов, и в первую очередь администрацию и задействованные в подготовке вооружённых украинских формирований силы НАТО. Деятельность их ограничена узкопрофессиональной сферой, так что они не обладают полномочиями вмешиваться во вновь возникшие внутренние или геополитические проблемы Украины.
Получается, что Украину соблазнили и оставили в одиночестве — иными словами, в тупике. Кроме всего прочего, нынешние власти со своей русофобской идеологией не собираются отвернуться от дальнейшей милитаризации страны, от насильственного призыва граждан и от продолжения войны на территории своей страны, против своих граждан. Правительству нечем платить за энергоносители, и неизвестно как решится вопрос отопления в зимнее время, и что будет с выплатами государственного долга.
Так как не решаются проблемы экономики, коррупции, роста безработицы, инфляции, падения курса гривны, отсутствия товаров первой необходимости, лекарств, нужного медицинского обслуживания и т.д., то, естественно, продолжатся и будут расширяться противовластные массовые выступления по всей стране.
В октябре сего года должны быть проведены местные выборы. Все вышеупомянутые проблемы могут вылиться в общее недоверие к власти.
Вот круг и замкнулся: страна в тупике и вакуум власти. Какие могут быть сценарии исхода этого кризиса, и какие шансы у Украины для выхода из этого состояния? Многие показатели предвещают самый нежелаемый, но, к сожалению, весьма возможный тяжелый исход. «В случае срыва минских договоренностей, военное командование Украины будет вынуждено ввести военное положение», — заявил 14 августа секретарь СНБО Александр Турчинов. По мнению президента Центра системного анализа и прогнозирования Ростислава Ищенко, «полномасштабная война на Донбассе начнется в конце лета». То есть прежде чем США замкнется на предвыборную президентскую кампанию, самые ожесточённые стороники войны на Украине заставят мир плакать. После такого поворота событий у Украины, да и у Европы, будет очень мало шансов на благополучный исход.
Вероятен и более приемлемый вариант — если, вслед за минскими договоренностями, европейские, российские и украинские лидеры ещё раз сядут за стол переговоров под флагом ООН и договорятся о непосредственном практическом принуждении мира на всей украинской территории. Тогда за определённое время Украина станет «протекторатом» этих стран под флагом ООН. Такой вариант отодвинул бы суверенное существование Украины как самостоятельного государства, однако дал бы народу шанс на выживание.
Самым удачным вариантом могло бы стать отрезвление всех украинских политических сил. Все те, кто сейчас возглавляет страну, и те, которые хотят заполнить политический вакуум или спасти Украину от безнадёжного хаоса — то есть все настоящие патриоты — должны сесть за стол примирения и сообща потрудиться над воссозданием и процветанием своей родины. А всем тем политикам и «глобальным хищникам», которые заварили эту кашу, хорошо бы на определённое время отстраниться от вмешательства в дела страны и забыть о своих геополитических интересах. Только такой вариант — настоящий шанс для украинского народа.