В Брюсселе открылось первое заседание комитета ассоциации Украина-ЕС. По данным украинского МИДа, на повестке дня четырехдневного мероприятия — вопросы практической реализации экономической части соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
Предполагается, что замминистра иностранных дел Украины по вопросам евроинтеграции Владислава Рутицкая проведет ряд встреч с представителями ключевых директоратов Еврокомиссии, чтобы обсудить вопросы торговли, ветеринарного и фитосанитарного контроля, а также дальнейшую либерализацию торговых отношений в рамках зоны свободной торговли.
Напомним: 12 сентября 2014 года Россия, Украина и Евросоюз согласовали компромиссный вариант реализации соглашения об ассоциации Украины с ЕС, который будет действовать до конца 2015 года. В его рамках ЕС сохраняет право беспошлинного доступа украинских товаров на европейский рынок, европейский экспорт на Украину продолжает облагаться пошлинами, а Россия и Украина, в свою очередь, сохраняют режим свободной торговли в рамках СНГ.
Однако 1 января 2016 года срок действия компромиссного варианта истекает, и зона свободной торговли между ЕС и Украиной должна заработать в полном объеме.
Для Украины вхождение в единый рынок ЕС означает постепенное снижение пошлин и снятие нетарифных ограничений. По большинству товарных позиций на это отводится семь-десять лет. Чтобы украинские товары получили доступ на рынок еврозоны, Украине предстоит внедрить европейские техрегламенты в отношении своей продукции — на это отводится три-пять лет. По соглашению, дополнительные преференции стороны смогут применять для национальных производителей сельхозпродукции и легковых автомобилей еще на протяжении 15 лет.
Соглашение с ЕС, кроме того, предполагает, что Киев проведет комплекс реформ, которые затронут практически все сферы — от госфинансов до защиты прав потребителей и повышения требований к защите окружающей среды.
В Киеве уверены, что долгосрочный эффект от соглашения будет исключительно положительным. В выигрыше, как ожидается, окажутся текстильная отрасль, сельское хозяйство, производство растительного масла и экспорт цветных металлов.
В России к свободной экономической зоне ЕС-Украина относятся насторожено. Еще осенью 2014 года глава российского МИДа Сергей Лавров предупредил о вероятном прекращении действия льгот в рамках зоны свободной торговли СНГ (это преимущественно беспошлинная торговля между странами), а первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что российское правительство может запустить защитные меры и в одностороннем порядке.
Как на деле выглядят перспективы зоны свободной торговли Украина-ЕС, и как планы экономической евроинтеграции «незалежной» отразятся на России?
— Украина по-прежнему остается инструментом давления на Россию в руках Запада, — уверен руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов. — Этот инструмент, в частности, блокирует евразийскую интеграцию. Все-таки Украина была ключевой экономикой, которую действительно нужно было интегрировать в Евразийский союз, и за которую шла борьба на протяжении 2013 года. Но эта борьба показала, что у России нет стратегического плана развития для Евразии, потому что РФ — член ВТО, и ориентируется на нелиберальные стандарты.
Украина в еще большей степени, чем Россия, ориентируется на нелиберальные стандарты, и в этом — причина ее ассоциации с Евросоюзом. Однако зона свободной торговли с ЕС не принесет «незалежной» экономического роста. Как была украинская экономика в депрессивном состоянии, так и останется, поскольку для производителей Украины — прежде всего, промышленных — очень мало возможностей в зоне свободной торговли.
Эта зона, скорее, еще сильнее открывает Украину для американского и европейского капиталов, и, видимо, будет увязана с реформами, которые в «незалежной» уже идут, и которые оттесняют местную олигархию от политики и наиболее выгодных сфер бизнеса.
Другими словами, Запад продолжает интегрировать Украину в свое экономическое пространство, и продолжает осваивать ее ресурсы.
«СП»: — Как в этой ситуации будет поступать Россия?
— Вряд ли Россия сейчас может серьезно ущемить Украину, потому что торговые отношения между нашими странами практически сведены на нет. Мы не видим в РФ украинских товаров, и это — результат собственной политики Украины. Киев самостоятельно отказался от разумного принципа, согласно которому страна между ЕС и Россией должна, с точки зрения политики, сидеть на двух стульях.
На мой взгляд, для Украины уже все определено — она все дальше движется в сторону ЕС. Разрыв с Россией в значительной мере произошел, негативные последствия его очевидны, и со временем их будет только больше. Чем дальше Украина будет интегрироваться в европейскую систему, тем более очевидным станет, насколько низкое положение ей там отведено и насколько примитивной должна стать украинская экономика. Уже сейчас на Украине ликвидируют университеты — и это признак, что украинское общество перестраивается под свою новую роль в Европе: сырьевого придатка ЕС.
Повторюсь: Россия в этой ситуации ничего сделать не может. Тем более, РФ заняла позицию примирения с нынешней Украиной — несмотря на националистический киевский режим и политический террор в отношении украинцев, выступающих за добрососедские связи с Россией. Позиция РФ очень мягкая, поэтому, скорее всего, критическими заявлениями Москвы по поводу ассоциации Украина-ЕС дело и кончится…
— Для полноценного вступления в силу соглашения об ассоциации с ЕС документ должны ратифицировать парламенты всех членов Евросоюза, — напоминает замдиректора центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдан Безпалько. — Между тем, парламенты как минимум десяти европейских стран не будут даже рассматривать данный вопрос в текущем году. Поэтому ассоциацию нельзя считать по-настоящему состоявшейся.
Да, до конца 2015 года ЕС сохранил льготный для Украины режим, в рамках которого Киев имел определенные квоты на поставку в Европу своей товарной продукции. Нюанс заключается в том, что квоты эти весьма незначительные, и по ряду позиций Украина исчерпала уже несколько годовых (!) квот. Например, «незалежной» выделили годовую квоту на поставки зерна в объеме 950 000 тонн. При этом сама Украина способна производить зерна в 30 раз больше.
Для России, безусловно, зона свободной торговли Украины и ЕС представляет потенциальную угрозу. Другое дело, что «незалежная», погрязла в экономическом коллапсе и находится в состоянии гражданской войны, а население ее стремительно нищает. Это значит, что страна уже не представляет собой привлекательного рынка для производителей Евросоюза.
Раньше Украину предполагалось прокредитовать по прибалтийскому сценарию, чтобы ее население получило деньги в долг, могло в течение пяти-шести лет скупать европейские товары, и таким образом дало бы толчок экономике еврозоны. Сейчас такой вариант однозначно невозможен: любые кредиты Украине в нынешней ситуации будут проваливаться, как в черную дыру. Раз так — то и ассоциация с ЕС в ее первоначальном виде находится под большим вопросом.
На мой взгляд, наш ответ Украине и ЕС должен заключаться в укреплении границ. И в первую очередь — границ с Белоруссией и Казахстаном, откуда на российскую территорию, по некоторым данным, идет поток контрабандных товаров европейского и китайского производства соответственно. Нам необходимо вырабатывать защитные механизмы, иначе российский рынок может существенно пострадать…
— Реакция России зависит от того, каким образом будут пересмотрены положения о создании зоны свободной торговли Украина-ЕС, — уверен заместитель директора Института стран СНГ, политолог Владимир Жарихин. — Но в целом, актуальность темы об ассоциации для Москвы снизилась, и прежде всего — благодаря действиям Киева. Украина, напомню, присоединилась к антироссийским санкциям, и по своей воле перестала с нами торговать.
Вместе с тем, ситуация выглядит крайне цинично. Нынешние киевские власти свергли экс-президента Виктора Януковича за то, что он попытался пересмотреть соглашение о зоне свободной торговли. А сейчас, по сути, занимаются тем же самым…
Андрей Полунин