Сравнительно недавняя отставка главы СБУ Валентина Наливайченко, в свое время наделавшая много шума, уже как бы отошла на второй план. Теперь в Киеве и его политических окрестностях обсуждают следующие кадровые перемены — почти состоявшуюся отставку министра экологии Игоря Шевченко и вполне вероятную — министра здравоохранения страны Александра Квиташвили. Особую пикантность кадровым переменам в правительстве добавило в это же время назначение на должность главы.
Национальной комиссии по регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) бывшего менеджера компании «Рошен» 24-летнего Дмитрия Вовк.
Последний, как утверждает его бывшее непосредственное руководство, проработав неполные два года в России в качестве менеджера по продажам, был уволен в конце 2014-го года как не справившийся со своими обязанностями. Однако, спустя короткое время, 30 декабря 2014-го года, был назначен сначала исполняющим обязанности НКРЭКУ, а 29 июня указом президента Порошенко окончательно утвержден в этой должности.
Коалиционное правительство разваливается на глазах
На самом деле, не так важно, кто назначен, а кто снят с должности. Куда важнее, что происходит с самим правительством, сформированном в свое время по коалиционному принципу. То есть правящая коалиция получала определенные посты в правительстве, которые распределяли не по профессиональным, а политическим принципам — то есть по лояльности той политсиле, которая назначала на выделенный ей пост своего представителя. Конечно, говорить о профессиональных, деловых и прочих качествах таких назначенцев приходится во вторую очередь. К тому же не стоит говорить и о каком-то общем командном духе. В Кабмине, сформированном по такому принципу, всегда царил дух политического фарисейства — ведь назначенцы были прежде всего политиками, а потом уже профессиональными отраслевыми менеджерами.
«Это не кадровые ошибки, само правительство — одна сплошная ошибка, — утверждает политолог Кость Бондаренко. — Сейчас пытаются, при общей склонности правительства к популизму и, скажем так, к не совсем рациональным действиям — находить «крайних». Такая попытка замены людей, кадров, ничего не даст. Видимо, надо менять систему».
«Дело не в личностях, дело в системе, — согласен руководитель центра «Третий сектор» Андрей Золотарев. — Ведь основа, на которой был сформирован этот Кабмин — пресловутый квотный принцип, а именно — постмайданные договоренности о разделе власти, которые были пролонгированы после парламентских выборов, когда более месяца выясняли, кто же все-таки на них победил.
Несомненно, ситуация в Кабмине радикализировалась в связи с общеполитической ситуацией в стране. Дело в том, что в последующие после формирования правительства месяцы рейтинги партий, образовавших правящую коалицию, существенно изменились. Так, возглавивший коалицию «Народный фронт» Арсения Яценюка к началу лета 2015-го года растерял свой рейтинг до 1,5 — 2 процентов, президентский Блок Петра Порошенко, сохранив свои позиции, перешел на первое место, а явно отстававшая от политических лидеров «Батькивщина» Юлии Тимошенко нарастила рейтинг и вышла на второе место.
Получилось, что коалиционное правительство, сформированное по квотному принципу, не отражает сегодня реального распределение политических сил в обществе.
«Теперь, судя по динамике экономических, социальных и политических процессов, эти постмайданные договоренности дали трещину, — полагает Андрей Золотарев. — Это видно и по отставке Валентина Наливайченко, это видно по полуоппозиционному поведению «Батькивщины»… Отставка того же министра экологии Игоря Шевченко связана не с тем, что он летал в Ниццу, а с тем, что появились желающие перераспределить посты, портфели в Кабмине».
«У нас сейчас действует Конституция парламентско-президентская. Правительство — это, вообще говоря, прерогатива (за исключением нескольких должностей) — парламентского большинства, напоминает политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. — А парламентское большинство у нас, корректно скажем, сложное. Там переплетены интересы политические, бизнес-интересы, интересы олигархов и т.д. Поэтому, правительство, которое в итоге получилось, тоже правительство сложное, со всякими неадекватностями».
Уход иностранцев был предопределен
На фоне происходящих и ожидаемых отставок в Кабмине Украины, особую роль играют так называемые легионеры. Еще совсем недавно приглашение на роль министров, руководителей важнейших для страны ведомств иностранными гражданами и президентом, и премьером преподносилось, как серьезное достижение в решении проблем страны.
«Роль иностранцев во втором правительстве Арсения Яценюка заключалась в том, чтобы отвлечь внимание от поражений первого правительства Яценюка, — утверждает Руслан Бортник. — Ведь на момент формирования второго кабинета в декабре прошлого года, фактически Яценюк находился в должности уже более полугода, так что можно было уже с него отчет спрашивать, а не назначать второе правительство».
По мнению эксперта, задача министров-иностранцев была каким-то образом сформировать позитивный имидж этому правительству за границей, и отвлечь внимание украинского общества от внутренних проблем. Ведь иностранцы, принятые в Кабмин, сразу же заговорили о реформах, о том опыте в их проведении, который был у них накоплен в других странах. Такой пиар-ход дал возможность еще на несколько месяцев оттянуть начало конца Кабмина.
«Сейчас иностранцы уходят по той причине, что они свою роль сыграли, — утверждает Руслан Бортник. — У нас на носу выборы и конституционная реформа. Это требует максимальной концентрации административных рычагов, и поэтому иностранцев с должностей будут выдавливать, кроме, возможно, Натальи Яресько, которая чувствует себя хорошо в системе».
«Кроме того, никто не снимал необходимости показательной порки министров, поскольку падающие рейтинги власти требуют принятия каких-то мер, — предполагает Андрей Золотарев. — Это как раз то, о чем предупреждали, когда все были в восторге от министров-легионеров. Я имею ввиду Квиташвили. А предупреждали о том, что это очень удобный объект для того, чтобы потом на него переложить всю ответственность за провал».
Как видно, масштабность стоящих перед властью задач и отсутствие рычагов, опыта и возможностей их решать, толкает власть на принятие, как считают эксперты, неадекватных решений.
«Потому что назначать человека, который уже попробовал себя и полностью провалил работу в одной стране, назначить его в другую — я имею ввиду министра здравоохранения Александра Квиташвили — это, конечно, полная неадекватность, — считает Михаил Погребинский. — Или, например, назначение Михаила Саакашвили губернатором Одесской области — это тоже неадекватность. Но объясняется это вот этой сложностью коммуникаций, интенций разных игроков, которые определяют, каким должно быть правительство».
Особая роль министра МВД Авакова
Практически все эксперты отмечают, что в стране не идет сколько-нибудь существенной реформ министерства внутренних дел, а министр, не случайно названный в СМИ «министром Фейсбука», в большей степени занимается политической пропагандой, чем охраной общественного порядка.
«Я думаю, это — ключевая фигура, вокруг которой сейчас проходит противостояние, — полагает Руслан Бортник. — Насколько мне известно, премьер Арсений Яценюк поставил вопрос грубо: если уйдет Аваков, уйду и я… А это грозит развалом коалиции, и в этом западные партнеры обвинят президента, Порошенко к этому пока не готов».
Сам министр, безусловно, чувствует свою неустойчивость. Поэтому, видимо, вдруг стал проявлять активность не только в соцсетях. Так, на днях, прибыв в один из регионов, вместе с батальоном «Миротворец» разогнал за коррупцию целое управление милиции. Однако отдельными акциями общей ситуации не исправишь.
«Премьер прекрасно понимает, что Аваков — это его ключевой «оловянный солдатик», без него Яценюк рискует превратиться просто в «свадебного генерала», поэтому он Авакова не сдает, — предполагает Руслан Бортник. — Хотя все основания, начиная от правовых и заканчивая политическими, для отставки Авакова уже сформированы».
В то же время, как полагают эксперты, смена министра МВД на фоне уже отправленного в отставку руководителя СБУ будет смотреться крайне негативно.
«Пока не будет договоренности относительно смены Авакова и, соответственно, переформатирования коалиции в целом, пока не будут достигнуты соглашения с западными партнерами, глава МВД сохранит свой пост», — считает Руслан Бортник.
И все же финал коалиции и правительства будет долгим
Отставки министров, резкие изменения рейтингов политических партий, образовавших сначала правящую коалицию, а потом и правительство, предопределили нарастающий кризис власти в Украине.
«Проблема в том, что эта коалиция и этот Кабмин двинулись к своему финалу. Мы видим просто начало процесса, который, очевидно, завершится как отставкой Кабмина осенью, так и, возможно, досрочными выборами Верховной Рады уже в 2016 году, — считает Андрей Золотарев. — Эта Верховная Рада, и эта коалиция уже абсолютно не адекватны ни общественным настроениям, ни ситуации в стране».
В этой истории важно не только переформатирование политического поля. Не менее важно и наведение элементарного порядка с формированием бюджета, распределением средств, то есть выполнение той самой черновой работы, которой так чураются министры-политики.
«Для начала надо разобраться, что является первичным, что вторичным, определиться с рынками сбыта, определиться со стратегическими партнерами, — утверждает Константин Бондаренко. — Определиться с тем, откуда появляются деньги, как они попадают в бюджет. Определиться с тем, что такое децентрализация, сколько должно денег оставаться на счетах, а сколько должно направляться в центр. Каким должен быть военный бюджет, каким должен быть мирный бюджет? Все это необходимо привести к общему знаменателю».
Между тем, такой финал коалиционного правительства, о котором говорят эксперты, должен быть решен комплексно.
«Выход тут, конечно — внеочередные выборы парламента, — полагает Михаил Погребиинский. — Осенью было бы правильно провести внеочередные выборы, откорректировать закон, и по этому закону провести выборы. Но это дало бы позитивный результат, если б одновременно по другим направлениям, самым важным — например, в вопросе войны и мира — была бы выбрана адекватная линия. Например, было бы реальное желание идти по пути реализации минских соглашений. Но этого желания нет. Парламентская коалиция против того, чтобы идти по этому пути. И президент вынужден с этим считаться… Трудно сказать, какую он на самом деле ведет игру, но ясно, что он находится в невероятно сложном положении, которое может измениться только в том случае, если будет новый парламент».
Однако провести досрочные парламентские выборы так же представляется маловероятным.
«Сегодня я не вижу такой перспективы, по разным причинам, в том числе потому, что досрочные выборы не будут поддержаны зарубежными спонсорами вот этой команды, которая пришла к власти, — утверждает Погребинский. — Поскольку в результате выборов точно будет парламент не такой провоенный и антироссийский, как сегодняшний. И американцам не нравится, конечно, что там (в Раде — ред.) есть разные радикалы, но нравится, что они все настроены антироссийски и прозападно. Поэтому они точно не поддержат такую инициативу, если бы с ней вышел президент».
Получается, что украинская власть находится в тупике. Нынешнее правительство, сформированное не по профессиональному и командному принципу, а по принципу политической лояльности, проработав чуть более полгода, начало разваливаться. Переформатирование (то есть новые выборы) украинского парламента, утвердившего такой Кабмин, пока невозможны, а без этого невозможно и дальнейшее развитие страны.
Захар Виноградов, Украина.Ру; Андрей Лубенский, РИА Новости-Украина