В мае президент Владимир Путин подписал пакет поправок в законодательстве России о мерах пресечения деятельности нежелательных неправительственных организаций. Речь идёт не только о цензуре, штрафах, административном наказании. Особенно упорствующим в своей деятельности грозит лишение свободы до семи лет.
Что это? Наступление на демократию? Начало репрессий? Воплощение страшилок о «кровавой гэбне»? Или всё-таки необходимая мера по обеспечению государственной безопасности?
Рассматривая мотивы введения таких «крутых» мер, следует отметить, что не обошлось без учёта горького опыта Украины.
«На Украине на протяжении последних 20 лет в каждом муниципалитете работала НКО. Теперь мы видим результат этого воздействия — они «переобули» против России почти целую страну. К этому привели, во-первых, финансирование, во-вторых, технологии манипулирования сознанием общества», — сказал секретарь Общественной палаты РФ, сопредседатель «Общероссийского народного фронта» Александр Бречалов в интервью «Известиям».
Долго отмеряли
Надо отметить, что Общественная палата с большой осторожностью подходила к решению этого вопроса. В конце ноября прошлого года был заслушан посвящённый НКО доклад, главной темой которого была тенденция к снижению интереса общества к деятельности некоммерческих организаций. Особенно остро тогда звучал вопрос о разграничении политической и социально-ориентированной их работы.
К предыстории вопроса следует добавить, что более ранняя попытка контроля и регуляции общественного сегмента с помощью закона 2012 года (о предоставлении статуса иностранного агента неправительственным организациям) особого успеха не имела. Как заявили в Минюсте, за последние два года финансирование третьего сектора подозрительно увеличилось более чем в 10 раз. К рассмотрению работы каждой из организаций необходимо подходить дифференцированно, а поэтому решение о прекращении деятельности нежелательной международной некоммерческой организации будет приниматься генеральным прокурором вместе с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации международной государственной политики.
Кроме кнута предлагается и пряник — в виде государственной поддержки грантами социально полезной деятельности. Основанные зарубежными фондами организации получают возможность перейти на отечественное финансирование и таким образом «обрусеть». Суммы, которые выделяются государством на поддержку НКО, достаточно значительные: по словам главы Счётной палаты Татьяны Голиковой, в 2012-2014 годах на поддержку социально значимых проектов НКО в рамках президентских грантов было выделено 7,5 млрд рублей, а в 2015 году будет выделено дополнительно ещё 765 млн рублей.
Незаметные на первый взгляд факторы «мягкой силы», как показывает двадцатилетний дрейф Украины в сторону Запада, могут служить причиной не только смены власти, но и деградации идеи государственности.
Не забыли об НКО и в ДНР
Хорошим уроком для России может служить и опыт Донецкой Народной Республики. Для противодействия антигосударственной политике объединённого мирового креаклиата глава ДНР А. Захарченко издал указ о запрете деятельности неправительственных организаций на территории республики.
Казалось бы, логичное решение, только почему оно не было принято сразу? Все вопросы отпадают, если вспомнить, что ДНР — республика сражающаяся, и государственное строительство ведётся буквально «с колёс» и «на вчера».
Буквально недавно, в марте-апреле, республиканские власти в целом наладили выплату пенсий. Незадолго до этого вооружённые силы республики перестали быть ополчением, превратившись в регулярную армию. То есть именно сейчас Донецкая республика собственно формируется, наполняется реальным содержанием.
И если в это напряжённое время руководство республики находит время рассмотреть вопрос регулирования деятельности НКО на территории республики, значит, вопрос этот действительно важен наряду с созданием ВСН и системы социального обеспечения республики.
Почему важен? Подобные структуры, словно плесень, занимают места и ниши в социальной сфере, на которые у государства не хватает времени, средств или организационных возможностей. А как уже сказано, сейчас именно тот период государственного строительства, когда у руководства республики хватает времени и сил только на самое необходимое. Сфер, не охваченных вниманием, — пруд пруди. Молодое государство в столь трудном экономическом положении не может брезговать никакой помощью, которая облегчила бы страдания населения. Что создаёт благоприятные возможности для подрыва ДНР изнутри, если уж не получается сломить силой оружия.
Собственно, так и оказалось: активизация НКО в ДНР была связана не только с благотворительной деятельностью, но и с информационной поддержкой и сбором разведданных в пользу ВСУ. Это и спровоцировало издание столь «недемократичного» указа главы ДНР.
***
Для развития важны не только высокие технологии в промышленности, космической отрасли, но и высокие технологии в социальной и гуманитарной сфере. А законодательное и финансовое регулирование — только первый шаг на пути овладения «мягкой силой». Россия сильно отстала в и этом вопросе. Законы, аналогичные недавно принятым, давно уже действуют в США, Финляндии, Франции, Германии и являются необходимой мерой обеспечения суверенной государственной политики.
Что же до НКО, мне кажется логичным, что есть лишь две действительно серьёзных причины для выдачи им «лицензии»: общественный запрос и государственная необходимость. Обе они, как нетрудно заметить, формируются на месте, а не приходят из-за рубежа.