По словам представителя ДНР Дениса Пушилина, новая встреча в Минске состоится в течение 10 дней. Однако вряд ли на ней будут обсуждать меры по реинтеграции ДНР и ЛНР в состав Украины. На это не готовы ни сами республики, ни даже официальный Киев. Петр Порошенко продолжает отказываться от выполнения политической части Минских соглашений и вести предметный диалог с лидерами ополченцев по конституционной реформе.
Однако при этом Украина и не готова к возобновлению конфликта — не потому, что не хочет воевать, а потому, что занята сейчас централизацией власти. Так, худо-бедно продолжается процесс интеграции независимых добровольческих батальонов в украинские силовые структуры4 — до тех пор, пока Петра Порошенко в этом процессе поддерживают США и ЕС, главарям батальонов приходиться подчиняться. В том числе и «Правому Сектору», один из основных спонсоров которого Игорь Коломойский вынужден был признать свое тактическое поражение и уйти в тень. «Сейчас сложилась такая ситуация, что практически все добровольческие подразделения, которые были сформированы в первые дни-месяцы этого нашествия, перешли и получили статус официальных подразделений или Национальной гвардии, или ВСУ. Сейчас «Правый сектор» определяется, в какое подразделение они будут вливаться. Насколько я знаю, то выбор пал именно на ВСУ, поскольку ВСУ могут обеспечить их и тяжелой техникой, и артиллерией и выдавать вооружение и доставлять и все остальное», — пояснил спикер АТО Андрей Лысенко. При этом министр обороны страны Степан Полторак заявил, что никаких особых привилегий или полномочий в рядах ВСУ подразделения «Правого сектора» иметь не будут.
Как только процесс централизации завершится, Киев будет готов к возобновлению боевых действий. Однако это возобновление не нужно ни ЕС, ни Москве. А значит, сторонам пора менять отношение к Минским переговорам, и воспринимать их уже не как простую формальность, а как надежный способ глубокой заморозки конфликта. Судя по всему, Россия уже скорректировала подход. Так, она назначила нового представителя: вместо посла на Украине Михаила Зурабова Москву на этих переговорах будет представлять посол по особым поручениям МИД РФ Азамат Кульмухаметов. В украинском МИДе замену объяснили тем, что Михаил Зурабов «в силу своей интеллигентности и просто другого стиля ведения дел не вписывался в общую матрицу… российских представителей». Однако в России распространено мнение, что «интеллигентность» Михаила Зурабова объяснялась тесными связями с рядом представителей нынешней украинской власти. Российские эксперты и журналисты считали, что посол уже неспособен эффективно решать поставленные Москвой задачи (не случайно вопрос о его отставке даже поднимался в недавнем интервью Сергея Лаврова — авт.).
Заморозка конфликта на руку Москве, поскольку она лишает украинские власти возможности объяснять все проблемы в стране российским вторжением. В условиях стагнирующей экономики и падения уровня промышленного производства Киев все больше испытывает недостаток в средствах. В том числе и для платежей Москве. По данным Газпрома, с мая месяца заявка Киева на поставки газа выросла в 2 раза — до 20 миллионов кубометров в день (в результате чего общий объем закачанного газа с учетом реверса составил 1 мая 55 миллионов кубов). Отчасти это, конечно, связано с тем, что прямые поставки из России стали дешевле реверса, но Киеву все равно нужно больше газа для того, чтобы заполнять подземные газохранилища, из которых украинские власти изымали газ во время зимнего периода.
Украина усиленно ищет средства для пополнения госбюджета. Поэтому наряду с планами масштабной приватизации Арсений Яценюк озвучивает финансовые претензии к российскому газовому монополисту. «Общая сумма наших исков к «Газпрому», по контракту о закупке газа и контракту на транзит уже превысила 16 млрд. долларов».
«Цифра 16 млрд. долларов видится откровенно завышенной, — поясняет «Эксперт Online» сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. — Хотя в настоящее время нет четкого обоснования размера претензии, могу предположить, что 6 млрд. — это ожидаемые Киевом выплаты по двум искам, поданным в Стокгольмский арбитраж в 2014 г. Они касаются завышенной, по мнению украинской стороны, цены российского газа и низкого тарифа на его транзит через Украину, начиная с даты начала действия контракта, то есть 2009 года. 10 млрд. могут включать также стоимость более 2 млрд кубометров газа, который числился на балансе компании «Черноморнефтегаз» и находился в ПХГ Крыма, а также стоимость других активов крымской компании, 100% акций которой до 2014 г принадлежали НАК «Нафтогазу». Вряд ли Москва будет готова удовлетворять эти требования, даже частично.
Тем не менее, Киеву необходимо найти способ решения экономических вопросов с Россией до конца декабря. Напомним, что к 1 января 2016 года вступает в действие ЗСТ Украины и Евросоюза, а это значит, что Россия автоматически вводит заградительные пошлины на украинские товары и окончательно добьет украинский экспорт на российский рынок. А на других рынках, тех же европейских, украинские товары в целом не очень-то и ждут. Поэтому придется либо еще больше сокращать расходные статьи бюджета, либо просить деньги у ЕС, либо же идти навстречу желаниям России: как по Донбассу, так и в перспективе — по Крыму.