МВФ готов предоставить дополнительные кредиты и дать советы — но куда приведет страну увеличение долгового бремени перед «западными партнерами»?
Все больше признаков свидетельствуют о том, что европейцы разочаровались в новых киевских властях. Если сравнить то, что говорилось до Майдана и сейчас, то становится понятно, что речь не идет о том, чтобы Украина стала членом ЕС. Брюссельских чиновников интересовал новый рынок сбыта, куда можно будет продавать еще больше товаров из ЕС. Неслучайно, что после Майдана целый ряд чиновников из Брюсселя поспешили заявить, что вхождение Украины в ЕС — это если и перспектива, то очень отдаленная. Разрушен был один миф, в который поверили те, кто пошел за Майданом.
Другой миф рушится на глазах. Европа не готова предоставлять достаточное количество кредитов под одни лишь лозунги. На Украинском завтраке в Давосе бывший глава Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу говорил, что не видит никаких реформ в экономике, хотя прошел уже год. При этом он призвал власти в Киеве не ссылаться на ситуацию на востоке страны, так как под это объяснение, да красивые обещания европейцы не готовы выделять большие кредиты. Встреча в Давосе прошла в атмосфере гнетущего молчания, а также нескрываемого уныния со стороны делегации из Украины. Министр финансов страны, в недавнем прошлом гражданка США, Наталья Яресько говорила, что «Украина настаивает на том, чтобы жить по европейским ценностям — то есть со здоровым гражданским обществом и свободой печати». Однако всем, кто это слышал, было понятно, что речь идет явно не о сегодняшней Украине.
Киев ратует за финансовую поддержку со стороны США и ЕС и недоволен ее объемом. Да, действительно, ЕС, ЕЦБ и МВФ выделили, к примеру, Греции за пять лет 245 миллиардов евро кредитов. Все это время страна слушалась внешних советчиков и вот итог: государственный долг вырос до 180% ВВП, сама экономика сократилась на 25%. Медицина из бесплатной превратилась для значительной части населения в платную, ну а на фоне официальной безработицы в 27% — просто в недоступную услугу.
Любопытно, что во Всемирном банке греческий опыт считают успешным и рекомендуют его применить и России, мотивируя это тем, что непростые времена — это самый подходящий момент для проведения «реформ». 10 января в МВФ также похвалили реформы в Греции, увидев там «существенный прогресс» по ряду направлений, а Пол Томсен, глава команды экспертов фонда, отвечающей за советы политикам этой страны, высказал надежду, что ВВП Греции по итогам 2014 года покажет рост. Однако эти заявления выглядят малоубедительными — и такое мнение, по сути, было выражено в голосовании на досрочных парламентских выборах в Греции, после которых новый премьер-министр страны заявил, что главное — это рабочие места, а не советы извне.
За последние пять лет из-за «реформ» продажи автомобилей в Греции рухнули на 78%, объемы производства в промышленности упали на 25%, оборот розничной торговли сократился на 35%, — что не удивительно, когда только за прошлый год средняя заработная плата уменьшилась на 7%, причем не за счет инфляции, а за счет прямого сокращения уровня оплаты труда.
На Украине считают, что Греции не повезло, однако почему-то не замечают, что советы, которые давались этой стране в обмен на кредиты — практически те же, что дают Киеву в обмен на займы: сократить социальные обязательства, провести приватизацию всего и вся, а также четко слушаться всех указаний извне. В обмен Киеву обещают, что экономика Украины в лице корпоративного сектора сможет занимать под невысокие проценты, но до этого, по факту, надо будет набрать кредитов на десятки миллиардов евро от международных финансовых организаций. «Бонусом» пойдет подъем страны в различных списках «свободы слова», «транспарентности бизнес-среды» и прочих — это денег не стоит, так как в Вашингтоне умеют «работать» с рейтингами. Но что важно — списывать долги Украины никто из «западных партнеров» не намерен, а чтобы страна исправно платила по обязательствам, ей будут советовать сокращать социальные расходы для достижения бездефицитного бюджета: ведь тогда все превышение доходов над расходами пойдет на погашение взятых кредитов.
Отсюда и окрики из Вашингтона, что, мол, бюджет Украины «непрозрачен». Схема — понятна, но какая выгода от нее обычному человеку на Украине? Ведь под эту схему — кредиты —бездефицитный бюджет (в будущем, конечно) — процентные платежи — снимают дотации на ЖКХ, на электроэнергию, газ, взвинчивая тарифы в разы и доводя до мировых. Именно для этого в Киеве экономят на образовании, на медицине, переводя питание больных на платную основу. Именно поэтому уходит в небытие социальная ипотека, которая была еще год назад.
В бюджете Украины на этот год 88,9 миллиарда гривен выделено «на оборону», 34,5 миллиарда гривен — на «безопасность», то есть на эти два направления планируется потратить около четверти всех расходов бюджета. И это при том, что 29 января Начальник Генерального штаба Украины признал, что на территории Украины нет регулярных российских войск. И неудивительно, что МВФ требует от Киева постоянного пересмотра параметров бюджета Украины — а то напишут одно, на деле — получается другое, да кредиты еще просят…
Между тем, европейцы вслед за американцами недовольны тем, как расходуются заемные средства, поэтому руководитель Европейского управления по борьбе с мошенничеством Джованни Кесслер уверен, что должны расследоваться возможные случаи нецелевого использования кредитов ЕС на Украине, а для этого нужно создать совместный комитет Брюсселя и Киева.
А вот в МВФ поговаривают об увеличении кредитов для Украины. Понять логику фонда можно: ведь, если у Греции госдолг 180% к ВВП, то Украине еще есть, к чему стремиться. Но стоит ли Украине копировать опыт реформ Греции, чтобы в итоге прийти к выводу, что этот путь ошибочен?