Анализируя ситуацию на Украине, мы приходим к выводу, что поведение людей там диктуется системами, определяющими контекст ситуации (система состоит из агентов и агентств, идеология, ценности и власть которых создают ситуацию и диктуют роли и ожидания по отношению к поведению людей, находящихся в сфере ее влияния; ситуация — это поведенческий контекст, который с помощью вознаграждения и нормативных функций наделяет тем или иным смыслом роли и статус людей).
Следует признать, что народы Украины, как впрочем, и все народы, входящие в СССР, были в течение продолжительного времени мотивированы образом лучшего будущего — коммунизмом. Поражение в «холодной» войне и последующий распад Советского Союза предопределили поиски своего будущего каждым вновь образовавшимся субъектом исходя из новой, достаточно противоречивой, ситуации. Учитывая поляризацию между теми, кто разменял власть на собственность и остальными гражданами, образ будущего у этих социальных страт не совпадал. В создавшихся условиях значительная часть населения включилась в борьбу за то, чтобы попасть в число привилегированных членов пищевой цепочки. Большая же часть населения, осознав бесперспективность своего индивидуального поиска лучшей доли, начала поиск виновных в своих несчастьях.
Разуверившись в возможности изменения политической системы, сформированной на обломках УССР на принципах справедливости, значительная часть граждан Украины решила, что только членство в ЕС сможет помочь им побороть коррупцию, жить в правовом государстве и обрести достойное существование. Первоначальным импульсом, таким образом, стала борьба против олигархов и за место в среде европейских народов.
Но побеждает, как правило, тот, кто лучше организован. Лучше организованными оказались олигархи.
Им удалось включить антирусские архетипы галичан, которые формировались, начиная с момента вхождения в состав Польши в 1340 г., а затем с 1772 г. в составе Австрии. Результатом проведенного цивилизационного перекодирования стала замена ментального кода, обусловившего смену цивилизационной идентичности галичан, переход их в западное христианство и включение в западно-европейский суперэтнос. Радикальная часть неофитов восприняла нацистскую идеологию, которая проявилась в годы Второй мировой войны потоком добровольцев в дивизию СС «Галичина» (на 1 июня 1943 их насчитывалось более 80 тысяч).
И нацизм, и фашизм есть продукт западной цивилизации. Известный исследователь западной цивилизации Р. Осборн отмечал: «Национализм, ксенофобия и вера в превосходство белой расы, которые поразили европейское общественное сознание в конце XIX века и легли в основание фашистской догмы, прямо противопоставлялись таким принципам коммунизма, как интернационализм и всеобщее равенство….Нацизм вырос в эпоху, в которую все белые нации считали себя превосходящими любые другие».
«Даже Рузвельту, — замечает Р. Осборн, — было не по силам преодолеть глубоко укорененные привычки своих соотечественников — сегрегация по расовому признаку оставалась законодательно разрешенной в Соединенных Штатах до 1950-х годов». Именно поэтому ключевую роль в проведении нацистского переворота на Украине, разрушившего ее государственность, сыграли министры иностранных дел Великобритании, Германии и Польши, за спиной которых стояли американские и глобальные стратеги, являющиеся непосредственными организаторами и планировщиками украинской катастрофы.
Сетования на то, что при проведении на юго-востоке страны так называемой «антитеррористической операции» вооруженные формирования, осуществляющие карательную операцию, ведут себя не по-европейски, не соответствуют действительности. И. Р. Осборн это поясняет: «Чтобы извинить возможные и реальные зверства, цивилизованные европейцы убеждали себя в неполноценности, опасности и нецивилизованности врагов. Уничтожение таких людей было долгом перед человечеством». В соответствии с европейским подходом народы, чья территория должна быть зачищена, именуются «колорадами», «ватниками» и тому подобными эпитетами.
Повторение исторического контекста активизировало разные архетипы из структур коллективного бессознательного. Для бойцов Новороссии это православно-советские архетипы. Они проявлены в знамени Новороссии — Андреевский крест на красном знамени Победы, в приказе Командующего ополчением Донецкой Народной Республики о борьбе с мародерством, изданном на основании Указа Президиума В. С. СССР от 1941 года, в приказе о запрете матерной брани в армии Новороссии, апеллирующем к православным основам армии.
Для «Правого сектора» это архетипы дивизии СС «Галичина», которые делают возможным расстрел своих сослуживцев — за отказ убивать мирных жителей Новороссии (село Новодружеска).
Нацизм вновь используется западным миром против России. Объединенная Европа стремится взять реванш за свое поражение во Второй мировой войне. Нравственную планку человечности в экстремальных ситуациях могут держать очень не многие. Россия — одна из них.