Многие эксперты, политики, журналисты и общественные деятели подводили итоги годовщины начала Майдана, который принес Украине «торжество закона, демократии, европейских ценностей» и прочие вкусности. Краеугольной позицией, с которой стартовала «революция», было требование подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, и новая власть трубит об успехах прорыва Украины в лоно европейской семьи.
Власть имущие, конечно, уже давно не вылезают из общеевропейского дома. Там у них хранятся деньги, там учатся их дети и отдыхают на теплых морях и в высоких горах их семьи. Но как насчет отечественной экономики и реальных успехов ее внедрения на «самый большой в мире» европейский рынок?
Тут дела обстоят не так хорошо, как хотелось бы. Власть бодро рапортует о позитивном торговом сальдо Украины, которое за многие годы впервые вышло в плюсы. Достижением это назвать можно весьма условно, если учесть, что за январь-август импорт просел на $34.5 млрд. И случилось это вовсе не от того что Украина успешно провела масштабную программу по импортозамещению. Не от того, что были построены новые заводы, открылись новые предприятия, которые начали выпускать качественную продукцию, и украинцы начали «підтримувати національного виробника». Это случилось совсем по другим причинам.
Если взять позиции товаров питания, мы увидим, что их импорт сократился только из-за упавшей покупательной способности украинцев и дороговизны этой продукции вследствие девальвации гривны. Вот примеры наиболее значимых сокращений по позициям импорта этой группе: животные и продукты животноводства — минус 43.2% (в сравнении с аналогичным периодом 2013 г. по данным Госкомстата); рыба и ракообразные — минус 20.8%; готовые продукты питания — минус 10.2% и т.д.
Еще более «благоприятно» повлияло на торговое сальдо Украины падение импорта газа, нефти, продуктов нефтехимической отрасли, минеральных продуктов, машин, оборудования, электротехнического оборудования, котлов, станков и прочего. А это означает, что экономика остановилась. Не идет техническое перевооружение предприятий, нет нужды в сырье для остановившихся заводов.
Экспорт тоже потерял 6.8% в сравнении с аналогичным периодом 2013 г. А это означает сокращение поступления валюты в страну и дополнительный фактор давления на курс национальной валюты. В теории считается, что девальвация валюты благоприятно сказывается на экспорте страны. Но у Украины особый случай.
Да, по определенным позициям экспорта наблюдается существенный рост: зерно, подсолнечное масло, жиры. Здесь присутствует прямое влияние открывшихся рынков ЕС (хоть и по квотному принципу). Однако Украина никак не может покрыть этим потери от утраченных рынков в странах ТС. Экспорт в Россию сократился почти на 30%, от чего казна уже не досчиталась около 3 млрд. долларов. И это только начало — падение экспорта в РФ прогнозируется с показателем в 5 млрд. (при оптимистических расчетах). Продаваемое в ЕС зерно и жиры — это, конечно, хорошо, но рынок ТС — это в первую очередь промышленная продукция с большой добавленной стоимостью.
Адепты европейского рынка твердят, что падение торговли со странами ТС и в первую очередь с Россией, наблюдается из-за войны на Востоке, где остановились многие промышленные предприятия, и увязывают его с торговыми ограничениями со стороны РФ. На это можно попробовать списать экспортные проблемы — но отнюдь не полностью.
Наглядным примером этого является флагман отечественного ракетостроения «Южмаш»: Украина сама создала ему барьеры, закрывая сотрудничество с традиционными партнерами. По сравнению с прошлым годом производство на предприятии упало на 80%. Уже несколько месяцев работники не получают заработную плату. 700 человек, в том числе серьезных и опытных специалистов уволилось. По итогам I полугодия «Южмаш» получил убыток более чем в 600 млн. грн., имея задолженность за электроэнергию свыше 100 млн. грн.
Дело в том, что главное космическое предприятие страны является непосредственным участником нескольких весьма крупных международных космических проектов и практически все они реализуются при поддержке России. Наиболее известен из них Sea Launch («Морской старт») — запуск ракеты-носителя Зенит-3SL днепропетровского производства с платформы Odyssey в Тихом океане. В 2009 г. Международная академия астронавтики признала Sea Launch научно-техническим прорывом года.
А что Яценюк и Порошенко могут предложить «Южмашу» в противовес российскому сотрудничеству? Слабо верится, что NASA, ради жеста доброй воли и заботе об украинской промышленности будет перебрасывать производство серьезных элементов собственной космической программы в Украину. И в такой же ситуации оказались из-за наложенных украинским правительством ограничений десятки и сотни отечественных предприятий.
Параметры товарного уравнения неизменны и давно известны: в ЕС у нас экспортируется преимущественно сырье, в страны ТС — высокотехнологическая продукция. Немаловажно рассматривать этот вопрос и с точки зрения занятости, ведь в сопутствующих отраслях машиностроения рабочих мест создается куда больше, чем, к примеру, в секторе АПК.
На одном экспорте сырья и полуфабрикатов экономику не удержать, а традиционные рынки сбыта промышленной продукции стремительно теряются. Остается ждать заявлений Арсения Яценюка, который однажды с умным лицом сообщит, что Украина перестроила свою промышленность под европейские стандарты — и ее у нас просто не стало.