7 сентября ОБСЕ опубликовала полный текст соглашения из 12 пунктов, который подписали в Минске представители Организации, России, Украины, а также главы самопровозглашённых республик Александр Захарченко (ДНР) и Игорь Плотницкий (ЛНР). Итоговый вариант оказался куда ближе к начальному «Плану Порошенко», чем к более приемлемому в сложившихся обстоятельствах «Плану Путина».
Так, его условия не предполагают ни отведения украинских войск от населённых пунктов, ни тем более их вывод с территории Донбасса. О конфедерализации Украины там вообще ничего не сказано — соглашение лишь предполагает принятие Верховной Радой некоего «временного порядка самоуправления», причём не всей территории Донецкой и Луганской области, а лишь части районов (видимо, тех, которые де-факто контролируются ополченцами).
«Мы понимаем, что ради восстановления мира и безопасности, экономических и социальных связей мы можем и должны идти на компромиссы, а там, где нужно, максимально сближаться с украинским обществом», — эти слова Игоря Плотницкого резко контрастируют с его предыдущими заявлениями, где он говорил о том, что ополченцы будут до конца бороться за независимость.
Лидер ЛНР отметил, что республики «диалог не отвергают, но он должен быть равноправным и содержательным», однако ни о каком равноправии, реальном признании ополченцев в тексте не говорится — в конце документа на местах подписи просто указаны их фамилии, даже без указания должностей.
Более того, пункт 10, предполагающий «вывод незаконных вооружённых формирований, военной техники, а также боевиков и наёмников с территории Украины» вообще должен был по идее быть ветирован российской стороной. Мало того, что он подразумевает необходимость роспуска отрядов ополченцев (которые по всем раскладам считаются именно незаконными вооружёнными формированиями — в отличие от украинских радикалов, добровольческие батальоны которых входят в структуру МВД Украины), так ещё и косвенно признает присутствие на Донбассе российской военной техники.
Есть несколько версий того почему Москва пошла на подписание этого соглашения. Согласно первой из них, Путин пошёл на сдачу Донбасса. Международное давление на Россию стало столь сильным, а планируемые санкции столь серьёзными, что российский президент принял решение завершить гражданскую войну на Украине с минимальными гарантиями для ополченцев.
Между тем, у этой версии есть немало слабых мест. Во-первых, принятие Россией сельскохозяйственного эмбарго продемонстрировало понимание Кремлем одной простой истины: никогда нельзя идти на поводу у шантажиста.
Если Москва под угрозой санкций отступит от занимаемых ею ключевых позиций (тактическими интересами как раз можно поступаться), то тогда Запад будет использовать это же средство давления и в будущем.
Жёстко ответив на санкции, Россия также добилась того, что единого мнения относительно необходимости дальнейшего закручивания санкционной спирали в Европе не было, поэтому — и это во-вторых, — жёсткие санкции не были чем-то неизбежным.
Ряд европейских государств, прежде всего, Чехия, вообще обещали ветировать ряд возможных вариантов, в частности запрет на экспорт в Россию товаров двойного назначения. Не исключено, конечно, что Соединённым Штатам удалось бы «уговорить» чешского премьера отказаться от его фронды, однако в стратегическом отношении это мало что меняло.
В-третьих, Владимир Путин прекрасно понимает, что сдача Донбасса ведёт к ряду неприятных для Москвы последствий, включая внутриполитические проблемы, возобновление внешнего давления по вопросу Крыма, а также попытку ЕС устроить с Москвой битву за Приднестровье.
Поэтому есть и вторая версия — Москве надо было подписать какой-то документ перед завершением саммита НАТО, дабы продемонстрировать всем свою конструктивность. Российское руководство, по всей видимости, прекрасно понимает, что подписанное соглашение нежизнеспособно.
Украинская армия активно наращивает военное присутствие в ключевых точках линии фактического контроля, прежде всего около Мариуполя и Донецка. «Мариуполь есть и будет украинский. В настоящий момент укрепляется. Туда подведены дополнительные войска. В том числе 1-я оперативная бригада Нацгвардии», — заявил министр внутренних дел Украины Арсен Аваков.
Усиливается группировка ВСУ и на северном направлении. «На Дебальцево пришло 32 новых танка. В танковую часть Артёмовска в сопровождении тринадцати танков пришли 15 «Шилок» (зенитная самоходная установка), семь «Точек-У», шесть установок «Град», одна установка «Смерч»», — утверждают в штабе ополчения Горловки.
Более того, украинская сторона активно нарушает режим перемирия — и не только обстрелами позиций ополченцев, но и полномасштабными операциями — так, им ненадолго удалось выбить ополченцев из Тельманово, создав угрозу окружения группировке ВСН в районе Новоазовска.
Министр обороны ДНР Владимир Кононов возмущался, что ополченцы имели все возможности для того, чтобы разгромить колонну на марше, но поверили в перемирие и не ожидали атаки.
Поэтому аналитики не исключают, что режим прекращения огня в ближайшее время будет официально отменен. Кроме того, перемирие может сорвать и Верховная Рада. Не исключено, что депутаты откажутся принимать даже те умеренные пункты, которые содержатся в Минском соглашении — всеобщую амнистию и особый статус для подконтрольных ополченцам районов Донбасса. И пункты соглашения станут более необязательными для выполнения, причём по вине украинской стороны.
Есть и третья версия, которая является своего рода дополнением ко второй и может показаться слишком сложной. Россия, заинтересованная в сохранении территориальной целостности Украины, играет на перспективу. Очевидно, что в данный конкретный момент соглашение Москве было нужно, однако в Кремле понимали, что на серьёзные уступки Порошенко на фоне идущей в стране предвыборной кампании не готов был идти.
Теперь же, подписав такие слабые пункты соглашения, мы оказали услугу (даже чрезмерную, учитывая пресловутый десятый пункт) Петру Порошенко, он может назвать соглашение победой, и электоральным позициям его блока на выборам в Раду уже ничто не угрожает.
Кроме того, прикрытый от критики Порошенко может с большей эффективностью заняться нейтрализацией радикалов из добровольческих батальонов, которые представляют серьёзную угрозу и для его власти, и для проекта единой конфедеративной Украины, обладающей нейтральным статусом.
Возможно, в обмен на это уже после выборов Порошенко будет готов идти на более весомые уступки, в том числе и по вопросу конфедерализации. Ведь очевидно, что до тех пор, пока Москва будет поддерживать Донбасс, выиграть гражданскую войну у него нет никакой возможности.