Видимо, уже ближайшие дни покажут искренность заявлений Порошенко о намерении выйти на мирное решение вооруженного противостояния на Донбассе. Некая роль отводится здесь созданной контактной группе по реализации положений мирного плана украинского президента в составе представителей Украины, Российской Федерации и ОБСЕ. Первые три заседания группа провела 8 и 9 июня. П.Порошенко предложил проводить ее заседания ежедневно для анализа сделанного и координации дальнейших действий по реализации плана мирного урегулирования на востоке Украины.
Однако есть веские основания предполагать, что группа созвана исключительно для затягивания времени и проведения карательных акций против повстанцев Донбасса с целью добиться военного уничтожения сторонников федерализации. Не исключено, что ужесточение силовых действий на Донбассе будет происходить одновременно с работой контактной группы, которую официальный Киев попытается использовать для легализации «военных успехов» и «оправдания» жертв среди мирного населения.
8 июня пресс-служба президента Украины сообщила о первом заседании трехсторонней контактной группы с участием П.Порошенко, посла Украины в Германии Климкина, специального представителя генерального секретаря ОБСЕ Хаиди Тальявини и посла РФ на Украине Зурабова.
«Мы должны на этой неделе прекратить огонь. Для меня каждый день, когда умирают люди, каждый день, когда Украина платит такую высокую цену, является неприемлемым. Поэтому, во-первых, надо восстановить работу государственной границы Украины, для того чтобы гарантировать безопасность каждого гражданина Украины, который живет на Донбассе, независимо от того, какие политические симпатии он имеет», — заявил П.Порошенко 8 июня.
Первые результаты ее работы в интерпретации департамента информационной политики МИД Украины выглядят так: «В результате проведенной работы стороны пришли к общему пониманию по ключевым этапам выполнения упомянутого плана и перечню первоочередных задач, достижение которых будет способствовать деэскалации ситуации в Донецкой и Луганской областях Украины».
Достаточно сравнить это заявление МИД с позицией политических структур повстанцев Донбасса и позицией РФ, осмыслить сам факт создания группы на фоне содержания инаугурационной речи Порошенко, чтобы сделать неутешительные прогнозы о результатах ее работы.
В речи по случаю посвящения в президенты Порошенко обозначил основные пункты своего плана по разрешению острой фазы кризиса: «…разоружение всех, кто незаконно взял в руки оружие, амнистия, обеспечение коридора для ухода «российских наемников» и широкий мирный диалог, а также досрочные местные выборы на Донбассе и пакет экономических реформ».
Он подтвердил, что «ни с кем не может быть компромисса в вопросах Крыма, европейского выбора и государственного устройства».
Факт нелегитимности киевской власти после государственного переворота 21 февраля Порошенко объявил мифом российской пропаганды и клана Януковича.
В будущем Порошенко обещал гарантию свободного использования русского языка и уважительное отношение к специфике регионов, но в рамках все той же статьи 10 Конституции, противоречивая и дискриминационная в отношении русского языка формулировка которой и явилась источником систематического нарушения гражданских и политических прав неукраиноязычных граждан Украины.
Иными словами, Порошенко на посвящении в президенты сказал «нет» по всем тем проблемам, которые и стали причиной острого кризиса украинского государства и которые как раз и должны были явиться основным предметом переговоров всех структур по урегулированию кризиса на юго-востоке Украины, включая и созданную международную контактную группу.
Никаких переговоров с властью ДНР и ЛНР, которую президент назвал «нечистью», Киев вести не намерен. Для поиска удобных партнеров по переговорам «о децентрализации» он планирует провести на Донбассе выборы в местные органы власти. Понятно, что провести эти выборы в условиях, когда Киев не контролирует Донбасс и есть результаты волеизъявления его жителей на референдуме 11 мая, нельзя. Следовательно, выборы будут проводиться после силового подавления сопротивления. После подавления гражданского сопротивления на местных выборах могут победить ставленники юго-восточных олигархов. И они, как ожидают организаторы выборов, будут для Киева вполне удобным партнером на переговорах.
Европейский выбор, который киевская власть еще при Януковиче вместе с Западом навязывала гражданам Украины, стал не только причиной кризиса украинской государственности в целом, но и одной из причин народного восстания на Донбассе. Но его Порошенко также исключает из списка обсуждаемых тем. Сейчас и в будущем.
Украинское, в частности донбасское, происхождение основной массы повстанцев Порошенко не признает и говорит о «российских наемниках», из чего следует, что он не хочет разбираться в реальных причинах кризиса вообще и в причинах движения сопротивления на Донбассе в частности.
Согласно интерпретации украинским МИД первых результатов работы группы, Россия согласна с подходом, который отстаивает украинская сторона, что, видимо, не так, ведь даже у Порошенко есть лишь «осторожный оптимизм».
Киев, скорее, пытается использовать работу контактной группы для прикрытия прямо противоположных действий — усиления и расширения карательной акции на Донбассе с целью силового подавления сопротивления, для изменения соотношения сил на Донбассе и по стране в целом.
Предметом обсуждения способов выхода из вооруженной фазы кризиса должно стать, прежде всего, прекращение карательной акции украинских силовых структур, создание гуманитарных коридоров для беженцев, прямые переговоры с представителями ДНР и ЛНР. Дальнейшее урегулирование ситуации на Донбассе должно происходить с их участием. Ни на один из этих пунктов Киев не соглашается.
США, которые фактически уже управляют Украиной в ручном режиме, видимо, и предполагали именно такие функции данной группы — втянуть РФ в прямой диалог с новыми властями Украины, происходящий одновременно с усилением карательной акции, постепенно приобщить ее к выгодным для себя решениям по Украине.
То есть заставить Москву смириться с антироссийским и прозападным, евроатлантическим курсом Украины как с решенным вопросом, как с нормой ее внешней политики. Полномочия Порошенко в данном вопросе, как и в иных принципиальных решениях, очевидно, сильно ограничены. Его реальные намерения, даже если они отличаются от планов Госдепа США, видимо, не имеют никакого значения.
Пока такая версия подтверждается тем, что параллельно с заседанием контактной группы продолжаются карательные операции против повстанцев и мирного населения Донбасса. В районе Краматорска, по косвенным признакам, идет передислокация правительственных воинских частей. Украинские силовики постепенно наращивают численность личного состава, а также вооружений и боевой техники. А руководитель группы информирования т.н. антитеррористической операции В.Селезнев утверждает, что о сворачивании операции пока речь не идет.
В этом контексте неоднозначным выглядит решение П.Порошенко от 10 июня создать спасительный коридор для мирного населения, которое, дескать, хочет уехать из зоны проведения «антитеррористической операции». В логике описанных планов это поможет освободить зону боевых действий от мирных жителей и перейти к полномасштабным общевойсковым операциям с применением вооружений и средств общевойскового боя, т.е. ударить по площадям и силой подавить сопротивление повстанцев. Предложение о таком коридоре на фоне активизации карательных операций — это косвенное подтверждение планов по активизации боевых действий со стороны киевского режима.
Есть еще один аспект, на который 10 июня обратил внимание глава российского внешнеполитического ведомства после трехсторонних переговоров с участием его коллег из Германии и Польши. А именно: гуманитарные коридоры должны дать возможность уехать жителям на территории других областей не только Украины, но и России, а их создание не должно быть «военным ходом».
«Когда идет речь о гуманитарных нуждах людей, я думаю, все остальное должно уходить на второй план. Люди хотят спастись от ужаса, в который погружен юго-восток Украины. Люди, которые хотят спастись на российской территории, вы знаете, они получают там пристанище, мы им оказываем максимально возможное содействие, помощь, заботу. Люди, которые хотят на территории Украины укрыться от войны, конечно же, им должна быть такая возможность предоставлена», — сказал Сергей Лавров. «Я исхожу твердо из того, что это не является таким хитрым, знаете, военным ходом, чтобы развязать руки силовикам. Я исхожу из того, что за этим последует полное и реальное прекращение огня, не только объявленное громогласно, но и подкрепленное конкретными делами», — добавил он.
Сколько жителей региона выедет с мест проведения «антитеррористической операции»? Очевидно, значительная часть, если не большинство, останется на месте. Но факт наличия такого коридора (коридоров) поможет официальной пропаганде сослаться на факт их наличия и объявить о полном выводе гражданского населения из зоны боевых действий. В случае активизации карательной операции, скорее всего, Киев пренебрежет потерями среди оставшейся части гражданского населения Донбасса.
В складывающейся ситуации пока есть все признаки того, что новый киевский режим совместно с США сделал ставку на силовое подавление сопротивления Донбасса. Если бы силовая (карательная) операция была прекращена, то и в создании «спасительного коридора» не было бы необходимости.
Виктор Пироженко (Одна Родина)
Оригинал статьи можно найти здесь