Одновременно Киев планирует резкое подорожание билетов на пассажирские услуги УЗ. Все это происходит на фоне массовых увольнений железнодорожников и фактической приватизации целого ряда стратегических объектов.

«Сто пятьдесят, сто восемьдесят, двести!»: Андрей Дудар, охранник территории, принадлежащей бывшему сахарному заводу в Черниговской области, отсчитывает метры вверенной ему территории. 

Каждый вечер Дудар ходит по шпалам подъездного железнодорожного пути, который ранее соединял уже несуществующее предприятие с киевской магистралью. 

Скандал на Украине: «Укрзализныця» отдала долг $131 млн российскому банку, хотя «могла и не платить»
Скандал на Украине: «Укрзализныця» отдала долг $131 млн российскому банку, хотя «могла и не платить»
© Facebook, Укрзалізниця

«Завода больше нет, сейчас по этим рельсам хозяева вывозят оставшийся металлолом: раз в два-три дня локомотив и два вагона куда-то уезжают, — объясняет охранник. — А вот сами рельсы и прилегающая территория уже приватизированы. Скорее всего, по этой «железке» будут катать детей».

Представители администрации ближайшего населенного пункта оптимизма Андрея не разделяют. 

«Подъездные пути пойдут на тот же металлолом, а земли продадут с молотка», — отметил в разговоре с изданием Украина.ру один из чиновников.

И это вполне вероятно. В обозримом будущем УЗ намерена передать в концессию 11 зданий железнодорожных вокзалов по всей Украине, причем, согласно уже подписанным документам, использовать хозяйственные постройки и подъездные пути к ним концессионеры имеют право «на свое усмотрение». 

«Можно переоборудовать багажные отделения на станциях под ночные клубы, а в вокзальных комплексах крупных городов устраивать массовые мероприятия, включая свадьбы, концерты и съемки телепрограмм», — подчеркнула менеджер украинской компании в сфере недвижимости Анна Фролова. 

И добавила: «Но для этого нужно не мешать распаду УЗ — пусть она окончательно дискредитирует себя повышением тарифов на все что угодно, со временем новые владельцы магистральных участков будут брать деньги за проезд поездов на подконтрольной территории. Для «Укрзализныци» это билет в один конец».

О полной приватизации магистральных участков железных дорог Украины речи нет и быть не может, заявляют в центральном правительстве. Но повышение тарифов (сначала на грузовые, а затем и пассажирские перевозки) обусловлено «крайней необходимостью», пояснили в команде премьер-министра Дениса Шмыгаля

«Только рыночные расценки на доставку грузов по железной дороге могут создать стабильную базу для инвестиций в нашу отрасль, — заявил министр инфраструктуры Александр Кубраков. — Это выведет «Укрзализныцю» на качественно новый уровень»

«Укрзализныця» запускает вагон для вечеринок со Стеклянным человеком
«Укрзализныця» запускает вагон для вечеринок со Стеклянным человеком
© Telegram/УЗ

При этом министр сообщил, что непопулярные меры были одобрены правительством впервые за «три долгих года борьбы». На вопрос, куда будут направлены «дополнительные средства», Кубраков так и не ответил. 

В этой связи многие потенциальные клиенты структуры сомневаются, стоит ли дальше сотрудничать с региональными железнодорожными отделениями. Не в последнюю очередь причиной тому стал опубликованный отчет СБУ о состоянии дел в компании. 

Инспекторы констатировали: в капитальном ремонте нуждается 31% используемых магистральных путей, а уровень износа грузовых вагонов превышает 90%. Соответственно, к 2025 году будет списана каждая третья единица подвижного состава, а миллионы тонн грузов железнодорожники попросту не смогут доставить по назначению.

В любом случае а в рамках программы реформы железных дорог руководство УЗ готовит новый этап сокращения персонала. Кто в ближайшее время останется за воротами локомотивных депо и дверями офисов, пока неизвестно. Предполагается, что штат центрального аппарата управления АО «Укрзализныця» будет уменьшен на треть, а число рядовых сотрудников, включая станционных кассиров и обходчиков, — наполовину. 

Уже уволенные железнодорожники, а также те их коллеги, которым только грозит увольнение, думают о проведении акций протеста в центре Киева.

Тем временем сложившейся ситуацией уже воспользовались украинские автомобильные транспортные компании, предлагающие грузовые и пассажирские перевозки по стране и за пределами Украины «по символическим ценам». То есть со скидками.