Эту и другие проблемы обсудили российские и украинские эксперты в ходе состоявшейся в четверг, 28 ноября, пресс-конференции на тему «Украинский газовый транзит становится глобальной проблемой» в рамках спецпроекта «Украинское досье» издания Украина.ру.
Времени почти не осталось
Срок действия газового контракта истекает, новый не подписан, времени для эффективного или хоть какого-то решения сложного газового вопроса почти не осталось, отметил сопредседатель украинского Фонда энергических стратегий Дмитрий Марунич, добавив, что он не видит также и какой-то базы для поиска компромисса.
Эксперт описал несколько возможных вариантов развития событий. Первый вариант оптимистический: новое соглашение удаётся заключить до 31 декабря, газ идёт, «Газпром» платит Украине за транзит, и «все довольны, по крайней мере, на год» (Москва настаивает на краткосрочном контракте). Ну, а потом, возможно, стороны как-нибудь договорятся.
Второй вариант: «Газпром» не прекращает поставлять газ с 1 января 2020 года, но контракта нет. При таком варианте возникают очевидные риски: «согласно украинскому законодательству, этот газ будет считаться контрабандным». Скандал, суды… И не исключено, что вентиль может закрыть со своей стороны сама Украина.
Третий вариант: «ноль на входе». По мнению Марунича, в таком случае всё равно придётся договариваться, поскольку «в ближайшие годы «Газпром» не сможет прокачать весь газ в обход Украины», какое-то время нужно будет использовать украинскую ГТС. Эксперт указал, что европейцы уже просчитали свои риски, возникающие при прекращении транзита газа через Украину: так, например, в январе в Болгарии в отдельные периоды будет наблюдаться дефицит газа на уровне 65%, в Греции — 12%, в Румынии — 10%. Особая проблема — Молдавия и Приднестровье.
«Если Украина не подаст Молдавии газ из своих ресурсов, Молдавия останется без газа… Что будет в Приднестровье, я вообще не знаю», — сказал Марунич, подчеркнув: ситуация очень серьёзная. Если зима будет холодной, Киеву придётся решать, кому дать газ — своим потребителям или Молдавии.
«До последнего патрона»
Эксперт также заявил, что шансов на благополучный исход переговоров мало. По его мнению, нынешнее руководство «Нафтогаза» не представляет себе возможности компромисса с Москвой, эти люди «будут судиться с Россией до последнего патрона».
Марунич также высказал предположение, что в конечном итоге «Газпром» приступит к «окончательному решению украинского вопроса в газовой сфере».
«Это разумно. Ну, не будут взаимодействовать с субъектом, который… малодоговороспособный. Я не знаю почему, но это правда», — сказал эксперт. А в чём заключается «окончательное решение украинского вопроса»? Это, по словам эксперта, перенаправление потоков газа по другим маршрутам с сохранением транзита через Украину на уровне 25-30 млрд кубометров — со всеми негативными последствиями для Украины.
«К этому нужно готовиться прямо сейчас, не нужно испытывать никаких иллюзий… Это печально звучит, наверное, особенно для тех людей, которые работают в украинской газотранспортной области. Они без работы останутся. Но это жизнь. Нужно понимать, что нельзя выбирать антироссийски направленных субъектов во власть и потом пытаться о чём-то договориться с Россией», — подчеркнул Марунич.
В свою очередь, модерировавший дискуссию политолог и главный редактор издания Украина.ру Искандер Хисамов призвал рассматривать ситуации в более широком контексте. По его словам, надо помнить о воздействии США и коллективного Запада, на помощь которых киевские власти привычно рассчитывают.
«Спор врача и пациента»
Газовый спор России и Украины напоминает спор врача и тяжело больного пациента, который не хочет соблюдать постельный режим и пытается выпросить у доктора шоколадку или ещё какое-то послабление, обрисовал ситуацию директор Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин. По его словам, «пациент» может одержать тактическую победу, выпросив шоколадку, но «стратегически у Киева нет никаких шансов выстроить эту ситуацию с пользой для себя и во вред России».
«Во-первых, чей газ? Газ российский. Россия имеет полное право продавать этот газ кому хочет и по любой цене. А украинская ГТС де-факто уже Украине не принадлежит. Кому она достанется, это второй вопрос», — заявил Лепехин. Он добавил, что с некоторых пор «Газпром» стал более ответственно относиться к российским налогоплательщикам и перестал идти на всевозможные неоправданные коммерческие уступки международным партнёрам, как это часто бывало раньше.
По мнению эксперта, несмотря на возможные тактические победы Киева, ситуация постепенно выправится в пользу РФ: «в силу политической составляющей этого конфликта и в силу многих других причин Украина демонстрирует себя не просто как недоговороспособную сторону, а просто как страну, с которой нужно сворачивать отношения, в том числе и по газовым поставкам».
«Умышленное уничтожение»
Не нужно удивляться тому, что Украина ведёт себя как будто бы не совсем адекватно, для такого поведения есть причины. Вряд ли Киев вообще будет пытаться искать компромиссные решения, у команды власти теперь совсем другие задачи, считает украинский экономист и политолог Александр Дудчак. По его словам, с 2014 года можно наблюдать «процесс нанесения умышленного, целенаправленного, системного ущерба украинской экономике, при этом представителям режима предоставляется возможность «соблюдать личные корыстные интересы».
То, что происходит вокруг проблемы транзита газа, — лишь одно из проявлений этого процесса, когда очевидно, что «выполняется заказ извне». «Все эти торги, которые мы сейчас наблюдаем, в том числе и по газу, — это не попытка найти лучший вариант для украинской экономики. Это умышленное уничтожение целой отрасли с целью передать её каким-то… новым хозяевам», — заявил эксперт.
Он подчеркнул, что аналогичная ситуация наблюдается в других отраслях: Украина уже закупает электроэнергию, уголь (который можно было бы получать с Донбасса), закупает локомотивы, вертолёты, катера, хотя ранее вполне была в состоянии всё это самостоятельно производить.
«Более пяти с половиной лет на Украине находится власть… которая занимается сознательным уничтожением экономики Украины», — подытожил Дудчак. По его мнению, даже и «супераграрной державой» Украине стать не судьба, поскольку «и в этом направлении уже приняты соответствующие законы, чтобы выбить землю в буквальном и переносном смысле из-под экономики Украины».
С этим согласился Искандер Хисамов, отметивший, что на Украине — «антинародный режим, и уже не первый антинародный режим, который выращен в интересах американских глобальных элит» и работает на них. Элементы такой политики наблюдались и задолго до 2014 года.
Смена эпох
Россия и Украина вступили в эпоху, когда меняется судьба газового транзита и судьба украинской газотранспортной системы (ГТС), когда-то созданной усилиями всего СССР. Об этом сказал политолог, заместитель декана факультета мировой экономики и политики Высшей школы экономики (ВШЭ) Андрей Суздальцев.
«Многострадальная ГТС, построенная еще в советское время, огромные возможности, национальное достояние Украины, которая не подлежала даже обсуждению о какой-то приватизации и так далее. Гордость Украины, пять огромных коммуникаций через всю струну. Крупнейшая ГТС в мире. Очень печально все это», — сказал эксперт, добавив, что взамен происходит «очень осторожный процесс легитимизации новой схемы поставок российского газа в Европу», когда постепенно вступают в силу обходные газопроводы.
По словам Суздальцева, «Газпрому» надо плавно войти в новую систему энергетического снабжения Европы в большей степени без украинского фактора, но показав Европе, что Москва намерена сохранить газовый транзит через Украину. Европа не хотела бы услышать от Киева требования компенсировать убытки (3 млрд долларов в год) от потери транзита. Однако надо помнить, отметил эксперт, что газовый вопрос — «это вопрос России и Европы», именно в Европе Россия получает деньги, а не в Украине.
Суздальцев также подчеркнул, что российская сторона вряд ли станет закачивать газ в украинскую ГТС без подписания транзитного контракта, — это вызовет недовольство российского общества, внимательно следящего за газовой интригой.
Первый газовый конфликт и последствия
О самом первом российско-украинском газовом «столкновении», случившемся осенью 1992 года, не писали в газетах и не рассказывали по ТВ, но проблема тогда возникла достаточно серьёзная — Украина чуть не осталась без газа. Об этом рассказал политолог, обозреватель МИА «Россия сегодня» Ростислав Ищенко.
«Я тогда только пришел работать в украинский МИД. И тогда я узнал, что Кравчук звонил тогдашнему министру иностранных дел Анатолию Зленко и говорил: «Делай что хочешь, в стране газа осталось на двое суток, иди и договаривайся», — сказал эксперт. В том случае договориться удалось быстро, однако проблема газового транзита стала «глобальной» именно тогда. А решена она была в 2005 году, когда в Москве поняли, что полюбовно с украинской стороной договориться не получится.
Это понимание пришло после того как президент Виктор Ющенко «похоронил» подписанное его предшественником Леонидом Кучмой в 2004 году предварительное соглашение о создании газотранспортного консорциума «Россия-Украина-Евросоюз», в соответствии с которым поставщик, транзитёр и потребитель газа на равных условиях участвовали в процессе поставок.
В Москве осознали, что необходимо строить обходные газопроводы, создавать подземные газохранилища, предпринимать многие другие меры, рассказал эксперт. По его словам, это всё сейчас делается, при этом нет уже ориентации только на Европу: «помимо «Северных потоков», «Турецкого потока» и «Голубого потока», есть еще «Сила Сибири», которая через два-три года станет еще производительнее, потому что можно протянуть три-четыре «нитки».
«Они всё равно свою страну добьют»
Всё это — благодаря украинской позиции, подчеркнул Ищенко, добавив, что Киев зависит от США, а американцы ещё с 70-х годов прошлого века боролись против «привязки» Европы к советскому (а теперь к российскому) газу, поскольку понимают, что экономическая интеграция в дальнейшем ведёт и к политическому союзу, — и этот процесс, пусть и очень медленно, но происходит.
Украина при этом давно действует себе в ущерб. Ищенко напомнил, что можно сказать спасибо Виктору Ющенко, который разорвал выгоднейший для Киева контракт, — Украина могла бы до 2014 года получать газ по 50 долларов за тысячу кубометров. Теперь же Россия перестала зависеть от Украины в вопросах транзита. Что дальше? По словам эксперта, «судя по всему, политическое решение поставить на Украине «крест» — принято».
Ищенко пояснил: в любом случае, не сегодня, так завтра, придётся решать этот вопрос — и «не потому, что Путин хочет убить Украину, а потому что до российской власти дошло, что Украину холить, лелеять, вливать в неё деньги, уговаривать украинских политиков (бессмысленно. — Ред.)… но они всё равно свою страну добьют».