Хотя «львовские» и в целом «галичане» в последние годы на Украине являются одной из главных составляющих центральной власти, но они в первую очередь сориентированы на закрепление в Киеве и представляют скорее себя лично, чем регион. Более того, многие знаковые представители политической элиты Львовщины в прошлом были «варягами».
К примеру, самый известный из первых секретарей Львовского обкома КПСС Виктор Добрик, которого украинские историки пытаются представить главой некоего «львовского клана» времён УССР, был уроженцем Николаевщины, а партийную карьеру начал в Днепродзержинске. Его продвигал лично Брежнев, назначив первым секретарём сначала Ивано-Франковского, а в 1973-м — Львовского обкома партии. Добрик руководил Львовской областью до 1987-го и действительно был одной из глыб административно-командной системы Украины, вот только входил он в днепропетровский клан.
А сменивший его Ярослав Погребняк и вовсе был выдвиженцем «донецкой» группы, который хоть и имел опыт работы на Западной Украине (был предшественником Добрика в Ивано-Франковской области в 1966-1969 годах), но не смог предотвратить разгром компартии на выборах весной 1990 года — как в местные советы, так и в Верховную Раду Украины. Собственно, с отставкой Погребняка в апреле 1990 года власть во Львовской области перешла под контроль так называемых национал-демократов.
Правда, «первый демократический» Львовский областной совет, а позже и его исполком возглавил также «варяг» — уроженец Черкасской области Вячеслав Чорновол, однако тот уже много лет чувствовал себя на Галичине своим. Кстати, Чорновол тогда стал и депутатом Верховной Рады УССР, однако основное внимание поначалу уделял работе в регионе — ведь механизмы советской власти давали руководителю области огромные возможности. Именно Чорновол стал идеологом и создателем «Галицкой Ассамблеи» — объединения Львовского, Ивано-Франковского и Тернопольского областных советов, которую политик воспринимал и как инструмент развала СССР, и как модель будущего федеративного устройства независимой Украины.
Вместе с Чорноволом в публичную политику пришли люди, которые на протяжении нескольких ближайших лет будут определять жизнь Львовщины, в частности, братья Горыни и Степан Давымука. Да и в целом «Народный Рух Украины» (НРУ), лидером которого становится Чорновол, превращается в своеобразную «партию власти» и её кадровый резерв, причём не только во Львовской области. Стоит отметить, что на фоне провала формальных выдвиженцев КПУ их «младшие братья» из комсомола выступили на выборах-1990 весьма неплохо: в ВР тогда прошли секретарь Львовского горкома комсомола Игорь Грынив и его коллега по «Товариществу Льва» Тарас Стецкив.
Примечательно, что Чорновол также создал своеобразную традицию для львовских политиков: покидать регион ради киевских перспектив. После провозглашения независимости Украины и поражения на президентских выборах в декабре 1991-го, Вячеслав Максимович отказался от предложения своего конкурента, Леонида Кравчука, стать его представителем во Львовской области. В 1992-м Чорновол уходит в отставку с постов главы Львовского областного совета и облисполкома, уезжает в Киев и сосредотачивается на партийной работе в НРУ. Вместе с Чорноволом в Киев тогда перебирается ещё один знаковый представитель львовской политики — экономист Виктор Пынзеник, который позже стал вице-премьером по экономике. Именно Чорновол и Пынзеник стали инициаторами первого «галицкого десанта» в Киеве (тогда разные посты в правительстве и парламенте получили несколько сотен львовян). Львовскую же область фактически возглавляет Степан Давымука — тоже «руховец», до того заместитель Чорновола по облисполкому. К тому времени в НРУ перебежало немалое количество бывших функционеров компартии, и эта «новая номенклатура» Кравчука вполне устраивала — тем более, что Чорновол от федералистских идей отказался, и принялся строить унитарную и унифицированную Украину.
В знак благодарности НРУ не выдвинул своего кандидата на досрочных президентских выборах в 1994 году и фактически поддержал Кравчука. Хотя во Львовской области соратники Чорновола получили почти тотальную победу на местных выборах (областной совет и облисполком возглавил Николай Горынь), да и новый президент Украины Леонид Кучма поначалу продолжил стратегию предшественника по заигрыванию с национал-демократами, конфликт с «днепропетровскими» был неизбежен. После «конституционного переворота» в 1995-м Кучма назначил главу облсовета Горыня первым главой Львовской облгосадминистрации (ОГА), однако обставил его более опытными в управленческой работе заместителями, а в 1997-м в области начался период «хозяйственников».
После инспирированного СБУ скандала с усыновлением иностранцами детей-сирот Львовщины Николай Горынь уходит в отставку. Главой Львовской ОГА становится Михаил Гладий, позже лидер Аграрной партии и вице-премьер по вопросам АПК, а Львовский областной совет также возглавляет «аграрий» — Орест Фурдычко. После местных выборов 1998 года сначала областной совет, а потом и облгосадминистрацию возглавляет Степан Сенчук — бывший директор областной «Сельхозтехники» (кстати, к тому времени «кинувший» как её акционеров, так и поставщиков комбайнов из Германии). Влияние «руховцев» в области сокращается, особенно после гибели Чорновола в 1999-м, хотя гуманитарная сфера остаётся их вотчиной, а пост мэра Львова занимает бывший депутат ВР от НРУ Василий Куйбида.
Новый губернатор Сенчук входит в клинч с группой тогдашнего главы Администрации президента Виктора Медведчука, брат которого Сергей возглавлял налоговую администрацию области, и в марте 2001-го Кучма отправил Сенчука в отставку, вернув в кресло губернатора Львовщины привычного Гладия. Кстати, Сенчук затаил обиду и стал одним из спонсоров «Нашей Украины» Виктора Ющенко, после победы которого протолкнул на пост руководителя области своего ставленника. Но насладиться результатом Сенчук не успел — в конце ноября 2005-го он был расстрелян под Львовом, и убийство не раскрыто до сих пор.
Однако для Гладия возвращение на родину было лишь очередным трамплином перед продолжением карьеры в Киеве — в апреле 2002-го он, как один из лидеров пропрезидентского блока «За единую Украину» перебирается в Верховную Раду, а пост губернатора Львовской области переходит к «комсомольцам». Сначала — к бывшему заведующему сектора обкома КПСС, экономисту Мирону Янкиву, а потом — к бывшему секретарю комитета комсомола и парткома Львовской железной дороги, выпускнику Высшей партийной школы Александру Сендеге. Однако результат их правления в регионе был весьма похож на «достижения» Добрика и Погребняка: именно Львовская область стала одним из базовых регионов для «помаранчевой революции» в ноябре-декабре 2004 года. Комсомолец Грынив, руководивший кампаниями «Нашей Украины» и Виктора Ющенко, оказался куда эффективнее комсомольца Сендеги — хотя последний на жизнь не жалуется, и до сих пор возглавляет «Львовгаздобычу». Кстати, в 2002-2005-м областным центром руководил «нефтяник» — мэром Львова в эти годы был бывший директор украинского участка нефтепровода «Дружба» Любомир Буняк.
После прихода к власти на Украине команды Виктора Ющенко в Киеве несколько месяцев продолжались «бои за Львовскую область» между условными «национал-демократами» и «комсомольцами», в которой победили последние. В августе 2005-го губернатором становится бывший мэр города Червоноград Пётр Олийнык, тесно связанный как с Грынивым, так и с Сенчуком. Мэра Львова Буняка депутаты городского совета отправили в отставку, городом стал руководить секретарь горсовета Зиновий Сирык, также близкий к Грыниву. Экс-мэр тогда в сердцах заявил: «К власти рвётся шпана, которая пришла во Львов после помаранчевой революции», но никаких фамилий не назвал. Стоит отметить, что ещё до прихода Ющенко к власти старые «руховцы» и их политические наследники расходятся по разным партиям — это и составляющие «Нашей Украины», и Блок Юлии Тимошенко, позже «Батькивщина».
Выборы 2006 года изменений на областном уровне не принесли, а вот во Львове произошла настоящая революция: городским головой стал Андрей Садовый, который получил почти в полтора раза больше голосов, чем основной конкурент, многолетний мэр Василий Куйбида, и провёл в горсовет множество депутатов от своего Объединения «Самопомощь». Хотя по формальным признакам Садовый скорее был представителем «комсомольцев» (начинал карьеру в созданном ими Фонде социальной адаптации молодёжи, как и его приглашённый из Ивано-Франковска заместитель, Олег Синютка), однако он имел и контакты с национал-демократами (Украинский католический университет и греко-католическая церковь). Но главное — Садовый как бизнесмен был тесно связан с «Альфа-груп» уроженца Львова Михаила Фридмана, который в 2008-м пролоббировал на пост главы Львовской ОГА своего партнёра по бизнесу Николая Кмитя (президента компании «IDS Group», которая производит минеральные воды под торговыми марками «Миргородская» и «Моршинская»).
Однако если Кмить после прихода к власти Виктора Януковича губернаторской должности лишился, то мэр Садовой стал одним из любимых (в том числе финансово) партнёров вице-премьера «по ЕВРО-2012» Бориса Колесникова. А вот на посту главы ОГА началась настоящая кадровая чехарда: в 2010-2014 годах её занимали политический назначенец Василий Горбаль (киевский бизнесмен со львовскими корнями), экс-директор Госадминистрации железнодорожного транспорта Михаил Костюк (до того много лет начальник Львовской железной дороги), и даже трое бывших правоохранителей — прокурор Виктор Шемчук, а также милиционеры Михаил Цымбалюк и Олег Сало. То есть из 13 назначений на пост главы Львовской ОГА в период с 1995-го по 2013 год 5 приходится на время правления Виктора Януковича.
Естественно, такой калейдоскоп губернаторов исключал даже теоретическую возможность формирования какой-либо стойкой политической группы, тем более, что большинство назначенцев на самом деле грезило о Киеве (к примеру, тот же Костюк в 2013-м перебрался из Львова на должность заместителя главы Киевской городской администрации). В таких условиях альтернативным «политическим лифтом» становится Львовский областной совет, который со времён Кучмы был своеобразным «приложением» к ОГА. Однако после местных выборов 2010 года облсовет возглавляют представители националистической партии «Свобода» — сначала Олег Панькевич, а после его прохождения в парламент в 2012-м — Пётр Колодий (кстати, на тех выборах правящая на Украине «Партия Регионов» потерпела во Львовской области оглушительное поражение). Как и в 2004-м, Львовский областной совет становится одной из базовых структур по подготовке нового Майдана.
После государственного переворота в феврале 2014-го «свободовка» Ирина Сех даже на несколько месяцев стала и.о. главы Львовкой ОГА, однако она продемонстрировала привычную для представителей этой политической силы административную несостоятельность. Собственно, именно поэтому «Свобода», в отличие от РУХа, не стала реальной номенклатурой в области, и неудивительно, что экс-свободовец Андрей Парубий ради киевской карьеры оказался сначала в рядах «Народного Фронта», а позже — Блока Петра Порошенко. После победы Порошенко на президентских выборах (руководителем его кампании был Игорь Грынив) Сех на посту губернатора сменил ещё один и.о., энергетик Юрий Турянский, и лишь в декабре 2014-го Львовская область получила полноценного главу ОГА — им стал многолетний заместитель мэра Львова Олег Синютка.
Господин Синютка к тому времени проработал во Львове более 8 лет и наработал неплохие связи — особенно учитывая тот факт, что именно он занимался объектами к ЕВРО-2012. Он хорошо знал слабые места городского хозяйства — именно потому оказался настолько эффективен в организации «мусорной блокады» Львова, которую Пётр Порошенко использовал против Андрея Садового как возможного конкурента на президентских выборах. Однако Олег Синютка так и не создал не то что собственный политический проект, но даже группу влияния внутри Блока Петра Порошенко, и остаётся во фракции БПП далеко не самым влиятельным депутатом, к примеру, по сравнению с экс-львовянином Парубиём.
При этом бывший шеф Синютки, мэр Льовова Андрей Садовый, хоть и не смог провести в Верховную Раду свою «Самопомощь», стал одним из «акционеров» партии Святослава Вакарчука «Голос», занявшей во Львовской области первое место на парламентских выборах в июле 2019-го. Кстати, «Голос» провёл кампанию вполне в «комсомольском» духе, тогда как получивший третий результат в области БПП агитировал за себя в беспробудно серьёзном «руховском» стиле.
Второе же место в регионе на этих выборах заняла партия Владимира Зеленского «Слуга народа» (её ноунейм-представители также победили в 2-х мажоритарных округах Львовской области, а в семи партия набрала большинство голосов по партийным спискам), однако говорить о каком-то месте этой политической силы в политической элите области пока не приходится. Назначенный Зеленским губернатор Маркиян Мальский — человек в государственном управлении новый и своего кадрового резерва не имеет, чем сразу воспользовались группы влияния при назначении заместителей главы ОГА и руководителей райгосадминистраций. К примеру, бизнесмен и депутат ВР Ярослав Дубневич пролоббировал на пост первого вице-губернатора Василия Лозинского, а кроме этого — недавно ещё и организовал «переворот» во Львовском областном совете (теперь ему подконтрольны не только его председатель Александр Ганущин, но и оба новых заместителя главы облсовета). Поэтому не исключено, что голосование Верховной Рады 31 октября за лишение Дубневича депутатской неприкосновенности и его арест () имеет не только криминальную, но и политическую составляющую.
Как ни парадоксально, бизнесмен Дубневич, который пришёл в политику только в 2002-м, в политическом смысле является скорее наследником «руховцев», чем «комсомольцев», и за эти годы побывал в «Нашей Украине», «Батькивщине», УДАРе и Блоке Петра Порошенко. По меткому выражению Андрея Портнова, люди типа Дубневича «крали из бюджета, не снимая вышиванок». Его попытки руководить ситуацией в области «из тени» являются традиционными для львовской политической культуры — ранее так себя вёл бизнесмен Пётр Дыминский, собственник футбольного клуба «Карпаты», ныне скрывающийся за границами Украины в связи с обвинениями в совершении ДТП со смертельным исходом. Напомню, что выходцы из бизнеса были губернаторами Львовской области лишь трижды — это были Сенчук, Кмить и Горбаль, и ни один из них не конвертировал должность в ощутимый прирост активов или последующего политического влияния.
С высокой вероятностью можно утверждать, что будущие выборы — запланированные на осень 2020-го местные или всегда вероятные на Украине досрочные парламентские — опять будут на Львовщине соревнованием двух основных политических групп региона, политических наследников Чорновола и комсомола. Удастся ли новой киевской власти создать им ощутимую альтернативу — пока сказать сложно.