Возьмём для примера решение Волынского облсовета. Что требуют депутаты от президента?

1. «Разорвать дипломатические отношения, а также все международные договора с Россией и не восстанавливать их до полной деоккупации Московией всех украинских территорий».

Тут два интересных момента.

Во-первых, помнится, Порошенко тоже этого не сделал, хотя и объявил Россию государством-агрессором, но никаких решений облсоветов по этому поводу не было.

Во-вторых, разрывать отношения предполагается с Россией, а деоккупацию должна осуществлять «Московия». Странно как-то… Впрочем, Запад ведь так к Минским соглашениям и подходит — нарушает Украина, а санкции вводятся против России.

«Формула Зеленского» вместо «формулы Штайнмайера». Когда война дороже мира
«Формула Зеленского» вместо «формулы Штайнмайера». Когда война дороже мира
© пресс-служба президента Украины | Перейти в фотобанк

2. «Добиваться реальных шагов в поддержку Украины от государств, которые декларировали безопасность и неприкосновенность границ Украины, в обмен на отказ от ядерного оружия. Заключить двусторонние соглашения с США и Великобританией о полномасштабной военной помощи Украине, предоставлении летального оружия и долгосрочной военно-технической помощи».

Обеспечение безопасности Украины в Будапештском формате — давняя идея Юлии Тимошенко. Проблема, однако, в том, что, как правильно отметили авторы заявления, Будапештский меморандум, как следует из его названия, действительно декларация. Никаких механизмов обеспечения всего в нем описанного попросту не предусмотрено. Это не говоря о том, что одной из сторон меморандума является Россия.

Что касается помощи со стороны США, то они помощь и так поставляют, но от долговременных соглашений, которые будут их к чему-то обязывать, воздержатся. Им ввязываться в прямой конфликт с Россией на территории Украины совершенно не нужно. К тому же помощь США Украине в военной области осуществляется весьма своеобразно: поставляется либо списанное (как два последних катера), либо дорогостоящее вооружение с ограничением его использования. А сейчас речь вообще идет о том, что Украина будет закупать у США оружие, которое будет использовать для войны с "сепаратистами", то есть собственным народом.

3. «Ввести реальное военное положение в прифронтовых территориях и полную энергетическую, экономическую, ресурсную и транспортную блокаду временно оккупированных территорий, которую держать до полной деоккупации этих территорий».

С одной стороны, предложение сильное, поскольку республики Донбасса увязаны на украинскую территорию, где находятся электростанции. Для них полная блокада действительно будет болезненным ударом.

С другой стороны, как показывает опыт Крыма, население республик это ни в чем не убедит, а коммуникационная привязка станет безальтернативно российской. Соответственно, деоккупация не приблизится, а отдалится. Впрочем, может, в этом и состоит смысл предложения?

4. «Не допустить предоставления "особого статуса" для оккупированных территорий и отменить действующий Закон Украины "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей". Привлечь к уголовной ответственности и лишить гражданства всех, кто предал Украинское государство, работал на оккупационную администрацию, участвовал в боевых действиях против украинских подразделений и совершал другие преступления».

Почему эти идеи помещены в один пункт, понять трудно, но, в общем, смысл понятен — и особый режим местного самоуправления, и амнистия — пункты Минских соглашений.

План Б президента Зеленского
План Б президента Зеленского
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

5. «Проводить выборы в органы местного самоуправления на временно оккупированных территориях только после полной деоккупации, завершения административно-территориальной реформы и полной перепаспортизации всего населения, проведённой путем проверки каждого человека на наличие гражданства других государств, сотрудничество с оккупационным московским режимом, лояльность к Украине и соответствие статусу гражданина Украины».

Собственно говоря, последним пунктом предполагается введение института неграждан по примеру Прибалтики. Странно только, что этот институт планируется вводить только на территории части двух областей.

В целом относительно этого в определенном смысле замечательного по форме и содержанию документа можно сказать следующее.

Во-первых, в тексте прямо это не сказано, но речь идет об отказе от выполнения Украиной Минских соглашений. Это явствует из содержания.

Почему не сказано прямо — тоже понятно. Порошенко ведь всё время утверждал, что Минские соглашения являются юридической основой для сохранения антироссийских санкций. Правда, Украина, приняв закон о деоккупации, де-факто из Минских соглашений вышла, и это ни к каким последствиям в плане санкций не привело (собственно, то, что закон исключает осуществление Минских соглашений, удивительным образом осталось незамеченным).

В общем, антироссийские санкции были введены вовсе не в защиту Украины — она не так, чтобы очень интересовала ЕС и США. Украинский кейс стал только поводом. Так что, если Украина откажется от Минских соглашений, с санкциями ничего не случится. В лучшем случае найдут другой повод их ввести (например, из-за нарушения прав чеченских геев). А в худшем — оставят как было.

Назарбаев: Санкции влияют на благополучие миллионов людей по всему миру
Назарбаев: Санкции влияют на благополучие миллионов людей по всему миру
© РИА Новости, Рамиль Ситдиков | Перейти в фотобанк

Во-вторых, нетрудно заметить, что по большей части пунктов между Зеленским и депутатами Волынского облсовета существует трогательное единство. Зеленский точно так же против амнистии и «особого статуса» (более того, убеждал в неприемлемости последнего Путина), предлагал новые форматы переговоров с участием США и Великобритании (и был послан Трампом договариваться с Путиным же), желает проведения выборов после установления контроля над территорией. Полная блокада — элемент «плана Б». Правда, Зеленский не говорил о разрыве дипломатических отношений, военном положении и пересмотре гражданства, но до этого даже Порошенко не дошел.

Интересный момент — о недопустимости переговоров с представителями Донбасса депутаты не говорят. Хотя это важнейший элемент Минских соглашений.

В-третьих, само собой разумеется, что облсовет нарушает законодательство, выступая с инициативами, не входящими в его компетенцию. Но, разумеется, наказывать его каким-то образом никто не будет, как не подвергались наказанию советы, принимавшие решение о том, что Россия является страной-агрессором.

В общем, хотя инициатива принятия антиштайнмайеровских резолюций принадлежит правой оппозиции, возникает впечатление, что такие инициативы Зеленскому выгодны, — общественность, дескать, не поддерживает, потому надо работать по «формуле Зеленского», предполагающую передачу территорий без каких-либо гарантий. 

И самое интересное в этой истории. Волынский облсовет, то есть избранные народом депутаты местного совета, как-то забыли учесть, что народные депутаты местных органов власти в мятежных республиках, избранные так же народом (практически тем же, но с другой, чем волынцы, территории), не захотят вести своих избирателей в то самое чудовищное гетто, которое нарисовали в своем решении их коллеги с Западной Украины. Таким образом, это решение Волынского облсовета не имеет никаких последствий ни для кого — ни для них самих, ни для властей страны (они и сами это же предлагают, чего тут облсовету волноваться), ни тем более для жителей ЛДНР.