В первую неделю сентября в украинском медиапространстве появились новости о возможных досрочных местных выборах в Киевской, Одесской, Днепропетровской и Харьковской областях. Источники в Верховной Раде тиражируют слухи о возможной перезагрузке местной власти как полностью, так и частично.

Верхи хотят, а низы не дают

Выборы в сельские, районные, городские и областные советы, прошедшие осенью 2015 года, привели в органы местного самоуправления четыре основные политические силы: «Блок Петра Порошенко» (БПП), «Возрождение», «Оппоблок» и «Батькивщину» Юлии Тимошенко. И если БПП и «Возрождение» к настоящему моменту фактически сошли с политического Олимпа, то рейтинг расколовшегося «Оппоблока» еще более-менее удовлетворяет симпатиям избирателей.

Политическая реальность Украины в связи с досрочным роспуском и переизбранием Рады сейчас напоминает пациента психиатрической больницы с раздвоением личности. С одной стороны, в местных советах засело дискредитировавшее себя большинство от БПП, а с другой — Рада полностью обновила свой состав, впервые в новейшей истории Украины получив конституционное монобольшинство.

Пойдёт ли Харьков на поводу у Киева? Офис Зеленского угрожает Первой столице досрочными выборами
Пойдёт ли Харьков на поводу у Киева? Офис Зеленского угрожает Первой столице досрочными выборами
© РИА Новости, Игорь Маслов | Перейти в фотобанк

Подобный дисбаланс, в котором сочетаются две политические реальности 2015 и 2019 годов, стал возможен из-за досрочного роспуска Владимиром Зеленским Верховной Рады. Полномочия на этот демарш у президента были. Однако с местными советами Офису президента придется серьёзно повозиться.

Согласно Конституции Украины, местные выборы проходят раз в пять лет. Таким образом, очередные выборы в местные советы должны произойти в октябре 2020 года. Согласно п. 30 ст. 85 Конституции, назначение очередных и внеочередных местных выборов является прерогативой Рады. Казалось бы, парламентское большинство легко решит эту проблему. Но и здесь для «Слуги народа» не все так просто.

Конституцией не предусмотрено право Рады досрочно прекращать полномочия всех местных органов самоуправления единовременно. Порядок и основания для назначения досрочных выборов определяются законом «О местном самоуправлении». Этот закон также не дает возможностей Раде одним махом лишить власти все местные советы. Ст. 78 Закона предусмотрена возможность досрочно прекращать полномочия местных советов в индивидуальном порядке, да и то только в том случае, если решения местного совета нарушают конституцию или сессии совета не проводятся без уважительных причин и в законные сроки. Однако даже для таких радикальных действий нужны соответствующие решения судов и заключение профильного комитета Рады.

Таким образом, перезагрузить все местные советы в рамках действующей Конституции Зеленскому нельзя. Конечно, «Слуга народа» может пойти на радикальные меры, внеся изменения в Конституцию, но и в этом случае новоизбранные местные советы смогут просущестовать только год, до следующих перевыборов. Такой шаг в условиях грядущих радикальных реформ и падения курса гривны к концу осени окажет «Слуге» медвежью услугу, ведь на следующих выборах в советы они могут уже не попасть.

Землю — советам!

Богдан не исключил, что заменит Кличко
Богдан не исключил, что заменит Кличко
© пресс-служба президента Украины | Перейти в фотобанк
Чтобы понять, почему команда Зеленского так спешит с перезагрузкой второстепенного для политической системы Украины местного самоуправления, следует обратить внимание на планы по земельной реформе, которую вынашивает Офис президента. Согласно заявлению нардепа от «Слуги народа» Мариана Заблоцкого, до конца года всеми землями за пределами населенных пунктов будут распоряжаться территориальные громады, а не чиновники в Киеве, как сейчас. То есть для того чтобы получить хорошую долю в будущем дележе украинской земли, бенефициарам «Слуги» крайне необходим контроль над местными советами вплоть до районного уровня.

В текущих условиях, когда большинство райсоветов контролируются конкурентами из БПП или ОПЗЖ, Коломойский и Пинчук рискуют остаться не у дел на земельном рынке.

Надо еще учесть, что региональные советы представляют собой политическую вольницу, в которой засели представители оппозиции. В тот момент, когда Зеленскому и «Слуге народа» придётся проводить весьма болезненные и непопулярные реформы, облсоветы неизбежно станут площадкой для дестабилизации власти. Нет сомнений, что протест советов не останется незамеченным обществом и может стать катализатором для нового майдана.

Борисов мост

Драматическая для тандема Зеленский-Коломойский ситуация в некоторых местных советах вынуждает власть пойти на радикальные меры по перезагрузке регионов. Так, в Одесском облсовете при переизбрании нового главы вместо ушедшего в Раду Анатолия Урбанского дошло до драк и блокирования трибуны. Когда в Киеве стало ясно, что попытка захвата власти при помощи «Батькивщины» и лояльных членов БПП провалилась, на помощь местным легионерам прибыло ГБР с обыском в кабинете Урбанского. Однако даже открытое давление ГБР не помогло изменить ситуацию, и контроль над Одесским облсоветом получила спайка бывших врагов — БПП и «Оппоблок».

В Днепре, считающемся вотчиной Коломойского, ситуация для правящего тандема еще более критичная. С одной стороны, мэр Днепра Борис Филатов, пользующийся большой поддержкой местного населения (его рейтинг составляет более 45%) и открыто поддерживавший на выборах Порошенко, является оппонентом Коломойского и бизнес-партнером другого бывшего друга, а ныне заклятого врага, Геннадия Корбана. С другой — Днепровский облсовет прочно контролируется представителями БПП.

В основе конфликта между Филатовым и Коломойским лежит недавняя вражда между Коломойским и Корбаном. До опалы Коломойского при Порошенко в 2014 году группа Коломойский-Корбан-Филатов считалась спасителями Украины от «сепаратистов» и на волне патриотических настроений организовала партию УКРОП. Но в 2016 году Корбан и Филатов захотели самостоятельности и попытались вывести часть активов из империи Коломойского. После чего олигарх изгнал Корбана из руководства УКРОПа, а Филатов, ориентировавшийся на давнюю дружбу с Корбаном, отказался поддерживать Коломойского в его войне с Порошенко и занял сторону последнего.

Пока днепропетровское противостояние вылилось в выигранное Филатовым у Зеленского пари по поводу открытия моста через Днепр 14 сентября. Мост был открыт на неделю раньше. Однако после этого в мэрии начались обыски по делу о хищении средств, подозрения предъявлены как строителям моста, так и заместителям Филатова. Скорее всего Днепровский конфликт будет набирать обороты с весьма туманными для мэра перспективами.

Сражение в Одесском облсовете: Порошенко и «Оппоблок» против Зеленского с Коломойским
Сражение в Одесском облсовете: Порошенко и «Оппоблок» против Зеленского с Коломойским
© oblrada.odessa.gov.ua | Перейти в фотобанк

В Харькове все спокойно

Противоположная Днепру ситуация разворачивается в Харькове. В Харьковском облсовете в группе «Единство и развитие Харьковщины» состоят все представленные в совете партии, кроме «Самопомоши», отказавшейся объединяться с остальными. Костяк группы составляют депутаты самой влиятельной в области партии «Возрождение». Её выдвиженцем является городской голова Геннадий Кернес.

У этой партии и ее главы Виталия Хомутынника имеется положительная история сотрудничества с Коломойским, которую они «освежили», встретившись с олигархом весной в Израиле. Похожая ситуация сложилась и в киевском облсовете, который формальной контролируется представителем «Радикальной партии», но имеет в своем составе множество депутатов от БЮТ, БПП, «Наш Край» и ОППОблока лояльных к Офису Президента.

Два Гены

В отличие от мэра Днепра Филатова, мэры Одессы и Харькова, ключевых городов юго-востока, полностью лояльны как Офису Президента, так и Коломойскому. Геннадий Труханов и Геннадий Кернес при президентстве Януковича были верными сторонниками Партии регионов. Оба являются мэрами крупных городов, население которых не приняло государственный переворот 2014 года и чуть было не заявило о создании собственных республик.

Кернес, несмотря на свою деятельность по разгону промайдановских сил в Харькове зимой 2013-2014 годов, сумел выстроить хорошие отношения с центральной властью, в первую очередь наладив их с Коломойским. Аналогично поступил и Труханов, бывший глава фракции «Партии регионов» в Одесском горсовете, который весной 2014 года поддержал проведение в Крыму референдума о воссоединении с Россией. После назначения на должность главы обладминистрации Игоря Палицы он удачно выстроил общение с его патроном Коломойским.

Труханов и Кернес, в своё время наладившие тесное сотрудничество с администрацией Порошенко, но саботировавшие программу бывшего президента по фальсификации выборов, после победы Зеленского сумели установить отношения с окружением нового президента.

Оба Геннадия являются очень ценными фигурами для Киева, с одной стороны, они пользуются поддержкой местного населения и могут предоставить «Слуге» большое количество контролируемых кандидатов на местных выборах, а с другой стороны, «два Гены» хорошо контролируемы, ведь оставшись без покровительства Офиса президента, они станут жертвами череды антикоррупционных скандалов, митингов и акций ненавидящих их националистов.

По имеющейся у автора информации, несколько дней назад Кернес и Труханов провели встречу с Коломойским, на которой обсуждали тему внеочередных выборов и возможных кандидатов от «Слуги народа».

Перед выбором

«Слуга народа»: Весной закончим децентрализацию, потом будут местные выборы
«Слуга народа»: Весной закончим децентрализацию, потом будут местные выборы
© korniyenko.in.ua | Перейти в фотобанк
Поскольку возможностей расправиться со всеми местными советами одним махом в настоящее время у Зеленского нет, а разбираться отдельно с каждым областным и районным советом слишком долго, Офис Президента находится на распутье. С одной стороны, одномоментный роспуск местных советов означает масштабную реформу местного самоуправления, при которой не удастся избежать нарушений Конституции и настроить против себя местные элиты. С другой стороны, точечная перезагрузка проблемных регионов приведет к затяжному противостоянию и войне компроматов, что тоже губительно для рейтинга «Слуги народа».

Поэтому прорабатывается несколько сценариев, основной из которых заключается в полной или частичной перезагрузке территориального устройства Украины, путем объединения областей и ликвидации районов областей как таковых в пользу территориальных громад. Поскольку в Раде ещё нет законопроекта об изменениях в Конституции относительно местного самоуправления, а в административных судах не лежат иски на действия мятежных облсоветов, конечное решение еще не принято и находится в стадии обсуждения.

Впрочем, дожидаться естественного истечения сроков полномочий местных советов ни Зеленский, ни Коломойский не собираются, а времени для принятия решения остается все меньше.

Однако Зеленский вполне может пройти на продуманный риск. Очевидно, что на волне электоральных успехов и рекордного для Украины уровня поддержки (по свежим соцопросам, деятельность Зеленского одобряют около 77% украинцев) новый президент способен провести в местные советы максимум "своих", идущих под эгидой "Слуги народа" депутатов. Как говорят украинские политологи, "зелёная волна" продолжает катиться по стране, и у президента есть все шансы оседлать её и получить лояльные местные советы.