В среду, 12 июня, на своей странице в Twitter Андрей Парубий сообщил важную новость.
«Сегодня подписал закон Украины №1098 «О временных следственных комиссиях, специальной временной следственной комиссии и временных специальных комиссиях Верховной Рады Украины» и передал его на подпись президенту Украины», — отметил он.
Сьогодні підписав Закон України #1098 "Про тимчасові слідчі комісії, спеціальну тимчасову слідчу комісію і тимчасові спеціальні комісії Верховної Ради України" @verkhovna_rada і передав його на підпис Президенту України.
— Андрій Парубій (@AndriyParubiy) 12 июня 2019 г.
Несмотря на название, этот закон касается не только одной лишь Верховной Рады, но и президента Украины. Ведь именно этот документ открывает дорогу для импичмента.
Подарок от Ляшко
Закон, который подписал Парубий, Верховная Рада приняла 6 июня. Автором документа был лидер Радикальной партии Олег Ляшко, который одним из первых и сообщил радостную, по его мнению, новость украинцам.
«Наконец, через пять лет нашей борьбы парламент принял мой закон об импичменте президента и ВСК (временная следственная комиссия. — Ред.). Поздравляю украинцев с чрезвычайным событием — установлением реального контроля людей над властью. Очень надеюсь, что у [президента Владимира] Зеленского хватит смелости подписать этот закон, как он и обещал гражданам перед выборами, и он не будет придумывать поводы, чтобы его ветировать», — написал Ляшко в Facebook.
В принятом Радой законе утверждается, что специальная временная следственная комиссия — коллегиальный временный орган, который образуется с целью расследования обстоятельств вероятного совершения президентом госизмены или другого преступления и проверки данных, изложенных в соответствующем представлении 226 народных депутатов.
При этом парламентские фракции и группы должны представить свои кандидатуры в течение пяти дней со дня направления к ним письменного запроса. Если не успеют — комиссия создается без участия представителей соответствующей парламентской политсилы.
Решение о начале импичмента и создании комиссии Рада принимает голосами не менее чем 226 парламентариев. О принятии решения спикер немедленно информирует президента. Комиссию возглавляет спецпрокурор, ее члены — избранные Радой нардепы.
Срок деятельности комиссии не должен превышать трех месяцев со дня ее основания. Комиссия имеет право заслушивать президента и его адвокатов, требовать у госорганов необходимые документы и сведения, связанные с расследованием. Также комиссия может назначать экспертизы, привлекать экспертов для оценки доказательств, а также заслушивать граждан Украины по вопросам импичмента. При этом комиссия не может заслушивать судей, в том числе и судей Конституционного суда.
По итогам расследования комиссия подает Раде свои выводы и предложения по всем пунктам обвинений, которые изложили депутаты в представлении об инициировании импичмента главе государства. А Рада 300 голосами должна поддержать импичмент. Постановление направляется в Верховный и Конституционный суды. И те дают свои выводы в течение 15 дней. Если Верховный суд признал действия президента госизменой, а Конституционный суд не нашел нарушений в процедуре создания и деятельности комиссии, Верховная Рада должна 338 голосами поддержать импичмент президента.
Примечательно, что ранее создание специализированной временной следственной комиссии не регламентировалось ничем, — с 2009 года законодательный акт о ней был признан неконституционным. Все это осложняло, а точнее, превращало в невозможный импичмент президента.
Теперь эту юридическую лакуну устранили.
«Вариант закона, который подписал Парубий, существенно сокращает дистанцию от намерения до исполнения фазы импичмента», — поясняет в комментарии изданию Украина.ру политтехнолог Андрей Золотарев.
Однако при этом Рада отказалась даже ставить на голосование законопроект нового президента Владимира Зеленского, которым также предлагалось упростить процедуру импичмента.
Зеленский не ко двору
Одной из первых законодательных инициатив Зеленского на посту президента Украины был закон об импичменте. При этом закон теоретически могли бы применить к самому Зеленскому, тем более на президентском сайте петиция об отставке Зеленского набрала необходимое количество голосов.
«Хочу предложить вам требовать у народных депутатов Украины скорейшего голосования за проект Закона Об особой процедуре устранения Президента Украины с поста (импичмент), который был подан мной в Верховную Раду 29 мая этого года», — прокомментировал этот факт сам Зеленский.
Своим критикам он напомнил, что Конституция Украины четко определяет условия, при которых он может покинуть пост президента: отставка, невозможность исполнять свои полномочия по состоянию здоровья, смещение с поста в порядке импичмента и смерти.
«По объективным и, надеюсь, понятным вам причинам покинуть свой пост в соответствии с пунктами 1, 2 и 4 я не могу», — заявил Зеленский.
Казалось бы, Рада должна была бы поддержать президентский законопроект, облегчающий процедуру импичмента, но этого не произошло. Документ Зеленского даже не включили в повестку дня — не хватило голосов.
«Не хотят меня отпускать, такой уж я человек», — отшутился сам Зеленский в своем знаменитом «педальном» интервью.
Впрочем, по мнению спикера Парубия, законопроект Зеленского на деле был «переписанными нормами украинского Регламента».
И действительно, законопроект Зеленского убирает значительную часть из статей Регламента, посвященных импичменту. Кстати, в этих частях в том числе речь идет и о специализированной следственной комиссии. Все это прописывается в тексте президентского законопроекта. При этом там же детально рассказывается о защитниках президента и других нюансах.
«Закон Зеленского предлагает более продолжительную процедурную линию», — поясняет Золотарев.
По его словам, важны не различия в законопроектах, а то, кто их инициировал.
«Тот, в чьих руках инициатива, выглядит как власть предержащий. Они (Рада. — Ред.) хотят показать себя в сильной позиции, что они способны навязать свою волю и на противодействие Зеленскому. Теперь ему не остается ничего иного, как подписать законопроект. Не подписать он пока не может», — говорит политтехнолог.
Тут Зеленский, по словам Золотарева, стал заложником собственного имиджа. Рассказывая о том, что он новый политик, он не может действовать как старые политики, ставя во главу угла политическую целесообразность.
«Тут Рада и Парубий переиграли Зеленского. Но это тактическая победа. В данный момент от этой Верховной Рады Зеленский импичмент точно не получит», — резюмирует Золотарев.
В общем, «борьба законопроектов» на деле оказалась борьбой не за импичмент президента, а за то, чтобы показать, кто кого важнее. Пока Рада показала, что, несмотря на ее роспуск, ее рано списывать со счетов. Теперь слово за Зеленским.