В религиозной войне, которую Порошенко намерен развязать на Украине, и которая может стать более кровавой и более продолжительной (на десятилетия), чем гражданская на Востоке страны, у украинского президента есть рычаги влияния помимо СБУ и админресурса. Один из важнейших — «пятая колонна» внутри епископата канонической Украинской православной церкви (УПЦ).

Кандидат власти

Фронтмен «пятой колонны», или «автокефалистского крыла» в УПЦ — митрополит Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко). Именно он сразу же после апрельской инициативы Порошенко солировал ему в эфире телешоу «Свобода слова» на канале ICTV, рассказывая, что Украине необходима церковная независимость от Москвы.

Митрополит Онуфрий освободил от должностей Александра Драбинко
Митрополит Онуфрий освободил от должностей Александра Драбинко
© РИА Новости, Евгений Котенко | Перейти в фотобанк

«Алгоритм очень простой, — обрисовал технологию автокефалии Драбинко. — Первое — это возврат к статусу 1686 года — к экзархату (Вселенского патриархата. — прим. авт.), к церкви Петра Могилы. Второе — упорядочивание канонического статуса тех иерархов, которые обращались за автокефалией и статусом объединенной структуры (очевидно, намек на Филарета (Денисенко) и его неканонический Киевский патриархат. — прим. авт.). И третье — предоставление этой канонической структуре статуса Поместной церкви».

Как выяснилось, тогда же Драбинко подписал и инициированное Порошенко обращение с просьбой об автокефалии к Вселенскому патриарху Варфоломею. «Да, я подписал такого рода обращение», — подтвердил Драбинко 18 августа телеканалу ZIK. Вторым подписантом стал  митрополит Черкасский Софроний (Дмитрук), известный симпатиями к национализму — вплоть до того, что в 2014 году на Пасху он посещал блок-посты «Правого сектора»*.

Влияние Софрония за пределами его епархии невелико — слишком уж эксцентричен и слишком порой впадает в маразм престарелый митрополит. Неудивительно, что в 2014 году он даже не рассматривался никем как серьезный претендент на пост митрополита Киевского и всея Украины, освободившийся после смерти Владимира (Сабодана).

В качестве «кандидата власти» на митрополичий престол, за которого активно агитировал тогда телеканал «1+1» Игоря Коломойского, тогда ситуативно дружившего с Порошенко — попутно обвиняя в работе на Москву управляющего делами УПЦ Антония (Паканича) и митрополита Черновицкого Онуфрия (Березовского) — был выбран митрополит Винницкий Симеон (Шостацкий). Ключевым обстоятельством в данном случае стало даже не то, что Симеон проводил «мягкую украинизацию» богослужений в своей епархии, а его близость к Петру Порошенко, политическая карьера которого начиналась с Винницы.

«Пятая колонна» в УПЦ: На кого опирается Порошенко в церковном расколе

Драбинко тогда не мог участвовать в выборах митрополита Киевского, являясь викарным (не имеющим своей епархии) епископом. Однако, после позорного поражения Симеона — 13 августа 2014 года в первом туре голосования он получил поддержку лишь 9 епископов, тогда как за Антония отдали голоса 24 архиерея, а за Онуфрия 36 — бывший личный помощник Владимира (Сабодана) вновь быстро восстановил свой неформальный статус вождя «проукраинского крыла» в УПЦ. Как я уже писал  ранее, в 2015 году с Драбинко, собравшим вокруг себя группу из 15 — 20 епископов, настроенных на попытку создания подконтрольной власти «единой Украинской церкви», тесно работала Администрация президента, уже тогда закладывавшаяся на будущий бросок к автокефалии.

Будет ли томос? Украина на пороге религиозной войны
Будет ли томос? Украина на пороге религиозной войны
© пресс-служба президента Украины | Перейти в фотобанк

В «автокефалистском крыле» УПЦ немало влиятельных архиереев, например, архиепископ (с 2017 года, до этого с 2012 года епископ) Львовский Филарет (Кучеров), который благословил проведение 8 августа 2014 года «круглого стола» с представителями неканонических Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Об этой «неформальной попытке налаживания контактов между Православными церквами», которая «получила благословение местных епископов всех трех Церквей», автору статьи тогда рассказал львовский религиовед Андрей Юраш, явно не остававшийся в стороне от проведения этого «круглого стола». Уже через несколько месяцев Юраш возглавит департамент по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины, став творцом современной религиозной политики при Порошенко.

Почему же на первом место выступает молодой викарный епископ Драбинко?

Все дело в наследии митрополита Киевского и всея Руси Владимира (Сабодана), потому что Дробинко был его личным секретарем практически (почти) до самой кончины Владимира.

Из референтов — в «генсеки»

В 1998 году молодой, только перешагнувший 20-летие Драбинко становится референтом пожилого митрополита Киевского, и по мере прогрессирования болезней последнего, благодаря к близости к главе УПЦ и его делам, как писал когда-то Ленин о генсеке ВКП(б) Сталине, смог «сосредоточить в своих руках необъятную власть».

Летом 2006 года Драбинко получает пост личного помощника митрополита Киевского и становится главным редактором официального сайта УПЦ и общецерковной газеты. Одновременно он постригается в монахи, спустя несколько дней (!) превращается в архимандрита. В 2007 году он становится епископом, а в 2010-м — архиепископом.

Скороспелый архиерей назначается настоятелем строящегося кафедрального собора Воскресения Христова (строящегося с 2010 года в центре Киева главного храма УПЦ, проект которого потрясал  воображение своими масштабами и дороговизной), председателем комиссии по временному управлению Киевской епархией в случае болезни митрополита Киевского и Синодального отдела по внешним церковным связям, и, как глава последнего, включается в состав Священного Синода Украинской православной церкви.

«Пятая колонна» в УПЦ: На кого опирается Порошенко в церковном расколе

Главой приходского совета и ключарем кафедрального собора Воскресения Христова при Драбинко был протоиерей Георгий Коваленко, также занимавший при «всесильном временщике» посты главы Синодального информационно-просветительского отдела и пресс-службы УПЦ. В эту же группу входит и архимандрит Кирилл (Говорун), возглавлявший в 2008 — 2009 годах Синодальный отдел по внешним церковным связям УПЦ. Кстати, именно Коваленко на этом посту курировал визит в Киев Вселенского патриарха Варфоломея (2009 год) с предложениями об автокефалии (путем перехода сначала в экзархат к Варфоломею). Вот эта, не совсем, а вернее совсем «не святая тройка» отцов Украинской православной церкви, находящуюся под ее крылом, является идеологами «автокефального крыла» УПЦ. Особую значимость их позиции придает наличие ввиду наличие богословского образования, которое есть у Говоруна, но нет у Дробинко. А образование позволяет облечь нехитрые мысли об отделении автокефальной церкви от УПЦ в красивые, проникнутые религиозной фразеологией речи.

На самом деле, все просто: еще при президентстве Виктора Ющенко эта тройка «раскольников» была обласкана властью, что сказалось и на их материальном положении и возможности беспрепятственно выступать на различных тогда провластных телеканалах и в СМИ. При этом процесс «автокефализации» дает всем троим прекрасную возможность резко продвинуться в церковной иерархии, где роль кадрового лифта будут играть не авторитет у паствы и православные добродетели, а сам факт создания по сути нового церковного учреждения со всеми последующими из этого решения назначениями.

Томоса ради. Для сохранения власти Порошенко готов развязать религиозную войну
Томоса ради. Для сохранения власти Порошенко готов развязать религиозную войну
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

Однако, было бы неверно говорить о наличии у них — как и у опекавшего их Драбинко — некоей последовательной системы взглядов. Главным было желание быстро пробиться по карьерной лестнице вверх, «прийти к успеху» в материальном плане, получив для этого поддержку светской власти Украины, а та при Викторе Ющенко выдвинула в 2008 году идею «независимой от Москвы Православной церкви». То есть уход УПЦ от Москвы резко повысил бы возможности и статус ее руководящих органов, и здесь «автокефалисты» очень похожи на коммунистическое руководство Украинской ССР, объявившее в 1991 году независимость республики, дабы, «упразднив Центр», получить в свои руки монопольный контроль за всеми ее богатствами.

Через Драбинко проходили огромные средства, зачастую неформальные (как спонсорские на финансирование Церкви и ее главного храма, так и личное ему как личному помощнику митрополита Киевского за решение вопросов), он осуществлял протекцию при назначении архиереев, расставляя при этом в епархии нужных ему людей.

Архиерейский протест

Слишком активная деятельность молодого «временщика» вызвала консолидацию против него влиятельных архиереев, которых принято относить к «пророссийскому крылу» УПЦ — митрополита Одесского Агафангела (Саввина) и митрополита Вышгородского Павла (Лебедя). Первый, уроженец России (это позже не раз ставили ему «в вину» политологи), в 2006 году возглавлял список Партии регионов на выборах в Одесский областной совет, а второй также избрался в 2011 году в городской совет Киева от Партии регионов, первоначально решив выдвинуться от другой пророссийской партии — Коммунистической.

После того, как митрополит Владимир тяжело заболел, созванный противниками Драбинко Священный Синод УПЦ лишил его 26 января 2012 года поста главы комиссии по управлению Киевской епархией и поста настоятеля кафедрального собора Воскресения Христова, а 21 февраля 2012 года — поста главы Синодального отдела внешних церковных связей УПЦ и вывел из состава Священного Синода, попутно освободив от руководства официальными информационными ресурсами Церкви. В официальной справке к журналу заседания Синода Драбинко были поставлены в вину «деструктивные действия и недостойное поведение, интриганство и образ жизни, сеющие смуту и подозрение среди епископата и духовенства, порождающие большое смущение среди верующих».

Однако, когда вскоре митрополит Владимир поправился, Драбинко «отыграл назад» эти решения, вернув себе в ноябре 2012 года пост настоятеля главного храма УПЦ, а в апреле 2012 года изъял из документов выдвинутые против него Священным Синодом обвинения. Но тут вспыхнул новый скандал — с похищением двух монахинь.

«Решайло» от церкви

14 июня 2013 года поехавшие в Киево-Печерскую лавру настоятельница столичного Свято-Покровского женского монастыря Калисферия (Шамайло) и ее келейница Катерина пропали, появившись в лавре совершенно изможденными лишь 17 июня. По появившейся в СМИ информации, монахинь схватили и затолкали в машину прямо у Киево-Печерской лавры, привезли и бросили в подвал, где истязали все это время.

Было заведено уголовное дело об их похищении, обвиняемыми по которому проходили бизнесмен Сергей Бут… и митрополит Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко), который, как сообщило в ночь с 17 на 18 июня издание «Вести», «два дня провел в милиции». Похищение монахинь связали с делом недобросовестной поставщицы автомашин Lexus Натальей Панько, которая через посредничество настоятельницы вошла в доверие к Буту, взяв деньги под поставку люксовых машин со скидкой 30%. По слухам, в эту аферу с покупкой-продажей автомашин вложил около 2 млн. долл. сам Драбинко. В итоге, Панько машины не поставила, сообщив, что передала деньги настоятельнице.

«Пятая колонна» в УПЦ: На кого опирается Порошенко в церковном расколе

В квартире Драбинко был проведен обыск, а сам митрополит подтвердил на допросе, что именно он вызвал настоятельницу и ее келейницу на ночную беседу по поводу денег в свой кабинет в лавре, зная о том, что Бут готовится похитить их по выходе оттуда. После этого он был взят под охрану спецназа МВД «Грифон», который сопровождал его на богослужения, а в прочее время изолировал от общества в номере одной из дорогих киевских гостиниц под охраной спецназа МВД «Грифон». Так продолжалось до 22 февраля 2014 года, когда история, едва не стоившая личному помощнику митрополита Киевского и всея Украины не только поста, но и свободы, после насильственной смены власти в стране повернулась ровно противоположным образом.

После евромайдана

Все обвинения теперь можно было смело отбросить, объявив кознями «злокозненной влады». Более того, против Виктора Януковича и министра внутренних дел Виталия Захарченко новой властью было сразу же заведен целый букет уголовных дел, одним из которых стало… «незаконное лишение свободы» Драбинко и попытка «физического устранения» митрополита Владимира. Это дело был тем более интересно, что по нему появлялась возможность «закрыть» крупного бизнесмена и одного из лидеров созданного на основе Партии регионов «Оппозиционного блока» Вадима Новинского.

Генпрокуратура Украины к январю 2015 года закончила следствие по делу, которое затем тянулось без особых продвижек, пока пост Генерального прокурора в мае 2016 года не занял зять президента Юрий Луценко. Уже в сентябре появилась информация, что Генпрокуратура готовит представление в Верховную Раду о лишении Новинского депутатского иммунитета от уголовного преследования, которое в итоге было вынесено на голосование парламента 8 декабря 2016 года и одобрено народными депутатами.

Одновременно с этим Драбинко подал заявление о том, что 24 июня 2016 года был избит после богослужения в Корецком женском монастыре (Ровенская область) Новинским и его охраной. Хотя, в реальности митрополит-кляузник, активно дававший к тому времени показания против депутата, получил максимум пару пинков.

Впрочем, «закрыть» Новинского не удалось, однако полезность Драбинко в этом случае была столь очевидна, что ставки на политически активного викарного епископа в Администрации президента заметно возросли. Тем более, он создал благотворительный фонд имени митрополита Владимира и активно использовал благодаря этому имя последнего для поддержки разных инициатив, включая — ныне — и автокефалию.

И вот теперь, именно Дробинко и его подельники в православной иерархии — Коваленко и Говорун и станут, во всяком случае, точно могут стать опорой власти в расколе Украинской православной церкви, поскольку именно они и являются двигателем этого процесса внутри УПЦ.

Что касается самоназванного патриарха Киевского патриархата Филарета, то ему трудно будет тягаться в расколе с этими тремя молодыми и перспективными «автокефальщиками». Он — предан анафеме, а эти — действующие иерархи православной церкви.

Невольно вспоминается фраза из «Generation » Виктора Пелевина, посвященная мошеннику Азадовскому: «Этот человек далеко пойдет!»

* Организация запрещена в России Верховным судом РФ