Между тем, случай со званием «Почетный железнодорожник» при всей своей неприглядности, не исключение, а правило, которое установилось на Украине давно — латать бюджетные дыры за счет сокращения льгот.
Последние пять лет практика эта расширилась невообразимо далеко, абсолютно на все слои населения. Кроме самих «элит», конечно. Пришедшие к власти в результате государственного переворота националисты не только не попытались исправить положение дел с нарушением прав своих сограждан, но и углубили порочную практику.
Бьют по самым слабым
Еще в 2013 году социальный блок правительства Украины решил, что рядовым гражданам пора затянуть пояса. Помнится, всех возмутило тогда заявление премьера Азарова, что вполне себе можно жить в месяц на 2500 гривен. При том, что это сегодня меньше $100, а тогда было больше 300. У инфляции свои резоны. Весь тот год прошел под знаком борьбы чернобыльцев за свои права на копейки, полагающиеся им. Правительство под предлогом монетизации, принялось кроить размеры скромных выплат ликвидаторам на ЧАЭС, а когда они пришли протестовать под стены Верховной Рады, министр соцполитики Королевская не нашла ничего лучшего, чем выйти к людям и жать им руки, обнимать и целовать со словами: «Денег нет, держитесь».
Но, это все было довольно невинно в сравнении с тем, что началось с приходом к власти президента Порошенко и премьера Гройсмана. Выполняя наиболее неприемлемые из требований МВФ и других международных институций к Украине, берущей у них кредиты, официальный Киев повел большое наступление на льготы, благодаря которым стремительно нищавшее вследствие неумной политики правительства население еще как-то могло сохранять экономический оптимизм и социальные надежды.
Студенты перебьются
Известно, что первыми в таких кампаниях по сокращению всего и всея страдают молодые. Едва переведя дух после «котлов» под Иловайском и Изварино, в которые попали части ВСУ, правительство Украины, которое возглавлял еще Яценюк, начало отбирать льготы у студентов. Их лишили дешевых проездных билетов в транспорте, сократили размеры стипендий.
Одновременно со студентами, лишились некоторых своих льгот и преподаватели, научные работники. То есть при инфляции, которая в 2014 году, только по официальным данным украинского Госстата, составила 125% (эксперты считают, на деле она была еще выше), при том, что гривна подешевела по отношению к доллару втрое, в 3-4 раза выросли цена на основные товары, у рядовых граждан Украины стали забирать деньги, на которые они рассчитывали пережить трудные времена. В экономике все взаимосвязано, поэтому неудивительно, что с нарастанием военных действий в Донбассе начали закрываться предприятия, рабочие места, падать уровень зарплат и покупательная способность населения. Торговля, которая всегда в новейшей истории была самым мощным механизмом регуляции отношений в государстве, начала пробуксовывать и недодавать в бюджет огромные суммы. Тем более, что в 2014-15 г.г. Украина потеряла два невероятно емких рынка сбыта и поступления налогов: Крым и Донбасс.
Какая самая простая практика пополнения бюджета? Уменьшение веса выплат льготным категория граждан. В ситуации, в которой очутилась экономика Украины, с трудом бы справились и профессионалы. Но большая часть из них ушла из управления страной вместе с Азаровым и Януковичем. К рулю пришли экономисты с сомнительной репутацией или просто слегка замаскированные агенты МВФ и американских фондов. В 2015 году инфляция была показана под 40%, а в 2016 на Украине началось массовое наступление на льготы.
С начала эпохи Порошенко на Украине новые или расширенные льготы получают только участники боевых действий на юго-востоке, того, что до недавнего времени именовали в Киеве АТО — антитеррористической операцией. Им только в 2016 году установили 13 различных льгот.
Снова не повезло ветеранам Великой Отечественной и чернобыльцам. Формально оставив им право бесплатного проезда в общественном транспорте, украинский Кабмин предоставил право решать этот вопрос органам местного самоуправления. С предсказуемым результатом не в пользу ликвидаторов ЧАЭС. К слову сказать, пользуясь этим соломоновым решением, целый ряд западноукраинских советов принял решение об улучшении пакета социальных льгот ветеранам бандеровских формирований.
«Эпоха обрезаний»
Такой термин придумали на Украине для обозначения того времени, которое наступило после принятия государственного бюджета на 2016 год. Бюджет верстала уже команда Гройсмана, который со своим бессменным еще с винницких времен патроном Порошенко всегда был сторонником максимально шоковых действий в социальной политике. Да и МВФ требовал обрезаний системе украинских льгот в обмен на деньги и оружие для украинской армии.
С 2016 года санациям подверглись многочисленные льготы. Общественное мнение было покороблено тем, как поступили с матерями одиночками. Им так изощренно поменяли схему выплаты пособий по уходу за ребенком, что многие неполные семьи потеряли от 30 до 50% прежних денег. Помощи государства лишились не менее 200 тысяч матерей-одиночек.
Отказались власти государства Украина и от оплаты питания в школах детям из малообеспеченных и многодетных семей, возложив хлопоты по поиску средств на это на местные органы власти. При этом финансовая дисциплина запрещает малейшие вольности в этом деле — вроде привлечения благотворителей или устройства специальных стипендий.
«А субсидии мы вам урежем!»
Не устояли против бюджетных реформаторов и субсидии на оплату коммунальных услуг. Министерство финансов Украины полтора года назад насчитало порядка четверти миллиона граждан, которые по разным причинам показались ему подозрительными при оформлении субсидий. Большинство из них не смогло пройти проверку в органах минфина и налоговой. Специалисты Министерства финансов и Главной налоговой администрации Украины признавались, что не знают, как доказать скрывает или нет получатель льготы какой-либо доход. То есть резали списки нуждающихся часто и густо просто «на глазок». Деловая пресса Украины в те дни недоумевала — откуда взялось столько нарушителей и надобность их ловить, если до прихода реформаторов к власти в Киеве в стране только 60-75% людей пользовались своим правом на субсидии?
Примечательно, что новые правила получения льготной субсидии коснулись на Украине в первую очередь тех ее граждан, которые работают подолгу за границей. Известно, что в одной Польше таких не менее миллиона. И в большинстве своем это люди из западных регионов. Если такой человек работает более двух месяцев за пределами Украины, субсидия ему теперь не положена. А ведь это все электорат именно Порошенко и других националистов. Неловко вышло.
Одновременно с этим украинские власти добавили около миллиона новых потребителей субсидий, истребив льготы на социальный газ. Многие пенсионеры стали включать свои газовые котлы в исключительных случаях. Выполнение требований Запада обернулось против самих украинских властей — прикрыв дыру в одном месте бюджета, они дают возможность появиться новой в другом.
Шестнадцатый и семнадцатый годы прошлись катком льготных репрессий практически по всем, кто без них едва выживает. Реформы Гройсмана-Порошенко в льготной сфере обернулись новыми трудностями и в без того непростой жизни чернобыльцев, ветеранов труда, детей войны, неполных и многодетных семей, инвалидов и онкологических и инсулинозависимых больных. И это при том, что в последние три года правительство Украины в обязательном порядке раз в полгода объявляет об очередном повышении тарифов на электроэнергию, газ, воду.
«Порошенко богатеет — украинцы разбегаются»
Ничего не остается без последствий. Рабочим на вредных производствах в последние три года произвольно меняют объемы и сроки возмещений за ущерб здоровью, у региональных общин забирают экологические выплаты и средства за пользование природными ресурсами. Неудивительно поэтому, что по данным профсоюзов не только Донбасс, но и промышленное Поднепровье теряют человеческий ресурс. Так, с родины Леонида Брежнева, из Днепродзержинска, уехало, по словам работников Конфедерации свободных профсоюзов, за эти годы на заработки за границу и в другие регионы Украины не менее четверти работоспособного населения, что, конечно же, не прибавляет оптимизма работодателям и управленцам на местах.
В нынешнем году политика ущемления социальных прав собственных граждан на Украине продолжена самым логическим образом. Продолжилось наступление на выплаты чернобыльцам — до 50% прежнего у них уже отняли, а Конституционный суд Украины своим решением лишил права льготного проезда в коммунальном транспорте ветеранов труда. Осенью намечается очередное повышение коммунальных тарифов, у сельских жителей намерены отобрать их льготное право не платить в обязательном порядке взносы в Пенсионный фонд и так далее. Льготы у граждан Украины отбирают так массово, что даже не посчитать всех пострадавших от этого процесса.
Характерно, что Украина как правопреемник УССР, в том числе и в части соблюдения прав человека и гражданина, продолжает декларировать себя государством социальной направленности. Или, если угодно, просто социальным государством. Какая странная, однако социальность, — именно социальная поддержка государства становится немыслимой и ненужной для тех, кто за счет унижений и обнищания сограждан решает свои клановые и личные проблемы. Напомним кричащий факт — только за первый год президентства Петр Порошенко увеличил капитализацию своих предприятий в семь раз.