15 сентября глава украинской Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) Дмитрий Вовк заявил, что тарифы на электрическую энергию на Украине являются самыми высокими в Европе.
«Длительное время, в течение 25 лет, были очень тёплые и отеческие слова о защите потребителя. И сейчас тарифы на электроэнергию на Украине наибольшие в Европе», — сказал Вовк.
Само по себе это заявление официального лица, отвечающего за тарифы в энергетике, можно считать самоубийственным: Украина, которая продает свое электричество в Евросоюз, дерет со своих собственных граждан больше, чем платят за украинское электричество зажиточные европейцы.
Поэтому Вовк тут же добавил, что проблему решит принятый Верховной Радой закон «О рынке электрической энергии». Этот закон, по словам главы НКРЭКУ, позволит перейти от плановой экономики в энергетике к рыночной, в результате чего потребитель сможет получить «конкурентную цену на качественные услуги».
«Мы уверены, что в результате будет установлена справедливая цена на качественные стабильные услуги», — отметил Вовк.
В связи с этим сразу возникает масса вопросов. Во-первых, из кого выбирать? На Украине есть три типа электроэнергии по выработке — атомная, угольная/газовая и гидрогенерация. Они сильно различаются по цене и при этом все они необходимы по-своему для функционирования энергосистемы. Так, АЭС не могут плавно увеличивать или снижать производство электроэнергии в периоды пикового потребления — эту нишу закрывают ТЭС. При этом энергия, вырабатываемая ТЭС, намного дороже той, что производится на АЭС.
Кроме того, конечный потребитель получает электричество через компании Облэнерго, у которых нет конкурентов в своих регионах.
И главный вопрос: снизит ли рынок электричества цену для потребителя в украинских условиях?
Ukraina.ru разбиралась в этих вопросах при поддержке эксперта по энергетическим вопросам, члена наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрия Корольчука.
- Как вы оцениваете принятый закон о рынке электроэнергии — насколько он полезен и эффективен?
— Этот закон теоретически хороший, но практически его реализовать будет сложно. Один из возможных плюсов для населения в том, что может снизиться стоимость электроэнергии — при условии, что возникнет конкуренция.
Хотя ключевым фактором этого закона является то, что будет рынок двусторонних контрактов. То есть, предприятие, которое производит электроэнергию — в основном это ТЭС, а также альтернативные источники энергии, солнечная, ветряная, биомасса, биогаз — смогут напрямую предприятию поставлять электроэнергию. Что же касается «Энергоатома» и «Укргидроэнерго» — они останутся в роли эдаких «сирот».
- То есть, эти компании не смогут выходить на рынок и продавать свою дешевую электроэнергию наравне с ТЭС, у которых цена значительно выше, не будут создавать им конкуренцию?
— Да, совершенно верно. У АЭС самая низкая цена, но на рынок электроэнергии их не пустили.
Нужно понимать, что сейчас украинский рынок электроэнергии дотируется, ежегодно сумма объемы перекрестного субсидирования превышают 40 млрд грн (более $1,5 млрд — ред.). Поэтому после введения рынка электричества не стоит ожидать падения цен — это крайне маловероятно.
Есть опыт соседних стран, Прибалтики, Болгарии, Румынии, Польши, Венгрии, которые уже прошли этот путь — у них подобные законы были введены в начале 90-х годов прошлого века — там цена на электроэнергию после введения рынка электричества как раз выросла.
Там, кстати, западные инвесторы поскупали всю энергогенерацию — болгарскую, румынскую, венгерскую, польскую, чешскую — и вопреки введению рынка некий монополизм остался.
Поэтому ожидать на Украине снижения цены на электричество нельзя — даже если будет конкуренция.
Кроме того, у нас только одно предприятие — облэнерго — поставляет электричество конечному потребителю. Для создания реальной конкуренции необходимо, чтобы появились еще несколько таких же предприятий, чтобы они могли между собой конкурировать, предоставляя в оптимальном варианте все возможные услуги: и передавать электроэнергию по линиям электропередач, и заниматься обустройством сопутствующей инфраструктуры — это трансформаторы, новые линии электропередач, осуществлять техническую поддержку, предоставлять населению сервис, услуги подключения, ремонта и другие. А не просто получить лицензию на продажу электроэнергии — создать условную фирму «Вася Пупкин&Co» — и продавать электричество.
- Могут ли появиться обычные посредники, которые будут продавать населению электричество того же облэнерго с выгодой для себя?
— Судя по всему, да. Это не будет конкуренция, потому что кто-то будет нести затраты по эксплуатации этих линий электропередач и всей сопутствующей инфраструктуры.
Но если рассматривать в таком варианте, что будет создано еще одно облэнерго, второе, третье, четвертое, пятое — тогда другое дело. Такие энергокомпании будут меньше чем нынешние облэнерго, обслуживать район или город. Допустим, два района одно облэнерго обслуживает, три других — второе, еще один — третье, а четвертое работает во всех этих районах. Тогда это будет реальная конкуренция. Но представьте себе, сколько времени займет вот такая трансформация рынка. Это десятилетия и серьезные капиталовложения.
Для того, чтобы создать такое новое облэнерго, нужно минимум $50 млн. Это закупки необходимого оборудования, машин, наем работников. Еще один вопрос — где брать специалистов? Предложить на тысячу гривен больше зарплату и переманить с соседнего аналогичного предприятия? А там кто тогда будет работать?
Так что в теории это все, конечно, красиво, но на практике некоторое время будет продолжаться система перекрестного субсидирования, при этом будет постепенно повышаться цена на электроэнергию для населения — чтобы ликвидировать это субсидирование. И совершенно не ясно, как население сможет платить по этим новым тарифам.
- Будет ли новая «конкурентная цена», о которой говорил Вовк, ниже существующей сейчас?
— Не обязательно. В Европе государство дотирует энергокомпании, хотя и не так, как на Украине. Например, есть частный сектор в городе. Там себестоимость электроэнергии объективно выше. Дороже стоит протянуть кабель, поставить столб и так далее. Например, в подобных случаях в ФРГ государство осуществляет дотации — чтобы не было таких перекосов в цене на электричество.
Обслуживающей компании эти работы обходятся, допустим, в два раза дороже, чем в среднем по рынку, но государство компенсирует ей дополнительные расходы, и клиенту в итоге выставляют цену в рамках разумных рыночных цен.
Получается такой германский «социализм». Но у нас на Украине такого не будет, по крайней мере, в ближайшее время. Для начала нужно выстроить нормальную экономику, а когда это произойдет — большой вопрос.