"Будёновка" или "богатырка"? - 16.01.2024 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
История обложка коллаж
История

"Будёновка" или "богатырка"?

Кадр из фильма "Дни Турбиных"
Кадр из фильма Дни Турбиных
Читать в
ДзенTelegram
Головной убор, получивший ставшее традиционным название "будёновка" или "фрунзенка" (первоначально в просторечье – "богатырка") была утверждена в качестве зимнего (на практике – всесезонного) головного убора Красной армии приказом Реввоенсовета от 18 декабря 1918 года, а 105 лет назад, 16 января 1919 года, в новом приказе РВС, было дано её описание
В соответствии с приказом конструкция будёновки была следующей:
"Головной убор состоит из колпака по форме головы, суживающегося кверху и имеющего вид шлема, и отгибающихся: назатыльника и козырька. (…) Спереди к колпаку головного убора, симметрично по отношению к козырьку пришивается пятиконечная звезда из цветного сукна, обращённая острым концом вверх. (…) В центре звезды прикрепляется значок-кокарда установленного образца с эмалью вишнёвого цвета". Изготавливали их из сукна на ватной подкладке.
Звезда на будёновке, а также петлицы и клапаны-"разговоры" на шинелях и гимнастёрках обозначали род войск: малиновый – пехота, синий – кавалерия (интересно, что петлицы и шеврон синего цвета с изображением подковы и перекрещенных сабель остались и у созданного для участия в киносъёмках в 1962 году 11-го отдельного кавалерийского полка), оранжевый (с 1922 года – чёрный) – артиллерия, голубой – авиация, чёрный – инженерные войска, зелёный – пограничники.
Будёновка (а также шинель с поперечными клапанами-"разговорами" и другие элементы новой военной формы красноармейцев) были созданы в 1918-19 годах специально для Красной армии. По инерции форма эта создавалась с элементами неорусского стиля, бывшего официозным со времён Александра III.
Может быть именно поэтому в 1990-х, на форме всеобщего разоблачения (в частности, оказалась что большая часть красноармейских песен имеет белогвардейское происхождение), появилась версия, что "богатырки" и форма с "разговорами" – якобы парадная форма императорской армии, лежавшая до времени на складах и использованная большевиками. Сами бы большевики ничего такого делать не стали бы – именно из-за стиля, в котором принято было строить храмы и связанные с Православной церковью здания (пример – здание Религиозно-просветительского общества в Киеве на большой Житомирской улице).
Фото 1950-х годов. Коллаж https://militaryarms.ru/znaki-otlichiya/georgoevskiy-krest/
Он трижды сражался за Украину: маршал Семён БудённыйСемён Михайлович Будённый – легендарный командир времён Гражданской войны, командующий не менее легендарной 1-й Конной армией, маршал первого призыва. Он сумел избежать всех опасностей пребывания в советской элите, прожить долгую (90 лет) жизнь и остаться одним из символов победы большевиков
Увы, эта версия никакого документального подтверждения не имеет. Более того, её и воспоминаниях нет, хотя, казалось бы, что стоило что-то такое вспомнить генерал-лейтенанту РККА графу Алексею Игнатьеву, который, по идее, должен был быть в курсе? Правда, сторонники этой версии "честно" утверждают, что все документы и воспоминания (включая написанные в эмиграции) были уничтожены злыми большевиками. Это типичный приём криптоистории, который ничего не доказывает, но опровержение которого никого не убеждает.
Единственное "доказательство" – книга Олег Второва "Начало продолжения. Российское предпринимательство и российская социал-демократия", в которой утверждается:
"На интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н.А. Второва по эскизам Василия Васнецова. Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде Победы в Берлине. Это были долгополые шинели с "разговорами", суконные шлемы, стилизованные под старорусские шеломы, позднее известные как будёновки".
ЛЕВ ТРОЦКИЙ - РИА Новости, 1920, 07.11.2024
Лев Троцкий как украинский политик. 145 лет "Льву Революции"Лев Троцкий, родившийся 7 ноября 1879 года, несомненно относится к числу самых известных в мире уроженцев Украины. Между тем ни в российском, ни в украинском обществе Троцкий никогда не воспринимался в этом качестве. Троцкий не чувствовал себя украинцем, но, как ни странно, сделал важный вклад в историю украинской государственности
Автор, как потомок Николая Второва, конечно, мог что-то знать, но с не меньшей вероятностью он, как заинтересованное лицо, мог что-то выдумать. Особенно напрягает "Василий Васнецов" (хотя это может быть просто опечатка) и, главное, участие в пошиве формы для военного ведомства ЕИВ Двора – с какой стати?
В то же время, "советская" версия обоснована солидным пулом официальных документов, которые, правда, почти все были подписаны наркомвоенмором Львом Троцким, который в СССР был фигурой умолчания. Первыми таким документами были приказы Народного комиссариата по военным делам об учреждении временной комиссии по созданию новой формы одежды Красной армии (25 апреля 1918 года) и о положении о конкурсе по разработке обмундирования для Красной армии (7 мая 1918 года).
В конкурсе принимали участие многие именитые художники.
Иногда встречается упоминание об участии в конкурсе Виктора Васнецова. Документально такая версия не подтверждена (тем более, что и сам художник революцию воспринял без восторга), но стилистика формы отчётливо "васнецовская". Он – мог, но могли и другие художники, изображавшие на своих картинах стрельцов, например.
© PicasaВиктор Васнецов "Стрельцы" (1918 год)
Виктор Васнецов Стрельцы (1918 год)
Виктор Васнецов "Стрельцы" (1918 год)
В частности, в конкурсе участвовал – Борис Кустодиев. По воспоминаниям его дочери именно он первый предложил взять за основу форменной шапки богатырских шлем, но его приоритет зафиксирован не был.
Впрочем, документы и эскизы однозначно подтверждают, что за основу был взят проект Михаила Езучевского – художника сейчас малоизвестного (много его картин есть в экспозиции Дарвинского музея в Москве), а окончательную прорисовку осуществил Владимир Баранов-Россинэ (этот авангардист известен ещё менее, поскольку в 1925 году эмигрировал в Париж).
Уже в конце 1918 года отряд, сформированный из рабочих Иваново-Вознесенска, отправился в новой форме на Восточный фронт – в войска под командованием Михаила Фрунзе. Первая конная армия Семёна Будённого получила новую форму позже, а вообще новая форма одежды была введена только в 1922 году – тогда нестандартное обмундирование было просто запрещено.
В 1922 году помимо собственно будёновки был введён летний полотняный шлем, в основном повторявший форму будёновки, но без застёгивающихся под подбородком отворотов назатыльника. Тогда же был несколько изменён дизайн самой будёновки.
От новгородских церквей до "буденовки": причудливый путь неорусского искусства
В таком или примерно таком виде будёновка просуществовала до 5 июля 1940 года – по итогам "Зимней войны" она была признана не соответствующей потребностям войск и заменена на меховую шапку-ушанку или папаху. Впрочем, из-за дефицита форменной одежды её кое-где продолжали носить до конца войны.
Главными недостатками будёновки были недостаточная теплоизоляция (что, правда, не считалось важным благодаря дешевизне материалов) и невозможность носить поверх будёновки каску.
P.S.: Кадр из фильма Владимира Басова "Дни Турбиных", вынесенный нами в начало статьи, разумеется анахроничен – никаких будёновок в красных войсках, бравших Киев в феврале 1919 года, быть не могло. В тексте романа красноармеец носит "остроконечный куколь-башлык".
Подписывайся на
ВКонтактеОдноклассникиTelegramДзенRutube
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала