https://ukraina.ru/20230425/1045642985.html
Хроника энергетической войны: последние события
Хроника энергетической войны: последние события - 25.04.2023 Украина.ру
Хроника энергетической войны: последние события
По оценкам Министерства финансов США, Россия обеспечивает 75% поставок своей нефти на экспорт без использования западных услуг, то есть вне механизма "потолка цен", что вызывает раздражение Вашингтона
2023-04-25T12:27
2023-04-25T12:27
2023-04-25T13:09
эксклюзив
сша
россия
казахстан
белоруссия
нефть
экспорт
цены
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/103405/78/1034057869_0:0:900:507_1920x0_80_0_0_c3f7e51c03c56679debacc86fbbc68d7.jpg
США ударили по «теневому флоту» России«Теневой флот» из десятков танкеров, который возит российскую нефть в Азию в обход санкций Запада, попал под прицел США. Зарегистрированная в Индии компания Gatik Ship Management, ставшая крупным перевозчиком нефти из России, лишилась международной страховки для части своих танкеров из-за нарушения механизма «потолка цен». Об этом 24 апреля сообщило американское агентство Bloomberg со ссылкой на знакомый с ситуацией источник.Gatik Ship Management лишилась страхового покрытия и возмещения убытков, которое было предоставлено American Club, входящим в Международную группу клубов взаимного страхования (P&I Clubs). Такое страховое покрытие защищает от рисков, включая столкновения и разливы нефти, оно важно при заходе судов в порты и при проходе проливов. American Club подтвердил, что аннулировал страховку, но не указал причину.По данным Bloomberg, Gatik Ship Management является одной из немногих танкерных компаний, возникших после того, как в 2022 году Запад начал ужесточать санкции против России. Наращивать танкерный флот компания начала с лета минувшего года. Под её управлением, согласно базе морских данных Equasis, аналитической компании Vortexa и компании VesselsValue, отслеживающей факты купли-продажи судов, находится 48 танкеров, American Club страховал 34 из них. Стоимость флота Gatik Ship Management оценивают в $ 1,4 миллиарда долларов.По данным судового брокера Clarkson Research Services, Gatik Ship Management является одним из десяти крупнейших в мире владельцев средних по размерам танкеров Aframax (вмещают около 700 тысяч баррелей). Флот компании может перевозить около 31 миллиона баррелей нефти и топлива.Напомним, так называемый «потолок цен» на российскую нефть в $ 60 за баррель, установленный Коалицией по ограничению цен (G7, ЕС и еще ряд стран), начал действовать 5 декабря 2022 года синхронно с эмбарго ЕС на морские поставки российской нефти. «Потолок» реализован в виде запрета на предоставление технической помощи, брокерских услуг или финансовых услуг, включая страхование, связанных с морской перевозкой в третьи страны российской нефти, если она приобретена по цене выше «потолочной».Между тем, по оценкам Минфина США, Россия обеспечивает 75% поставок своей нефти на экспорт без использования западных услуг, то есть вне механизма «потолка цен», что вызывает раздражение Вашингтона. 17 апреля 2023 года Управление по контролю над иностранными активами (OFAC) Минфина США разослало предупреждение для американских физических и юридических лиц о возможном обходе «потолка цен» на российскую нефть. Минфин США призвал отказываться от участия в сделках, предполагающих обход потолка цен на российскую нефть, или в сделках, которые нарушают установленный потолок. American Club, по всей видимости, учел это предупреждение.Стоит отметить, что страхование значительной части танкеров с российской нефтью обеспечивают российские компании, в частности «Ингосстрах», перестраховку — Российская национальная перестраховочная компания (РНПК, дочка Банка России). Российская страховка признается значительным числом покупателей, в том числе Турцией и большинством компаний Китая и Индии.При этом 18 апреля 2023 года по итогам 24-го заседания российско-индийской межправительственной комиссии, вице-премьер РФ — глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщил, что Россия и Индия обсуждают возможность создания перестраховочной компании для обеспечения покрытия морских нефтяных перевозок, такая компания может появиться до конца текущего года.Индия, ставшая ныне крупнейшим покупателем российской нефти, официально к потолку цен не присоединилась — ведь ей это крайне невыгодно.Как сообщило 24 апреля британское агентство Reuters, доля Индии в импорте нефти из стран ОПЕК упала до самого низкого уровня за 22 года на фоне резкого роста потребления более дешевой российской нефти. Данные агентства показали, что доля стран Ближнего Востока и Африки на нефтяном рынке Индии снизилась до 59% в течение финансового года, — по сравнению с примерно 72% в 2021–2022 финансовом году.Аналитики прогнозируют, что в 2022–2023 году Индия будет импортировать около 1,6 миллиона баррелей российской нефти в день, что сделает РФ её главным поставщиком, оттеснив Саудовскую Аравию на третье место. Решение стран ОПЕК и их союзников о сокращении добычи может еще больше сократить долю ОПЕК в Индии к концу этого года, если предложение российской нефти останется на высоком уровне, пишет Reuters.Казахстан фактически требует от России более низкой цены на газ, чем для БелоруссииВ минувшую среду, 19 апреля, министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев сделал ряд заявлений, которые звучали как ультиматум России. Во-первых, чиновник предложил, чтобы «Газпром» построил ряд газопроводов в Казахстане, причём без гарантий того, что российский газ в итоге сможет попасть на рынок Китая.«Состоялся ряд встреч с руководством "Газпрома" и с руководством компании "Казахгаз". У нас есть план, у нас есть предварительно согласованный маршрут новых газопроводов из России. Если эти проекты будут одобрены на правительственном уровне, то это будет резерв из наших источников газа. И будет ещё также обеспечено резервное газоснабжение за счет ресурсов "Газпрома" путем строительства дополнительных газопроводов. Но это на стадии обсуждения, маршрут предварительно для себя мы такой оптимальный определили. Этот газопровод имеет возможность продолжения на Китай, но сейчас мы говорим только о покрытии потребностей в газе в Казахстане», — сказал Саткалиев.Во-вторых, фактически прозвучало требование, чтобы «Газпром» поставлял газ в Казахстан по более низкой цене, чем в Белоруссию. «Они дают нам газ по цене гораздо ниже, чем Белоруссии, предварительно у нас переговоры идут. Россия тоже, понимая, что эффективная работа возможна только в двустороннем режиме, идёт навстречу в части предоставления цены, которая в разы ниже европейских цен и гораздо ниже, чем на границе России и Белоруссии», — заявил министр энергетики Казахстана.Стоит отметить, что нефтегазовые вопросы остаются весьма чувствительными в отношениях России и Белоруссии: страна получает 1000 кубометров российского газа по цене чуть ниже 130 долларов и периодически требует приравнять тариф к стоимости для приграничной Смоленской области, то есть к 70 долларам. Потому можно только представить, как раскалились линии спецсвязи сначала между Минском и Москвой, а потом — между Москвой и Астаной.К вечеру 19 апреля Министерство энергетики Казахстана скорректировало слова своего главы Алмасадама Саткалиева. В официальном сообщении Минэнерго было подчёркнуто, что обсуждаемые в настоящее время поставки российского газа в Казахстан пойдут на взаимовыгодных условиях.«В марте 2023 года правительство Казахстана и "Газпром" подписали протокол о сотрудничестве в газовой отрасли на 2023–2024 годы. В рамках договоренностей также прорабатывается вопрос газификации севера и востока Казахстана. Обсуждаемые коммерческие условия цены газа аналогичны ценам газопотребляющих стран Евразийского союза, однако с учетом расходов на транспортировку они лучше, чем для других стран. Поставки российского газа в Казахстан будут осуществляться на взаимовыгодных условиях, и будут учитывать сложившиеся дружественные отношения между Казахстаном и Россией», — сказано в сообщении.Таким образом, в Минэнерго Казахстана акцентировали, что условия поставок газа для Казахстана вытекают исключительно из географических факторов и, соответственно, более низких расходов на транспортировку. Действительно, газ от основных российских центров газодобычи в Ямало-Ненецком автономном округе до Белоруссии должен быть транспортирован на расстояние порядка 3 тысяч километров, тогда как для поставок в северные и восточные регионы Казахстана это расстояние более чем в два раза короче.А вот формулировка «сложившиеся дружественные отношения между Казахстаном и Россией» звучит как издевательство. В конце марта 2023 года власти Казахстана в очередной раз пообещали соблюдать западные санкции против России. «Казахстан не будет инструментом для обхода санкций против России со стороны США и ЕС. Мы будем соблюдать санкции», — заявил в интервью брюссельскому изданию Euractiv первый заместитель руководителя администрации президента Казахстана Тимур Сулейменов.Видимо, это понимают в «Газпроме», пресс-служба которого 21 апреля коротко заявила: «Сообщаем, что информация о цене на российский газ для Казахстана, которую приводят СМИ со ссылкой на министра энергетики Казахстана Алмасадама Саткалиева и пресс-службу Министерства энергетики республики, не соответствует действительности».Пока в публичной плоскости тема дальнейшего развития не получила. При этом заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев в комментарии порталу BFM.ru заявил, что газовое сотрудничество с Казахстаном может стать выгодным для России только в случае своповых поставок газа в Китай.«Казахстан предложил России принять участие в строительстве газопровода из Омска или Барнаула до Усть-Каменогорска, который предназначен в основном для газификации северных и северо-восточных регионов самого Казахстана, но возможно последующее его продление до китайской границы. И здесь, скорее всего, предполагается своповая операция, обменная, — то есть российский газ будет фактически потребляться на внутреннем рынке Казахстана, но сможет формально продаваться в виде казахстанского газа на китайской границе.В этом случае цены могут быть, соответственно, существенно выше, и это может обеспечить какую-то привлекательную экономику для российского экспорта, потому что экспорт Китаю в прошлом году был в районе 140 долларов за 1000 кубических метров на казахско-китайской границе. Это уже, конечно, намного лучше, чем те условия, которые может предложить Казахстан на своем внутреннем рынке», — считает эксперт.
https://ukraina.ru/20230424/1045630453.html
https://ukraina.ru/20230418/1045422037.html
https://ukraina.ru/20230415/1045364228.html
сша
россия
казахстан
белоруссия
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2023
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/103405/78/1034057869_161:0:900:554_1920x0_80_0_0_8482b719ddd5559188919bce8c3cdb18.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
эксклюзив, сша, россия, казахстан, белоруссия, нефть, экспорт, цены
США ударили по «теневому флоту» России
«Теневой флот» из десятков танкеров, который возит российскую нефть в Азию в обход санкций Запада, попал под прицел США.
Зарегистрированная в Индии компания Gatik Ship Management, ставшая крупным перевозчиком нефти из России, лишилась международной страховки для части своих танкеров из-за нарушения механизма «потолка цен». Об этом 24 апреля сообщило американское агентство Bloomberg со ссылкой на знакомый с ситуацией источник.
Gatik Ship Management лишилась страхового покрытия и возмещения убытков, которое было предоставлено American Club, входящим в Международную группу клубов взаимного страхования (P&I Clubs). Такое страховое покрытие защищает от рисков, включая столкновения и разливы нефти, оно важно при заходе судов в порты и при проходе проливов.
American Club подтвердил, что аннулировал страховку, но не указал причину.
По данным Bloomberg, Gatik Ship Management является одной из немногих танкерных компаний, возникших после того, как в 2022 году Запад начал ужесточать санкции против России.
Наращивать танкерный флот компания начала с лета минувшего года. Под её управлением, согласно базе морских данных Equasis, аналитической компании Vortexa и компании VesselsValue, отслеживающей факты купли-продажи судов, находится 48 танкеров, American Club страховал 34 из них.
Стоимость флота Gatik Ship Management оценивают в $ 1,4 миллиарда долларов.
По данным судового брокера Clarkson Research Services, Gatik Ship Management является одним из десяти крупнейших в мире владельцев средних по размерам танкеров Aframax (вмещают около 700 тысяч баррелей). Флот компании может перевозить около 31 миллиона баррелей нефти и топлива.
Напомним, так называемый «потолок цен» на российскую нефть в $ 60 за баррель, установленный Коалицией по ограничению цен (G7, ЕС и еще ряд стран), начал действовать 5 декабря 2022 года синхронно с эмбарго ЕС на морские поставки российской нефти.
«Потолок» реализован в виде запрета на предоставление технической помощи, брокерских услуг или финансовых услуг, включая страхование, связанных с морской перевозкой в третьи страны российской нефти, если она приобретена по цене выше «потолочной».
Между тем, по оценкам Минфина США, Россия обеспечивает 75% поставок своей нефти на экспорт без использования западных услуг, то есть вне механизма «потолка цен», что вызывает раздражение Вашингтона.
17 апреля 2023 года Управление по контролю над иностранными активами (OFAC) Минфина США разослало предупреждение для американских физических и юридических лиц о возможном обходе «потолка цен» на российскую нефть. Минфин США призвал отказываться от участия в сделках, предполагающих обход потолка цен на российскую нефть, или в сделках, которые нарушают установленный потолок.
American Club, по всей видимости, учел это предупреждение.
Стоит отметить, что страхование значительной части танкеров с российской нефтью обеспечивают российские компании, в частности «Ингосстрах», перестраховку — Российская национальная перестраховочная компания (РНПК, дочка Банка России).
Российская страховка признается значительным числом покупателей, в том числе Турцией и большинством компаний Китая и Индии.
При этом 18 апреля 2023 года по итогам 24-го заседания российско-индийской межправительственной комиссии, вице-премьер РФ — глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщил, что Россия и Индия обсуждают возможность создания перестраховочной компании для обеспечения покрытия морских нефтяных перевозок, такая компания может появиться до конца текущего года.
Индия, ставшая ныне крупнейшим покупателем российской нефти, официально к потолку цен не присоединилась — ведь ей это крайне невыгодно.
Как сообщило 24 апреля британское агентство Reuters, доля Индии в импорте нефти из стран ОПЕК упала до самого низкого уровня за 22 года на фоне резкого роста потребления более дешевой российской нефти. Данные агентства показали, что доля стран Ближнего Востока и Африки на нефтяном рынке Индии снизилась до 59% в течение финансового года, — по сравнению с примерно 72% в 2021–2022 финансовом году.
Аналитики прогнозируют, что в 2022–2023 году Индия будет импортировать около 1,6 миллиона баррелей российской нефти в день, что сделает РФ её главным поставщиком, оттеснив Саудовскую Аравию на третье место.
Решение стран ОПЕК и их союзников о сокращении добычи может еще больше сократить долю ОПЕК в Индии к концу этого года, если предложение российской нефти останется на высоком уровне, пишет Reuters.
Казахстан фактически требует от России более низкой цены на газ, чем для Белоруссии
В минувшую среду, 19 апреля, министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев сделал ряд заявлений, которые звучали как ультиматум России.
Во-первых, чиновник предложил, чтобы «Газпром» построил ряд газопроводов в Казахстане, причём без гарантий того, что российский газ в итоге сможет попасть на рынок Китая.
«Состоялся ряд встреч с руководством "Газпрома" и с руководством компании "Казахгаз". У нас есть план, у нас есть предварительно согласованный маршрут новых газопроводов из России.
Если эти проекты будут одобрены на правительственном уровне, то это будет резерв из наших источников газа. И будет ещё также обеспечено резервное газоснабжение за счет ресурсов "Газпрома" путем строительства дополнительных газопроводов.
Но это на стадии обсуждения, маршрут предварительно для себя мы такой оптимальный определили. Этот газопровод имеет возможность продолжения на Китай, но сейчас мы говорим только о покрытии потребностей в газе в Казахстане», — сказал Саткалиев.
Во-вторых, фактически прозвучало требование, чтобы «Газпром» поставлял газ в Казахстан по более низкой цене, чем в Белоруссию.
«Они дают нам газ по цене гораздо ниже, чем Белоруссии, предварительно у нас переговоры идут. Россия тоже, понимая, что эффективная работа возможна только в двустороннем режиме, идёт навстречу в части предоставления цены, которая в разы ниже европейских цен и гораздо ниже, чем на границе России и Белоруссии», — заявил министр энергетики Казахстана.
Стоит отметить, что нефтегазовые вопросы остаются весьма чувствительными в отношениях России и Белоруссии: страна получает 1000 кубометров российского газа по цене чуть ниже 130 долларов и периодически требует приравнять тариф к стоимости для приграничной Смоленской области, то есть к 70 долларам.
Потому можно только представить, как раскалились линии спецсвязи сначала между Минском и Москвой, а потом — между Москвой и Астаной.
К вечеру 19 апреля Министерство энергетики Казахстана скорректировало слова своего главы Алмасадама Саткалиева. В официальном сообщении Минэнерго было подчёркнуто, что обсуждаемые в настоящее время поставки российского газа в Казахстан пойдут на взаимовыгодных условиях.
«В марте 2023 года правительство Казахстана и "Газпром" подписали протокол о сотрудничестве в газовой отрасли на 2023–2024 годы. В рамках договоренностей также прорабатывается вопрос газификации севера и востока Казахстана. Обсуждаемые коммерческие условия цены газа аналогичны ценам газопотребляющих стран Евразийского союза, однако с учетом расходов на транспортировку они лучше, чем для других стран. Поставки российского газа в Казахстан будут осуществляться на взаимовыгодных условиях, и будут учитывать сложившиеся дружественные отношения между Казахстаном и Россией», — сказано в сообщении.
Таким образом, в Минэнерго Казахстана акцентировали, что условия поставок газа для Казахстана вытекают исключительно из географических факторов и, соответственно, более низких расходов на транспортировку.
Действительно, газ от основных российских центров газодобычи в Ямало-Ненецком автономном округе до Белоруссии должен быть транспортирован на расстояние порядка 3 тысяч километров, тогда как для поставок в северные и восточные регионы Казахстана это расстояние более чем в два раза короче.
А вот формулировка «сложившиеся дружественные отношения между Казахстаном и Россией» звучит как издевательство. В конце марта 2023 года власти Казахстана в очередной раз пообещали соблюдать западные санкции против России.
«Казахстан не будет инструментом для обхода санкций против России со стороны США и ЕС. Мы будем соблюдать санкции», — заявил в интервью брюссельскому изданию Euractiv первый заместитель руководителя администрации президента Казахстана Тимур Сулейменов.
Видимо, это понимают в «Газпроме», пресс-служба которого 21 апреля коротко заявила: «Сообщаем, что информация о цене на российский газ для Казахстана, которую приводят СМИ со ссылкой на министра энергетики Казахстана Алмасадама Саткалиева и пресс-службу Министерства энергетики республики, не соответствует действительности».
Пока в публичной плоскости тема дальнейшего развития не получила. При этом заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев в комментарии порталу BFM.ru заявил, что газовое сотрудничество с Казахстаном может стать выгодным для России только в случае своповых поставок газа в Китай.
«Казахстан предложил России принять участие в строительстве газопровода из Омска или Барнаула до Усть-Каменогорска, который предназначен в основном для газификации северных и северо-восточных регионов самого Казахстана, но возможно последующее его продление до китайской границы.
И здесь, скорее всего, предполагается своповая операция, обменная, — то есть российский газ будет фактически потребляться на внутреннем рынке Казахстана, но сможет формально продаваться в виде казахстанского газа на китайской границе.
В этом случае цены могут быть, соответственно, существенно выше, и это может обеспечить какую-то привлекательную экономику для российского экспорта, потому что экспорт Китаю в прошлом году был в районе 140 долларов за 1000 кубических метров на казахско-китайской границе.
Это уже, конечно, намного лучше, чем те условия, которые может предложить Казахстан на своем внутреннем рынке», — считает эксперт.