Мир "Великого кольца": олгой-хорхой - 28.11.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мир "Великого кольца"

Мир "Великого кольца": олгой-хорхой

© коллаж Украина.Ру
Читать в
ДзенTelegram
Монгольская легенда о загадочном гобийском животном, способном убивать на расстоянии, стала известна широкому советскому читателю именно из рассказа Ивана Ефремова. Причём такова была изобразительная сила писательского таланта, что многие читатели восприняли тогда (и воспринимают по сей день) легенду как реальное сообщение о реальном случае. Впрочем, это не единственный и один из самых безобидных случаев ефремовского мифотворчества.
Самое интересное, что написан рассказ был вовсе не после гобийских экспедиций Ефремова, а в Алма-Ате в 1942 году. Первая публикация – в 1944 году, в сборнике "Пять румбов". Только назывался рассказ тогда "Аллергорхой-хорхой". Причина – в разных правилах транслитерации.
Изначально Ефремов взял эту историю из книги Роя Эндрюса "По следам древнего человека", 1926 года. В ней содержалась информация о гобийской экспедиции американского Института естественной истории. Среди прочего в книги рассказывается о встрече с премьер-министром Монголии Содномыном Дамдинбазаром, который попросил его отловить животное "Allergorhai-Horhai".
Название было изменено в издании 1950 года, после того, как Ефремов узнал, как это существо называют араты. Миф об олгой-хорхое он упоминает и в документальной повести "Дорога ветров".
Забавный момент: в редакции в 1942 года герои рассказа слушают по радио фокстрот, в редакции 1950 года – просто весёлую музыку. Политическая повестка рулит.
Мир "Великого кольца": Нэмэгету
Интересно, что сам Ефремов, как следует из его предисловия к рассказам, полагал, что речь идёт о реально существующем, но крайне редком животном, память о котором сохранилась в народных преданиях. В действительности это так не работает, но даже и сейчас распространено мнение, что мифические иносказания можно понимать буквально – если речь идёт об огнедышащем драконе, то имеется в виду именно огнедышащий дракон, а вовсе не полчища врагов, сжигающих на своём пути города и сёла. Так что не будем слишком строги к фантасту.
Пара слов об "изобразительной силе таланта". Вообще Иван Антонович, будем честны, писатель не самый сильный и склонный к лекторскому тону в своих произведениях. Рассказы давались ему лучше, но даже на их фоне "олгой-хорхой" выделяется совершенно булгаковской смесью реализма и мистики. Углубляясь в пустыню, герои рассказа действительно попадают в какое-то сказочное пространство-время, в мир фиолетовых песков (они, кстати, упоминаются и в "Дороге ветров"). Ну и, естественно, встречают там чудовище. Автора статьи ещё в детстве поразило именно то, что никакой развязки не наступает – непознанное остаётся непознанным, что выделяет рассказ на общем фоне (хотя в других рассказах объяснение тоже присутствует далеко не всегда).
Описание существа Ефремов взял у Эндрюса. Сравните:
- "выглядит как колбаса около двух футов длины, без головы и ног, настолько ядовитое, что одно лишь прикосновение к нему означает немедленную смерть";
- "больше всего животное походило на обрубок толстой колбасы около метра длины. Оба конца были тупые, и разобрать, где голова, где хвост, было невозможно".
Помимо разбрызгивания яда Ефремов предполагает за олгой-хорхоем использование электрического разряда. К чему подталкивает способ применения существом своего оружия – он свивается в кольцо (замыкает цепь) и меняет цвет. Ефремов указывает также, что живёт олгой-хорхой в песке, поднимаясь на поверхность только в самое жаркое время.
Олгой-хорхой также встречается в творчестве братьев Стругацких – он упоминается в "Стране багровых туч", "Сказке о Тройке", "Бессильных мира сего" С. Витицкого (псевдоним Б. Стругацкого). Сам Борис Натанович говорил, что они стремились создать общий для всех советских фантастов мир будущего (Б.Н. склонен в своих комментариях переносить свои поздние мысли на ранние события, но тут он скорее всего говорит правду – мир Стругацких действительно растёт из мира "Великого кольца"). По мнению Дмитрия Быкова, развитием идеи "олгоя-хорхоя" являются марсианские пиявки в "Стажёрах" (любопытно, что сами Стругацкие о такой возможности не упоминают, хотя сходство концепций бросается в глаза).
Мир "Великого кольца": тень минувшего
Видимо к разделу литературы следует отнести и информацию об экспедиции некоего А. Нисбета, якобы отправившаяся в Монголию на поиски олгой-хорхоя и таки его нашедшая (по крайней мере типичные для псевдонаучной традиции рассказы об обстоятельствах гибели наводят на такой вывод).
То же самое можно сказать о деятельности чешского криптозоолога Ивана Макарле, снявшего в 1990 году фильм "Загадочный монстр монгольских песков". Благодаря находчивому чеху "монстр" стал известен на Западе.
В 1983 году советский зоолог Юрий Горелов установил, что араты нередко называют олгой-хорхоем восточного удавчика – пустынную змею длиной до метра. Однако, тут надо иметь в виду два момента.
Во-первых, удавчик, как следует из названия, не ядовит. Тем более – не ядовит на расстоянии. Араты, правда, считают его ядовитым, но не так, чтобы уж очень его боятся – ловят, если нужно (Горелов разговаривал с человеком, поймавшим олгой-хорхоя). Хотя само по себе появление считают несчастливой приметой.
Иван Ефремов - РИА Новости, 1920, 08.04.2023
Мир "Великого кольца": тафономия и эволюция
Во-вторых, олгой-хорхой буквально означает "червь, подобный толстой кишке коровы", в то время как удавчик описывается словами "верблюжий хвост", что, мягко говоря, не совсем одно и то же.
Черт сходства не так уж много – змееобразность, якобы ядовитость и отсутствие выраженной разницы головы и хвоста (голова удавчика слабо выделена).
В общем, монгольская легенда до сих пор не расшифрована. Олгой-хорхой не пойман, не найден в мёртвом виде и не сфотографирован. Забавно, что в сети есть воспоминания о современных экспедициях с описанием неизвестных науке червяков, но, опять-таки, без фото. В телефоне плёнка кончилась?
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала