https://ukraina.ru/20230407/1045116310.html
Президент Воронин и упущенный шанс предотвратить войну на Донбассе
Президент Воронин и упущенный шанс предотвратить войну на Донбассе - 07.04.2023 Украина.ру
Президент Воронин и упущенный шанс предотвратить войну на Донбассе
По сообщениям СМИ, сейчас ситуация на границе с Приднестровьем стабильная, сосредоточения войск, что молдавских, что украинских, что румынских, не наблюдается... Украина.ру, 07.04.2023
2023-04-07T14:02
2023-04-07T14:02
2023-04-07T14:02
история
история
история новороссии
молдавия
приднестровье
украина
россия
дмитрий козак
пмр
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e7/04/07/1045117393_0:93:2836:1688_1920x0_80_0_0_135871df123fe1f11d4fd0a071659daa.jpg
По сообщениям СМИ, сейчас ситуация на границе с Приднестровьем стабильная, сосредоточения войск, что молдавских, что украинских, что румынских, не наблюдается. Однако сами по себе процессы на территории Молдавии выглядят как подготовка к ликвидации государственности.Нет причин не вспомнить события двадцатидвухлетней давности. Ведь тогда всё могло пойти по-другому…7 апреля 2001 года президентом Республики Молдова был впервые избран Владимир Воронин.Бывший глава МВД Советской Молдавии и первый (и пока бессменный) лидер молдавских коммунистов пришёл к власти под радикально пророссийскими лозунгами. Среди таковых было присоединение Молдавии к Союзному государству России и Белоруссии, предоставление русскому языку статуса второго государственного, возвращение к его повсеместному изучению в школах.Казалось бы, сама судьба готовила Воронина к налаживанию молдавско-приднестровских отношений. Ведь он родился в Дубоссарском районе на левом берегу Днестра, до 1989 года был первым секретарём Бендерского горкома партии (Бендеры – второй по величине город Приднестровья). Не случись его перевода в Кишинёв, вполне возможно, что вошёл бы в число политиков, ратовавших за автономию Приднестровья, а затем и учреждавших Приднестровскую Молдавскую Республику.На Россию такой руководитель Молдавии производил позитивное впечатление. В 2001-03 годах президенты Владимир Воронин и Владимир Путин провели 24 (!) встречи.Кишинёв смог добиться от Москвы новых экономических преференций. В ноябре 2001 года был подписан договор о дружбе и сотрудничестве РФ и РМ, активно шёл процесс вывоза из Приднестровья военного имущества бывшей 14-й Армии.Под влиянием Москвы в апреле 2001 года лидеры Молдовы и Приднестровья договорились о ежемесячных рабочих встречах, пришли к соглашению о взаимном признании документов, взаимодействии таможенных органов, оплате энергопоставок, обеспечении взаимного доступа к телевещанию и т.п.Затем из-за попытки Воронина сыграть против Игоря Смирнова на выборах президента ПМР 2001 года (Воронин враждебно выказывался в адрес Смирнова, блокировал выполнение ряда договорëнностей, молдавские СМИ начали вбрасывать компромат на приднестровского лидера), в отношениях Кишинёва и Тирасполя возник кризис. Но уже в середине 2002 года благодаря активным усилиям Украины молдавско-приднестровские переговоры возобновились.В Киеве был предложен поистине революционный план переучреждения государства в границах Молдавской ССР.Молдавский парламент планировалось сделать двухпалатным. Государственно-территориальные образования должны были получить равное представительство в верхней палате.Деятельность органов государственной власти различных уровней виделась авторам документа на основе разделения полномочий между центром и регионами. Гарантами достигнутого соглашения планировалось сделать Россию, Украину и ОБСЕ.Современные историки не пришли к единому мнению о том, кто стал автором Киевского плана создания Молдавско-Приднестровской федерации (миссия ОБСЕ в Молдове, российские, украинские дипломаты или окружение Воронина). Общеизвестно лишь, что официально он был выдвинуть от лица всех трёх посредников переговорного процесса (в том числе Украины).Киевский проект не получил непосредственного развития, но положил начало рассмотрению различных вариантов молдавско-приднестровской интеграции в рамках объединённого федеративного государства. В 2003 году эту линию продолжила работа Объединённой Конституционной комиссии РМ и ПМР, а также широко известный "меморандум Дмитрия Козака" по федерализации Молдавии.Миссия заместителя главы Администрации Президента РФ Козака началась в Молдавии в июле 2003 года. В течение нескольких месяцев он занимался "челночной дипломатией" между Кишинёвом и Тирасполем, формируя взаимоприемлемый вариант решения "приднестровского вопроса".К ноябрю эта напряжённая работа увенчалась проектом создания Федеративной Республики Молдова (ФРМ). Молдову в составе ФРМ планировалось наделить статусом федерального округа, а Приднестровье и Гагаузию – статусом субъектов федерации.Провозглашалось, что ФРМ будет нейтральным демилитаризованным государством, а русский язык получит в нём статус официального.В совместное ведение центра и регионов планировалось включить федеральный бюджет и налоги, разграничение государственной собственности, права человека, общие принципы внешнеэкономической деятельности, судоустройство, организацию правоохранительных органов, таможенное регулирование.В компетенцию федерального центра переходили вопросы валютного регулирования и денежной эмиссии, внешней политики и торговли, гражданства, охраны госграницы.Основное место в системе органов власти ФРМ отводилось Федеральному парламенту. В его верхней палате (Сенате) Приднестровью и Гагаузии планировалось предоставить половину от общего числа мест сенаторов (13 из 26). Это делало обязательным учёт интересов автономий при решении вопросов совместного ведения.Эксперты классифицировали такую форму государственного устройства как ассиметричную федерацию.14 ноября 2003 года проект Меморандума был парафирован (предварительно подписан) молдавской и приднестровской сторонами. На 25 ноября в Кишинёв намечался приезд Владимира Путина для участия в торжественном заключении документа.Однако в последний момент по итогам консультаций с представителями западных посольств Воронин свою подпись под предварительно согласованным "меморандумом Козака" отозвал.Американского и европейских послов не устроили положения по размещению в Молдове российского военно-гарантийного контингента до 2020 года (до двух тысяч человек без тяжёлой техники).Западные дипломаты также считали чрезмерными права Приднестровья в рамках проектируемого Козаком объединённого государства. Для дискредитации разработанной модели её стали характеризовать как "приднестровизация Молдовы".Вскоре после этих событий Воронин выступил со специальным заявлением, в котором прямо обосновывал свой поступок отсутствием одобрения документа со стороны европейских и международных структур.Справедливости ради надо отметить, что приднестровские элиты также были не в восторге от воссоединения с Молдовой, но вынуждены были уступать напору российского переговорщика. В Тирасполе демарш молдавского лидера был воспринят даже с облегчением, но по понятным причинам прямо об этом никто не говорил.Так был упущен реальный шанс урегулировать "приднестровскую проблему". Тогда же поднялась волна демонизации федеративного устройства Молдавии как такового.Вероятно, такой антифедерализм имел своей целью не допустить сохранение под любым видом российского влияния на периферии Евросоюза. Однако вместе с этим был отвергнут эффективный механизм разрешения этнических и региональных противоречий в ряде постсоветских государств."Плана Козака" – это ещё и историческая развилка, которая могла повлиять на последующие украинские события. Кто знает, возникни в Молдавии прецедент разрешения межэтнических и региональных противоречий через федерализацию и большого кровопролития на Донбассе удалось бы избежать.
https://ukraina.ru/20190911/1024947625.html
https://ukraina.ru/20190430/1023481871.html
https://ukraina.ru/20190624/1023997055.html
молдавия
приднестровье
украина
россия
пмр
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2023
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e7/04/07/1045117393_0:0:2636:1977_1920x0_80_0_0_e59cc803270929872914c1ad792919b2.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
история, история новороссии, молдавия, приднестровье, украина, россия, дмитрий козак, пмр
По сообщениям СМИ, сейчас ситуация на границе с Приднестровьем стабильная, сосредоточения войск, что молдавских, что украинских, что румынских, не наблюдается. Однако сами по себе процессы на территории Молдавии выглядят как подготовка к ликвидации государственности.
Нет причин не вспомнить события двадцатидвухлетней давности. Ведь тогда всё могло пойти по-другому…
7 апреля 2001 года президентом Республики Молдова был впервые избран Владимир Воронин.
Бывший глава МВД Советской Молдавии и первый (и пока бессменный) лидер молдавских коммунистов пришёл к власти под радикально пророссийскими лозунгами. Среди таковых было присоединение Молдавии к Союзному государству России и Белоруссии, предоставление русскому языку статуса второго государственного, возвращение к его повсеместному изучению в школах.
Казалось бы, сама судьба готовила Воронина к налаживанию молдавско-приднестровских отношений. Ведь он родился в Дубоссарском районе на левом берегу Днестра, до 1989 года был первым секретарём Бендерского горкома партии (Бендеры – второй по величине город Приднестровья). Не случись его перевода в Кишинёв, вполне возможно, что вошёл бы в число политиков, ратовавших за автономию Приднестровья, а затем и учреждавших Приднестровскую Молдавскую Республику.
На Россию такой руководитель Молдавии производил позитивное впечатление. В 2001-03 годах президенты Владимир Воронин и Владимир Путин провели 24 (!) встречи.
Кишинёв смог добиться от Москвы новых экономических преференций. В ноябре 2001 года был подписан договор о дружбе и сотрудничестве РФ и РМ, активно шёл процесс вывоза из Приднестровья военного имущества бывшей 14-й Армии.
Под влиянием Москвы в апреле 2001 года лидеры Молдовы и Приднестровья договорились о ежемесячных рабочих встречах, пришли к соглашению о взаимном признании документов, взаимодействии таможенных органов, оплате энергопоставок, обеспечении взаимного доступа к телевещанию и т.п.
Затем из-за попытки Воронина сыграть против Игоря Смирнова на выборах президента ПМР 2001 года (Воронин враждебно выказывался в адрес Смирнова, блокировал выполнение ряда договорëнностей, молдавские СМИ начали вбрасывать компромат на приднестровского лидера), в отношениях Кишинёва и Тирасполя возник кризис. Но уже в середине 2002 года благодаря активным усилиям Украины молдавско-приднестровские переговоры возобновились.
В Киеве был предложен поистине революционный план переучреждения государства в границах Молдавской ССР.
Молдавский парламент планировалось сделать двухпалатным. Государственно-территориальные образования должны были получить равное представительство в верхней палате.
Деятельность органов государственной власти различных уровней виделась авторам документа на основе разделения полномочий между центром и регионами. Гарантами достигнутого соглашения планировалось сделать Россию, Украину и ОБСЕ.
Современные историки не пришли к единому мнению о том, кто стал автором Киевского плана создания Молдавско-Приднестровской федерации (миссия ОБСЕ в Молдове, российские, украинские дипломаты или окружение Воронина). Общеизвестно лишь, что официально он был выдвинуть от лица всех трёх посредников переговорного процесса (в том числе Украины).
Киевский проект не получил непосредственного развития, но положил начало рассмотрению различных вариантов молдавско-приднестровской интеграции в рамках объединённого федеративного государства. В 2003 году эту линию продолжила работа Объединённой Конституционной комиссии РМ и ПМР, а также широко известный "меморандум Дмитрия Козака" по федерализации Молдавии.
Миссия заместителя главы Администрации Президента РФ Козака началась в Молдавии в июле 2003 года. В течение нескольких месяцев он занимался "челночной дипломатией" между Кишинёвом и Тирасполем, формируя взаимоприемлемый вариант решения "приднестровского вопроса".
К ноябрю эта напряжённая работа увенчалась проектом создания Федеративной Республики Молдова (ФРМ). Молдову в составе ФРМ планировалось наделить статусом федерального округа, а Приднестровье и Гагаузию – статусом субъектов федерации.
Провозглашалось, что ФРМ будет нейтральным демилитаризованным государством, а русский язык получит в нём статус официального.
В совместное ведение центра и регионов планировалось включить федеральный бюджет и налоги, разграничение государственной собственности, права человека, общие принципы внешнеэкономической деятельности, судоустройство, организацию правоохранительных органов, таможенное регулирование.
В компетенцию федерального центра переходили вопросы валютного регулирования и денежной эмиссии, внешней политики и торговли, гражданства, охраны госграницы.
Основное место в системе органов власти ФРМ отводилось Федеральному парламенту. В его верхней палате (Сенате) Приднестровью и Гагаузии планировалось предоставить половину от общего числа мест сенаторов (13 из 26). Это делало обязательным учёт интересов автономий при решении вопросов совместного ведения.
Эксперты классифицировали такую форму государственного устройства как ассиметричную федерацию.
14 ноября 2003 года проект Меморандума был парафирован (предварительно подписан) молдавской и приднестровской сторонами. На 25 ноября в Кишинёв намечался приезд Владимира Путина для участия в торжественном заключении документа.
Однако в последний момент по итогам консультаций с представителями западных посольств Воронин свою подпись под предварительно согласованным "меморандумом Козака" отозвал.
Американского и европейских послов не устроили положения по размещению в Молдове российского военно-гарантийного контингента до 2020 года (до двух тысяч человек без тяжёлой техники).
Западные дипломаты также считали чрезмерными права Приднестровья в рамках проектируемого Козаком объединённого государства. Для дискредитации разработанной модели её стали характеризовать как "приднестровизация Молдовы".
Вскоре после этих событий Воронин выступил со специальным заявлением, в котором прямо обосновывал свой поступок отсутствием одобрения документа со стороны европейских и международных структур.
Справедливости ради надо отметить, что приднестровские элиты также были не в восторге от воссоединения с Молдовой, но вынуждены были уступать напору российского переговорщика. В Тирасполе демарш молдавского лидера был воспринят даже с облегчением, но по понятным причинам прямо об этом никто не говорил.
Так был упущен реальный шанс урегулировать "приднестровскую проблему". Тогда же поднялась волна демонизации федеративного устройства Молдавии как такового.
Вероятно, такой антифедерализм имел своей целью не допустить сохранение под любым видом российского влияния на периферии Евросоюза. Однако вместе с этим был отвергнут эффективный механизм разрешения этнических и региональных противоречий в ряде постсоветских государств.
"Плана Козака" – это ещё и историческая развилка, которая могла повлиять на последующие украинские события. Кто знает, возникни в Молдавии прецедент разрешения межэтнических и региональных противоречий через федерализацию и большого кровопролития на Донбассе удалось бы избежать.