https://ukraina.ru/20221214/1041783974.html
Ян Лисневский: Внешняя политика Молдавии, навязанная Западом, доминирует над внутренней
Ян Лисневский: Внешняя политика Молдавии, навязанная Западом, доминирует над внутренней - 14.12.2022 Украина.ру
Ян Лисневский: Внешняя политика Молдавии, навязанная Западом, доминирует над внутренней
Украина.ру, 14.12.2022
2022-12-14T12:37
2022-12-14T12:37
2022-12-14T12:37
олег хавич
интервью
молдавия
запад
приднестровье
газпром
электроэнергия
нато
румыния
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/0a/0e/1039754785_47:9:861:467_1920x0_80_0_0_1a11c5f287539e6ffb4298b14b327e05.jpg
Директор социологической компании Intellect Group из Кишинёва считает, что прозападное правительство Молдавии принимает решения, идущие как вразрез с общественным мнением, так и в ущерб государству.Об этом он рассказал в эксклюзивном интервью изданию Украина.ру.– Ян, благодаря договорённости Кишинёва с властями Приднестровья и "Газпромом" на минувшей неделе в Молдавии ощутимо снижены тарифы на электроэнергию. Почему этого не сделали сразу, а разорвали предыдущие договора и закупали электроэнергию в Румынии, где она в несколько раз дороже?– Дело в том, что внешняя политика Молдавии, навязанная Западом, доминирует над внутренней.Из-за геополитической ситуации власти Молдавии вынуждены вести одностороннюю политику, ориентируясь на страны антироссийской оси. А вследствие зависимости от многих западных факторов правительству страны приходится принимать непопулярные решения, которые идут и вразрез с общественным мнением, и в ущерб государству.Попытка переориентации на западные энергоресурсы и европейский рынок, односторонняя дипломатия, развёрнутая лишь на Запад, – всё это сказалось негативно на Молдавии, выявив множество проблем и фиктивность процесса евроинтеграции.За 30 с лишним лет независимости Молдавия использовала, и в основном продолжает использовать, советскую логистику поставок ресурсов, а стоимость производства молдавских товаров и услуг во многом зависит от поставок ресурсов из постсоветских стран.Всё это делает ресурсы из стран Европы слишком дорогостоящими, разницу в ценах невозможно покрыть даже за счет западных кредитов, а рост себестоимости молдавских товаров делает их неконкурентоспособными на европейском рынке.Попытки отказаться от российских энергоресурсов и санкции по отношению к Приднестровью нанесли Молдавии ущерб в десятки миллионов долларов, и вызвали резкий рост недовольства населения в стране. Это, в свою очередь, стало катализатором пассивности жителей Молдавии по отношению к конфликту на Украине – темы, которая некоторое время служила оправданием провальной политики правительства.Также энергетический кризис и неспособность правительства Молдавии решить проблемы в этой сфере вследствие зависимости от Запада очень сильно повлияли на рейтинг доверия молдаван к международным организациям, ЕС и НАТО, – падение составляет 5–10%, и показатели продолжают снижаться.Поэтому изменение политики властей Молдавии по отношению к сотрудничеству с Приднестровьем является попыткой стабилизировать падение рейтингов доверия – как к правительству страны, так и к внешним институтам, а также связано с задержкой или прекращением финансирования Кишинёва со стороны Запада.– С газом в Молдавии ситуация ещё более запутанная. 5 декабря председатель правления "Молдовагаза" Вадим Чебан сообщил, что обязательства компании перед "Газпромом" за текущие поставки газа превышают 40 миллионов долларов. При этом с 4 декабря для потребителей правого берега Днестра газ поступает с территории Румынии, и его цена неизвестна. Не получится ли то же самое, что и с электроэнергией, когда придётся возвращаться к проверенному поставщику?– Правительство Молдавии пыталось заключить множество договоренностей по поводу газа не только с Румынией, но также с Польшей и Украиной. Однако во всех этих договоренностях не было транспарентности и чёткой информации о стоимости ресурса. Отсутствие коммуникации, скрытность в газовых вопросах привели к предположениям о финансовых махинациях правительства, и краху доверия к властям Молдавии со стороны населения.Правительство Натальи Гаврилицы за рекордно короткий срок стало самым недееспособным, его антирейтинг превысил показатели правительств Филата и Лянкэ, обвиняемых в краже миллиарда долларов из бюджета Молдавии, и правительства Филипа в годы всевластия олигарха Плахотнюка, ныне бежавшего из страны.Отсутствие денег и антикризисных мер, нулевое доверие со стороны населения неизбежно приведёт и к возврату к первоисточнику получения энергоресурсов – России, и к смене практически всего кабинета министров самой правящей партией Молдавии. С моей точки зрения, это лишь вопрос времени.– В последние месяцы Кишинёву активно обещают деньги на Западе для борьбы с энергетическим кризом: 250 миллионов евро – глава ЕК Урсула фон дер Ляйен в ноябре, 80 миллионов долларов – министр энергетики США Дженнифер Гранхольм 7 декабря. Однако на поверку из первой суммы 100 миллионов евро оказались кредитом. Как Молдавия будет их отдавать, если страна не может рассчитаться за текущие поставки газа?– Кредитная зависимость Молдавии огромна, и внешние долги страны растут в геометрической прогрессии, – несмотря на то, что большинство населения не ощущают этой "финансовой помощи" Запада.В последнее время звучат заявления политиков правящей партии о прекращении сотрудничества в рамках СНГ, они пытаются сконцентрировать внимание на вопросах геополитических конфликтов и на противоречивых темах типа объединения с Румынией и вступлением в НАТО. Исходя из этого, можно предположить, что правительство Молдавии расплатится за эти кредиты услугами Западу, а народ – благосостоянием, и это в лучшем случае.– Упомянутые выше закупки электроэнергии и газа из Румынии выглядят не просто политическим решением, но ещё и приуроченным к 1 декабря, когда в Молдавии опять отмечали годовщину "Унири", то есть "воссоединения всех румынских земель" в 1918 году. Есть ли ныне шанс на присоединение Молдавии к Румынии?– Тема объединения Молдавии с Румынией всё чаще стала появляться в медийном пространстве и в тезисах некоторых телевизионных комментаторов. Но, несмотря на все усилия, постоянные заявления о дружбе и сотрудничестве и т.д., прогресс заинтересованных сторон в объединении с Румынии несущественный.Кроме того, объединение Молдавии с Румынией законным путем невозможно, хотя это не исключает риски провокаций и скрытых действий в этом направлении. При этом разногласия между мнением граждан и условной группой интересов "Униря" велики. Несмотря на все старания, ныне, по самым оптимистичным опросам, лишь 35% граждан Молдавии теоретически проголосовали бы на референдуме за объединение с Румынией.Однако, с моей точки зрения, эта цифра является манипуляционной и сомнительной. При открытом вопросе о будущем Молдавии, когда гражданам предоставлены все возможные опции развития государства, а не одна, лишь 3,6% населения нашей страны видят её в составе Румынии. То есть стойких сторонников "Унири" на порядок меньше, чем пытаются доказать её пропагандисты. При этом 21,9% опрошенных видят Молдавию в составе ЕС, 18,1% – за Евразийский союз, а 50,6% видят страну в будущем нейтральным и внеблоковым государством.В условиях многопланового кризиса – экономического, энергетического и безопасности, и т.д. – объединение с Румынией позиционируется в Молдавии как решение всех этих проблем. Однако, как показали наши социологические исследования, лишь около 5,4% опрошенных считают, что такой шаг решит проблемы Молдавии.Большинство граждан остались сторонниками рационального подхода, считая, что через объединение Молдавия просто исчезнет как государство. Да, формально территория Молдавии оказалась бы в ЕС – но как область Румынии, которая и получила все выгоды от такого объединения. Кроме того, не стоит забывать, что объединение с Румынией – это и вопрос реинтеграции Приднестровья, которая станет невозможной, и перехода территории Молдавии под контроль НАТО, против чего выступает большинство жителей страны.Фактическое присоединения Молдавии к Румынии в статусе области не разрешит кризис, а лишь обострит его, как и недовольство и сопротивление граждан, не согласных с таким решением. Это как в нынешних геополитических условиях попытаться присоединить Украину к Польше. Может быть, это было бы выгодно для нескольких областей типа Львовской, но стало бы катастрофой для всей страны, и сигналом для таких стран как Румыния и Венгрия – можно получить свою часть территории бывшей Украины.– Делегация Молдавии принимала участие в саммите НАТО в Бухаресте 29–30 ноября, а президент Майя Санду во время недавнего визита в Японию заявила о намерении присоединить свою страну к НАТО. Как это соотносится с Конституцией Молдавии и настроениями её жителей?– Продвижение темы НАТО – это навязанная Западом политика, которую реализуют и озвучивают власти Молдавии. Главная проблема состоит в том, что правительство, СМИ и некоторые комментаторы говорят только о положительных последствиях присоединения к НАТО.Они обещают защиту Молдавии со стороны армий стран Альянса, модернизацию нашей армии, рост инвестиций и т.д. Но люди обеспокоены тем, о чём власти молчат. Так, риск того, что на территории Молдавии вспыхнет вооруженный конфликт из-за попыток присоединиться к любому военному блоку, по мнению граждан страны, составляет 93-97%.Правительство не объясняет населению, – хотя оно частично об этом догадывается, – что процесс присоединение к НАТО является долгосрочным. Даже в ускоренном варианте необходимы месяцы, чтобы получить одобрение всех стран НАТО, при этом задержка даже со стороны одной из них – как в случае с Финляндией и Швецией – увеличит этот срок. А конфликт может вспыхнуть за одну ночь…Такие процессы как "Униря", присоединение к НАТО невозможны без участия главных сторон геополитического противостояния в Европе – я имею в виду США и Россию. Даже переход от провозглашённого в Конституции Молдавии нейтралитета к гарантированному возможен лишь в ходе конструктивного и рационального диалога с обеими сторонами.А при игнорировании одной из сторон правительство Молдавии должно учитывать повышенный риск вооруженного конфликта и то, что из-за политических амбиций могут погибнуть десятки тысяч мирных граждан. Как это часто случалось ранее.
https://ukraina.ru/20210819/1032091346.html
https://ukraina.ru/20220630/1034261593.html
https://ukraina.ru/20221208/1041603187.html
молдавия
запад
приднестровье
румыния
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/0a/0e/1039754785_131:0:766:476_1920x0_80_0_0_b892c518fd885ad6d49e1982eb5b0623.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
олег хавич, интервью, молдавия, запад, приднестровье, газпром, электроэнергия, нато, румыния
Директор социологической компании Intellect Group из Кишинёва считает, что прозападное правительство Молдавии принимает решения, идущие как вразрез с общественным мнением, так и в ущерб государству.
Об этом он рассказал в эксклюзивном интервью изданию Украина.ру.
– Ян, благодаря договорённости Кишинёва с властями Приднестровья и "Газпромом" на минувшей неделе в Молдавии ощутимо снижены тарифы на электроэнергию. Почему этого не сделали сразу, а разорвали предыдущие договора и закупали электроэнергию в Румынии, где она в несколько раз дороже?
– Дело в том, что внешняя политика Молдавии, навязанная Западом, доминирует над внутренней.
Из-за геополитической ситуации власти Молдавии вынуждены вести одностороннюю политику, ориентируясь на страны антироссийской оси. А вследствие зависимости от многих западных факторов правительству страны приходится принимать непопулярные решения, которые идут и вразрез с общественным мнением, и в ущерб государству.
Попытка переориентации на западные энергоресурсы и европейский рынок, односторонняя дипломатия, развёрнутая лишь на Запад, – всё это сказалось негативно на Молдавии, выявив множество проблем и фиктивность процесса евроинтеграции.
За 30 с лишним лет независимости Молдавия использовала, и в основном продолжает использовать, советскую логистику поставок ресурсов, а стоимость производства молдавских товаров и услуг во многом зависит от поставок ресурсов из постсоветских стран.
Всё это делает ресурсы из стран Европы слишком дорогостоящими, разницу в ценах невозможно покрыть даже за счет западных кредитов, а рост себестоимости молдавских товаров делает их неконкурентоспособными на европейском рынке.
Попытки отказаться от российских энергоресурсов и санкции по отношению к Приднестровью нанесли Молдавии ущерб в десятки миллионов долларов, и вызвали резкий рост недовольства населения в стране. Это, в свою очередь, стало катализатором пассивности жителей Молдавии по отношению к конфликту на Украине – темы, которая некоторое время служила оправданием провальной политики правительства.
Также энергетический кризис и неспособность правительства Молдавии решить проблемы в этой сфере вследствие зависимости от Запада очень сильно повлияли на рейтинг доверия молдаван к международным организациям, ЕС и НАТО, – падение составляет 5–10%, и показатели продолжают снижаться.
Поэтому изменение политики властей Молдавии по отношению к сотрудничеству с Приднестровьем является попыткой стабилизировать падение рейтингов доверия – как к правительству страны, так и к внешним институтам, а также связано с задержкой или прекращением финансирования Кишинёва со стороны Запада.
– С газом в Молдавии ситуация ещё более запутанная. 5 декабря председатель правления "Молдовагаза" Вадим Чебан сообщил, что обязательства компании перед "Газпромом" за текущие поставки газа превышают 40 миллионов долларов. При этом с 4 декабря для потребителей правого берега Днестра газ поступает с территории Румынии, и его цена неизвестна. Не получится ли то же самое, что и с электроэнергией, когда придётся возвращаться к проверенному поставщику?
– Правительство Молдавии пыталось заключить множество договоренностей по поводу газа не только с Румынией, но также с Польшей и Украиной. Однако во всех этих договоренностях не было транспарентности и чёткой информации о стоимости ресурса. Отсутствие коммуникации, скрытность в газовых вопросах привели к предположениям о финансовых махинациях правительства, и краху доверия к властям Молдавии со стороны населения.
Правительство Натальи Гаврилицы за рекордно короткий срок стало самым недееспособным, его антирейтинг превысил показатели правительств Филата и Лянкэ, обвиняемых в краже миллиарда долларов из бюджета Молдавии, и правительства Филипа в годы всевластия олигарха Плахотнюка, ныне бежавшего из страны.
Отсутствие денег и антикризисных мер, нулевое доверие со стороны населения неизбежно приведёт и к возврату к первоисточнику получения энергоресурсов – России, и к смене практически всего кабинета министров самой правящей партией Молдавии. С моей точки зрения, это лишь вопрос времени.
– В последние месяцы Кишинёву активно обещают деньги на Западе для борьбы с энергетическим кризом: 250 миллионов евро – глава ЕК Урсула фон дер Ляйен в ноябре, 80 миллионов долларов – министр энергетики США Дженнифер Гранхольм 7 декабря. Однако на поверку из первой суммы 100 миллионов евро оказались кредитом. Как Молдавия будет их отдавать, если страна не может рассчитаться за текущие поставки газа?
– Кредитная зависимость Молдавии огромна, и внешние долги страны растут в геометрической прогрессии, – несмотря на то, что большинство населения не ощущают этой "финансовой помощи" Запада.
В последнее время звучат заявления политиков правящей партии о прекращении сотрудничества в рамках СНГ, они пытаются сконцентрировать внимание на вопросах геополитических конфликтов и на противоречивых темах типа объединения с Румынией и вступлением в НАТО. Исходя из этого, можно предположить, что правительство Молдавии расплатится за эти кредиты услугами Западу, а народ – благосостоянием, и это в лучшем случае.
– Упомянутые выше закупки электроэнергии и газа из Румынии выглядят не просто политическим решением, но ещё и приуроченным к 1 декабря, когда в Молдавии опять отмечали годовщину "Унири", то есть "воссоединения всех румынских земель" в 1918 году. Есть ли ныне шанс на присоединение Молдавии к Румынии?
– Тема объединения Молдавии с Румынией всё чаще стала появляться в медийном пространстве и в тезисах некоторых телевизионных комментаторов. Но, несмотря на все усилия, постоянные заявления о дружбе и сотрудничестве и т.д., прогресс заинтересованных сторон в объединении с Румынии несущественный.
Кроме того, объединение Молдавии с Румынией законным путем невозможно, хотя это не исключает риски провокаций и скрытых действий в этом направлении. При этом разногласия между мнением граждан и условной группой интересов "Униря" велики. Несмотря на все старания, ныне, по самым оптимистичным опросам, лишь 35% граждан Молдавии теоретически проголосовали бы на референдуме за объединение с Румынией.
Однако, с моей точки зрения, эта цифра является манипуляционной и сомнительной. При открытом вопросе о будущем Молдавии, когда гражданам предоставлены все возможные опции развития государства, а не одна, лишь 3,6% населения нашей страны видят её в составе Румынии. То есть стойких сторонников "Унири" на порядок меньше, чем пытаются доказать её пропагандисты. При этом 21,9% опрошенных видят Молдавию в составе ЕС, 18,1% – за Евразийский союз, а 50,6% видят страну в будущем нейтральным и внеблоковым государством.
В условиях многопланового кризиса – экономического, энергетического и безопасности, и т.д. – объединение с Румынией позиционируется в Молдавии как решение всех этих проблем. Однако, как показали наши социологические исследования, лишь около 5,4% опрошенных считают, что такой шаг решит проблемы Молдавии.
Большинство граждан остались сторонниками рационального подхода, считая, что через объединение Молдавия просто исчезнет как государство. Да, формально территория Молдавии оказалась бы в ЕС – но как область Румынии, которая и получила все выгоды от такого объединения. Кроме того, не стоит забывать, что объединение с Румынией – это и вопрос реинтеграции Приднестровья, которая станет невозможной, и перехода территории Молдавии под контроль НАТО, против чего выступает большинство жителей страны.
Фактическое присоединения Молдавии к Румынии в статусе области не разрешит кризис, а лишь обострит его, как и недовольство и сопротивление граждан, не согласных с таким решением. Это как в нынешних геополитических условиях попытаться присоединить Украину к Польше. Может быть, это было бы выгодно для нескольких областей типа Львовской, но стало бы катастрофой для всей страны, и сигналом для таких стран как Румыния и Венгрия – можно получить свою часть территории бывшей Украины.
– Делегация Молдавии принимала участие в саммите НАТО в Бухаресте 29–30 ноября, а президент Майя Санду во время недавнего визита в Японию заявила о намерении присоединить свою страну к НАТО. Как это соотносится с Конституцией Молдавии и настроениями её жителей?
– Продвижение темы НАТО – это навязанная Западом политика, которую реализуют и озвучивают власти Молдавии. Главная проблема состоит в том, что правительство, СМИ и некоторые комментаторы говорят только о положительных последствиях присоединения к НАТО.
Они обещают защиту Молдавии со стороны армий стран Альянса, модернизацию нашей армии, рост инвестиций и т.д. Но люди обеспокоены тем, о чём власти молчат. Так, риск того, что на территории Молдавии вспыхнет вооруженный конфликт из-за попыток присоединиться к любому военному блоку, по мнению граждан страны, составляет 93-97%.
Правительство не объясняет населению, – хотя оно частично об этом догадывается, – что процесс присоединение к НАТО является долгосрочным. Даже в ускоренном варианте необходимы месяцы, чтобы получить одобрение всех стран НАТО, при этом задержка даже со стороны одной из них – как в случае с Финляндией и Швецией – увеличит этот срок. А конфликт может вспыхнуть за одну ночь…
Такие процессы как "Униря", присоединение к НАТО невозможны без участия главных сторон геополитического противостояния в Европе – я имею в виду США и Россию. Даже переход от провозглашённого в Конституции Молдавии нейтралитета к гарантированному возможен лишь в ходе конструктивного и рационального диалога с обеими сторонами.
А при игнорировании одной из сторон правительство Молдавии должно учитывать повышенный риск вооруженного конфликта и то, что из-за политических амбиций могут погибнуть десятки тысяч мирных граждан. Как это часто случалось ранее.