https://ukraina.ru/20221120/1040977554.html
"Вокруг Булгакова": Гелла
"Вокруг Булгакова": Гелла - 20.11.2022 Украина.ру
"Вокруг Булгакова": Гелла
"Чёрт знает откуда взявшаяся рыжая девица в вечернем чёрном туалете, всем хорошая девица, кабы не портил её причудливый шрам на шее", "сложением девица... Украина.ру, 20.11.2022
2022-11-20T08:11
2022-11-20T08:11
2022-11-20T08:11
михаил булгаков
литература
история
мастер и маргарита
эксклюзив
"вокруг булгакова"
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/103037/82/1030378202_0:15:900:521_1920x0_80_0_0_7f7d98f24e7394ff20b1f43870d5ead2.jpg
"Чёрт знает откуда взявшаяся рыжая девица в вечернем чёрном туалете, всем хорошая девица, кабы не портил её причудливый шрам на шее", "сложением девица отличалась безукоризненным, и единственным дефектом её внешности можно было считать багровый шрам на шее", – так описывает этот персонаж рассказчик, от лица которого ведётся повествование в "Мастере и Маргарите".Красота Геллы нас смущать не должна, мы знаем, что она, на самом деле, мёртвая ("рука её стала удлиняться, как резиновая, и покрылась трупной зеленью"), да и вообще она вампир. Во всяком случае она своим поцелуем обращает в вампира Варенуху, но, во-первых, временно, что для вампиров не слишком характерно (подводить какую-то базу, хотя бы в виде воли Воланда, Булгаков под это не стал), а, во-вторых, более она никак свою вампирскую суть не проявляет, клыки не выпускает, кровь не пьёт.Статус Геллы явно ниже остальных в дьявольской иерархии – Воланд представляет её свей служанкой, которая "расторопна, понятлива, и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать" (и тут мысль читателя, учитывая обычную "одежду" Геллы, обычно приобретает игривое направление, хотя где Воланд, а где то, что вы подумали, пошляки?)В общем-то наличие вампирши в окружении Воланда нас удивлять не должно. Одно непонятно – откуда она вообще там взялась и куда делась?Относительно последнего существуют разночтения. В редакции 1938 года Гелла в последнем полёте участвует: "Геллу ночь закутала в плащ так, что ничего не было видно, кроме белой кисти, державшей повод. Гелла летела, как ночь, улетавшая в ночь". В окончательной версии романа она последний раз появляется, когда дьявольская свита бежит из "нехорошей квартиры" – "вместе с дымом из окна пятого этажа вылетели три тёмных, как показалось, мужских силуэта и один силуэт обнажённой женщины". В сцене на Воробьёвых горах её уже нет.Когда Владимир Лакшин попытался прояснить этот момент у Е.С. Булгаковой, она "взглянула (…) растерянно и вдруг воскликнула с незабываемой экспрессией: „Миша забыл Геллу!!!“". Впрочем, иные булгаковеды полагают, что Булгаков ничего не забыл, а Геллу отпустил нарочно: она "приходящая", как домработница Груня в "нехорошей квартире" (и, кстати, в отсутствие Груни её обязанности исполняющая).Кроме того, существовал момент чисто эстетический – в последних эпизодах романа свита Воланда под светом Луны приобретает свой настоящий облик, а как должна была выглядеть перед читателем Гелла? Очевидно – полуразложившимся трупом, в каковом виде она предстала перед финдиректором Римским…Взялась же она из греческой мифологии – булгаковеды тут ссылаются на статью "Чародейство" Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (Булгаков часто к нему прибегал), где в перечне демонических существ, наряду с более известными эмпузами и ламиями, фигурируют геллы – "на Лесбосе, безвременно погибшие девушки-вампиры". В литературе эта фраза обычно трактуется в том же смысле, что русалки в русском фольклоре – девушки, ставшие нечистой силой после безвременной смерти. В греческой мифологии Гелла, также, дочь орхоменского царя Атаманта (в своё время царь Орхомена Эргин был побеждён Гераклом). Спасаясь от врагов Гелла упала в море и это место получило название: Геллеспонт ("море Геллы"; сейчас – Дарданеллы). Имя "Гелла" стало означать – упавшая в воду.Некоторые авторы упоминают также шотландскую ведьму XVII века Изобель Гоуди по прозвищу Гелла, которая была обвиняемой в процессе о колдовстве в апреле-мае (вспомним время событий романа – весна, а скорее всего – май) 1662 года. Согласно свидетельствам современников, это была рыжеволосая молодая женщина приятной внешности. Сатана явился к ней как высокий, "элегантный господин в сером одеянии" и обратил её к вере в себя при помощи вампирского поцелуя.Не очень понятно, из каких источников Булгаков мог почерпнуть информацию об этом персонаже. Рыжие волосы и зелёные глаза – обычные черты средневековых ведьм.Шрам на шее – прямая отсылка к "Фаусту". Во время Вальпургиевой ночи Фауст встречает призрак Гретхен (Маргариты), которая была казнена за убийство ребёнка от Фауста:"Как странно шея у неёОбвита только лентой алой,Не шире лезвия кинжала".Мефистофель отвечает, что это Медуза, шрам – от меча Персея, и "красавицу свою в ней каждый узнаёт". Николка Турбин в "Белой гвардии" видит мёртвую женщину красивую как ведьма и со шрамом, "опоясывающим её, как красной лентой". Впрочем, шрам Геллы более напоминает след от удавки и скорее отсылает к зелёному платку на шее "госпожи Тофаны". Интересно, что только в описании внешности Геллы и Тофаны содержится указание на характер смерти – более таких примеров в тексте нет. Видимо, "бальный" облик гостей Воланда – прижизненный, но непонятно, почему для этих двух персонажей сделаны исключения и почему эти исключения такие разные (у Геллы изменения органические, у Тофаны – чисто внешние).Ещё одна отсылка к "Фаусту" – Гелла первоначально называлась Марта, а это имя соседки Гретхен/Маргариты, которая флиртовала с Мефистофелем.Непосредственным прототипом Геллы могла быть поэтессу Зинаида Гиппиус – рыжая и зеленоглазая красавица, которую в литературной тусовке "серебряного века" называли "зеленоглазой наядой", "ведьмой", "сатанессой", "белой дьяволицей". На первое Религиозно-философское собрание в 1901 году Гиппиус явилась в глухом чёрном платье (с закрытой шеей!), через которое просвечивала розовая прокладка – благопристойная имитация обнажёнки, очень смущавшая присутствующих отцов церкви. Интересно также, что у Гиппиус был мужской костюм и некоторые свои статьи и стихи она писала от имени мужчины – ну чем не отсылка к острову Лесбос?Впрочем, Гиппиус эмигрировала и Советской России и Булгаков с ней никогда не встречался, хотя с самой по себе тусовкой, в круг которой входила Гиппиус, был вхож (он, например, бывал на даче Андрея Белого в Кучино).
https://ukraina.ru/20221113/1040751038.html
https://ukraina.ru/20221106/1040532301.html
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/103037/82/1030378202_161:0:900:554_1920x0_80_0_0_e8777a6cc3605daafec9c5f1cc5dfe9e.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
михаил булгаков, литература, история, мастер и маргарита, эксклюзив
"Чёрт знает откуда взявшаяся рыжая девица в вечернем чёрном туалете, всем хорошая девица, кабы не портил её причудливый шрам на шее", "сложением девица отличалась безукоризненным, и единственным дефектом её внешности можно было считать багровый шрам на шее", – так описывает этот персонаж рассказчик, от лица которого ведётся повествование в "Мастере и Маргарите".
Красота Геллы нас смущать не должна, мы знаем, что она, на самом деле, мёртвая ("рука её стала удлиняться, как резиновая, и покрылась трупной зеленью"), да и вообще она вампир. Во всяком случае она своим поцелуем обращает в вампира Варенуху, но, во-первых, временно, что для вампиров не слишком характерно (подводить какую-то базу, хотя бы в виде воли Воланда, Булгаков под это не стал), а, во-вторых, более она никак свою вампирскую суть не проявляет, клыки не выпускает, кровь не пьёт.
Статус Геллы явно ниже остальных в дьявольской иерархии – Воланд представляет её свей служанкой, которая "расторопна, понятлива, и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать" (и тут мысль читателя, учитывая обычную "одежду" Геллы, обычно приобретает игривое направление, хотя где Воланд, а где то, что вы подумали, пошляки?)
В общем-то наличие вампирши в окружении Воланда нас удивлять не должно. Одно непонятно – откуда она вообще там взялась и куда делась?
Относительно последнего существуют разночтения. В редакции 1938 года Гелла в последнем полёте участвует: "Геллу ночь закутала в плащ так, что ничего не было видно, кроме белой кисти, державшей повод. Гелла летела, как ночь, улетавшая в ночь".
В окончательной версии романа она последний раз появляется, когда дьявольская свита бежит из "нехорошей квартиры" – "вместе с дымом из окна пятого этажа вылетели три тёмных, как показалось, мужских силуэта и один силуэт обнажённой женщины". В сцене на Воробьёвых горах её уже нет.
Когда Владимир Лакшин попытался прояснить этот момент у Е.С. Булгаковой, она "взглянула (…) растерянно и вдруг воскликнула с незабываемой экспрессией: „Миша забыл Геллу!!!“". Впрочем, иные булгаковеды полагают, что Булгаков ничего не забыл, а Геллу отпустил нарочно: она "приходящая", как домработница Груня в "нехорошей квартире" (и, кстати, в отсутствие Груни её обязанности исполняющая).
Кроме того, существовал момент чисто эстетический – в последних эпизодах романа свита Воланда под светом Луны приобретает свой настоящий облик, а как должна была выглядеть перед читателем Гелла? Очевидно – полуразложившимся трупом, в каковом виде она предстала перед финдиректором Римским…
Взялась же она из греческой мифологии – булгаковеды тут ссылаются на статью "Чародейство" Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (Булгаков часто к нему прибегал), где в перечне демонических существ, наряду с более известными эмпузами и ламиями, фигурируют геллы – "на Лесбосе, безвременно погибшие девушки-вампиры".
В литературе эта фраза обычно трактуется в том же смысле, что русалки в русском фольклоре – девушки, ставшие нечистой силой после безвременной смерти. В греческой мифологии Гелла, также, дочь орхоменского царя Атаманта (в своё время царь Орхомена Эргин был побеждён Гераклом). Спасаясь от врагов Гелла упала в море и это место получило название: Геллеспонт ("море Геллы"; сейчас – Дарданеллы). Имя "Гелла" стало означать – упавшая в воду.
Некоторые авторы упоминают также шотландскую ведьму XVII века Изобель Гоуди по прозвищу Гелла, которая была обвиняемой в процессе о колдовстве в апреле-мае (вспомним время событий романа – весна, а скорее всего – май) 1662 года. Согласно свидетельствам современников, это была рыжеволосая молодая женщина приятной внешности. Сатана явился к ней как высокий, "элегантный господин в сером одеянии" и обратил её к вере в себя при помощи вампирского поцелуя.
Не очень понятно, из каких источников Булгаков мог почерпнуть информацию об этом персонаже. Рыжие волосы и зелёные глаза – обычные черты средневековых ведьм.
Шрам на шее – прямая отсылка к "Фаусту". Во время Вальпургиевой ночи Фауст встречает призрак Гретхен (Маргариты), которая была казнена за убийство ребёнка от Фауста:
Обвита только лентой алой,
Мефистофель отвечает, что это Медуза, шрам – от меча Персея, и "красавицу свою в ней каждый узнаёт". Николка Турбин в "Белой гвардии" видит мёртвую женщину красивую как ведьма и со шрамом, "опоясывающим её, как красной лентой". Впрочем, шрам Геллы более напоминает след от удавки и скорее отсылает к зелёному платку на шее "госпожи Тофаны". Интересно, что только в описании внешности Геллы и Тофаны содержится указание на характер смерти – более таких примеров в тексте нет. Видимо, "бальный" облик гостей Воланда – прижизненный, но непонятно, почему для этих двух персонажей сделаны исключения и почему эти исключения такие разные (у Геллы изменения органические, у Тофаны – чисто внешние).
Ещё одна отсылка к "Фаусту" – Гелла первоначально называлась Марта, а это имя соседки Гретхен/Маргариты, которая флиртовала с Мефистофелем.
Непосредственным прототипом Геллы могла быть поэтессу Зинаида Гиппиус – рыжая и зеленоглазая красавица, которую в литературной тусовке "серебряного века" называли "зеленоглазой наядой", "ведьмой", "сатанессой", "белой дьяволицей". На первое Религиозно-философское собрание в 1901 году Гиппиус явилась в глухом чёрном платье (с закрытой шеей!), через которое просвечивала розовая прокладка – благопристойная имитация обнажёнки, очень смущавшая присутствующих отцов церкви. Интересно также, что у Гиппиус был мужской костюм и некоторые свои статьи и стихи она писала от имени мужчины – ну чем не отсылка к острову Лесбос?
Впрочем, Гиппиус эмигрировала и Советской России и Булгаков с ней никогда не встречался, хотя с самой по себе тусовкой, в круг которой входила Гиппиус, был вхож (он, например, бывал на даче Андрея Белого в Кучино).