Юлиан Романчук родился 24 февраля 1842 года в селе Крылос возле города Галич, в семье учителя народной школы Семена Романчука, выходца из Збаража. Его мать была дочерью греко-католического священника. В 1847 году семья переехала в село Дулебы возле Стрыя. Здесь Юлиан окончил три класса народной школы, а в 4-й класс он ходил уже в стрыйскую школу.
С 1852 года Юлиан Романчук учился в гимназии в Станиславе (ныне Ивано-Франковск), а в 1860-м сдал экзамены на аттестат зрелости во Львове.
«Имея с молодости склонность к более широкой деятельности, основал в гимназии тайный студенческий кружок и издавал нелегальную газетку, и так передавал свои знания товарищам и прививал им любовь к своему, родному» — отмечал позже в биографии Романчука историк о. Изидор Сохоцкий.
Романчук поступил на философский факультет Львовского университета имени Франца I, окончив его в 1863 году. В эти годы среди русинов Галичины набирало популярность движение «молодых народовцев» (от польского «narodowiec» — националист).
«Романчук присоединяется к народовцам и возглавляет тех из них, кто перешёл от теоретического украинофильства к органическому труду над развитием народа. Труд эту надо было начинать с самых основ, так что не было почти участка национальной жизни, к которому он не приложил бы свои руки. Идеологию свою творил Романчук в молодом возрасте под влиянием произведений Шашкевича, а позже стихов Шевченко» — писал Сохоцкий в 1961-м.
Но в середине XIX века никакого «украинофильства» не существовало, будущие украинцы считали и называли себя русинами.
После завершения учёбы в университете Романчук получил в 1863 году должность заместителя учителя II немецкой гимназии во Львове, а в 1868-м перешел на работу в Академическую гимназию — первое среднее учебное заведение во Львове с русинским языком преподавания. Именно тогда он начал публичную общественную работу.
В марте 1868 года во Львове был официально создан Комитет академической молодёжи, который разрабатывал устав Общества «Просвита». Разрешение на его организацию было получено от Министерства образования 2 сентября, и Учредительный комитет во главе с профессором Академической гимназии Анатолием Вахняниным провёл первое общее собрание будущего общества 8 декабря 1868 года.
Юлиан Романчук стал одним из учредителей «Просвиты» и её первым секретарём, а позже, в 1896-1906 годах, — председателем. Именно создание этого общества стало символом изменением властей Австро-Венгрии по отношению к русинам.
Хотя общим местом мемуаров всех более-менее известных галицких русинов-украинцев является мантра о том, как им мешали австрийские власти (вариант — местные поляки, на которых ставила Вена), биография Юлиана Романчука этому тезису противоречит.
В 1877 году он получил титул профессора гимназии, и до выхода на пенсию в 1900-м преподавал латинский и греческий язык, а также каллиграфию. В 1879 году были изданы подготовленные ним «Руська читанка» для четвёртого класса народных школ, а также две части «Читанки» для средних школ. Именно Романчук добился того, что из учебников русинского языка исчезло «язычие» (созданный в середине XIX века книжный язык, который был смесью народного русинского, церковнославянского и современного русского), а появился живой русинский язык и фонетическое правописание.
Кроме того, Юлиан Романчук начал успешную политическую карьеру.
В 1883 году он стал депутатом Галицкого Сейма от округа Калуш-Бобрка. Он попытался взять под контроль политическую организацию «Руська Рада», соучредителем которой был ещё с 1871 года. Однако её руководство составляли «москвофилы» — русины, ориентирующиеся на Россию.
Тогда в 1885-м Романчук вместе с Вахняниным в противовес «Руськой Раде» создал организацию «Народная рада», которая стала продвигать идеи «украинства», выступая как против русофилов, так и против тех, кто считал русинов самостоятельным этносом.
В 1889 году Юлиан Романчук во второй раз становится депутатом Галицкого Сейма, где возглавляет «Руський клуб» — фракцию депутатов-русинов. Однако этому этнониму оставалось существовать недолго.
В 1890 году Романчук, Вахнянин и другие депутаты-«народовцы» по согласованию с губернатором Галичины графом Бадени стали инициаторами политики «новой эры». Они объявили с трибуны Галицкого сейма, что народ, населяющий Восточную Галичину, — это не русины, а украинцы, и они не имеют ничего общего с русскими.
Правда, как в Галичине, так и в Вене подобная смена названия целого народа (а русинов в Австро-Венгрии было около трёх миллионов, они жили также в Буковине и провинциях венгерской короны) произошла не сразу.
Скажем, когда в 1891-1897 годах Юлиан Романчук был депутатом Палаты представителей Рейхсрата (парламента Австрии), то он входил там в «Руський клуб». Так же было и в 1901-м, когда Романчук вернулся в Рейхсрат. В 1903 году в Вене он становится соучредителем газеты Ruthenische Revue («Русинский обзор»). Но уже в 1905-м концепция поменялась, и издание меняет название на Ukrainische Rundschau — «Украинский обзор».
Кстати, в 1901 году Юлиан Романчук выиграл выборы в Рейхсрат как выдвиженец Украинской национально-демократической партии, соучредителем и руководителем которой он стал в 1899-м. Тогда он стал единственным представителем этой партии в парламенте Австрии, но уже в 1907 году УНДП провела в Рейхсрат 20 депутатов, а на последних выборах в 1911-м — 23 депутата.
Для сравнения: у конкурентов из Русько-Украинской радикальной партии (РУРП) тогда было всего пять мандатов в Рейхсрате.
Примечательно, что соучредителем УНДП был знаменитый литератор Иван Франко, который ранее конфликтовал с Романчуком. В 1898 политик обвинил писателя в недостаточном патриотизме и упадочнических настроениях, в ответ Франко опубликовал стихотворение «Седоглавому», где есть такие слова:
Ти любиш Русь, за те тобі і честь, і шана,
У мене ж тая Русь — кривава в серці рана.
Ти, брате, любиш Русь, як дім, воли, корови, —
Я ж не люблю її з надмірної любови.
Главной своей задачей УНДП считала создание в составе Австро-Венгрии отдельного коронного края с украинской администрацией в составе Восточной Галичины, Северной Буковины и Карпатской (Угорской) Руси.
Такая программа не была фантастической, ведь идею «Соединенных Штатов Великой Австрии» по плану, разработанному в 1906 году румынским юристом Аурелом Поповичем, поддерживал наследник престола Франц Фердинанд. И хотя после его убийства в Сараево в 1914 году и начала Первой мировой войны всё изменилось, уже украинские политики империи надеялись на самоопределение своих земель.
В ноябре 1916 года фракции УНДП и РУРП в Рейхсрате объявили о самороспуске и создании единого Украинского парламентского представительства в Вене. Его председателем был избран Юлиан Романчук, которого и до того называли «руководителем украинской политики в Австрии». Именно на основе этой структуры была создана Украинская Национальная Рада, которая 18-19 октября 1918 года во Львове провозгласила создание независимого государства территориях Австро-Венгрии.
9 ноября 1918 года Украинская Национальная Рада приняла декларацию о создании Западно-Украинской Народной Республики (ЗУНР) на территории Восточной Галичины, Северной Буковины и Карпатской Руси, хотя реально власть ЗУНР была установлена только в Галичине. А 10 ноября именно Юлиан Романчук привёл к присяге членов Государственного Секретариата (правительства) ЗУНР.
Однако провозглашение ЗУНР сразу же привело к началу польско-украинской войны за Львов, которую украинцы проиграли.
«Когда украинские войска покинули 21 ноября Львов, польское военное командование заключило в тюрьму 76-летнего старца, и по железной дороге его повезли в концентрационный лагерь. Узнав об этом, д-р Лев Ганкевич немедленно прибыл в наместничество и сообщил графу Скарбко о заключении Романчука. Граф сел в автомобиль и рванул в направлении Перемышля, и, видимо, в Медыке нагнал поезд. Забрал Романчука, и с согласия польского генерала Розвадовского отвез его во Львов» — писал позже биограф Юлиана Романчука.
Юлиан Романчук продолжил жить во Львове по ул. Кампьяна (теперь ул. Палия), 5. В начале 1920-х по предложению бывших коллег из Галицкого Сейма, Рейхсрата и Украинского национального совета он возглавил совещательный орган политиков-ветеранов — «Совет сеньоров». Однако роль Романчука в этом совете была скорее номинальной, его явно назначили как человека, которого польские власти точно не арестуют.
Совет послов Антанты 15 марта 1923 года принял окончательное решение «признать за Польшей все права суверена на территориях Галичины». Местные украинцы с эти не согласились, и по всему краю прокатилась волна митингов протеста. На одном из крупнейших таких митингов 24 марта 1923 года на площади Святого Юра во Львове была провозглашена торжественная присяга:
«Мы, украинский народ, присягаем, что никогда не признаем господство Польши над нами, и используем каждый случай, чтобы свергнуть ненавидимое иго польской неволи с великим украинским народом в независимом, все украинские земли объединяющем государстве!»
Присягу принимал Юлиан Романчук, а польские власти акцию просто проигнорировали.
Умер «сеньор» украинских галицких политиков на 93 году жизни, 22 апреля 1932 года. Похоронили его рядом с сыном Титом в 69-м квартале Лычаковского кладбища во Львове. В советское время могила Романчуков была потеряна, но в 1990-х её восстановили, установив скромный памятник.
Хотя о Юлиане Романчуке ныне вспоминают в основном как о политике, он на протяжении десятилетий занимался издательской и редакторской деятельностью, исследовал тексты поэзии Шевченко, выпустив во Львове три тома его произведений («Поэзия» в 1902-м и двухтомник «Сочинения» в 1907).
Но главным наследием Юлиана Романчука стала изданная «Просвитой» в 1904-1920 годах библиотека украинских классиков «Русская грамотность» в 25 томах. Как отмечали современники, Романчук был не только редактором, но даже корректором и готовил справки по непривычным для галичан словам Котляревского, Нечуя-Левицкого и других авторов. Кстати, в последних томах, вышедших уже при польской власти, название библиотеки сменили на «Украинскую грамотность».