В Литве очень не любят вспоминать о том, что два раза получали свою нынешнюю столицу, город Вильнюс, из рук большевиков. Первый раз это произошло ещё летом 1920 года, когда Советской России потребовался нейтралитет Литовской республики в ходе польско-большевистской войны.
До конца Первой мировой войны вся территория Литвы, в том числе и город Вильно (ныне Вильнюс) находилась под контролем войск Германии. Именно с благословения немецких оккупационных властей 18-22 сентября 1917 в Вильнюсе была проведена Литовская конференция, во время которой была избрана Литовская Тариба («Совет Литвы», позже Государственный Совет) во главе с Антанасом Сметоной.
Именно этот орган 16 февраля 1918 года провозгласил независимость Литвы, которую признал только император Германии Вильгельм II.
Сначала Литву планировали сделать конституционной монархией — во главе с вюртембергским принцем Вильгельмом фон Урахом. Но 2 ноября 1918 года это решение было отозвано, и были приняты основные положения Временной конституции Литовской республики. А в день капитуляции Германии, 11 ноября 1918-го, Президиум Государственного Совета утвердил первое временное правительство Литвы из шести министров под руководством Аугустинаса Вольдемараса.
Однако в Вильнюсе эти министры проработали недолго: уже 1 января 1919 года город был занят отрядами польской самообороны Виленского края, а 5 января перешёл под контроль большевистских отрядов.
Дело в том, что большевики ещё 16 декабря 1918-го провозгласили Литовскую Советскую Республику со столицей в Вильнюсе. А 27 февраля 1919 года в этом городе состоялось объединённое заседание ЦИКов Советских Литвы и Белоруссии, где было провозглашено образование Литовско-Белорусской ССР (Литбел).
Но в феврале-марте 1919 года войска Литовской Тарибы, поддержанные немецкими гарнизонами, начали военные действия против Литбела, а в апреле 1919 года к ним присоединилась польская армия. В результате территория Литбела была занята польской армией, в частности, 19 апреля 1919 года Вильнюс был захвачен войсками Литовско-Белорусского фронта генерала Станислава Шептицкого.
Ситуация изменилась лишь в июле 1920-го, когда после начала масштабного наступления Красной Армии на Польшу Советской России требовался нейтралитет Литвы. Для этого 12 июля 1920 года в Москве был заключён советско-литовский договор, согласно которому Литбел прекращал своё существование, Советская Россия признавала независимость Литвы и передавала ей территорию спорного Виленского края. При этом сам Вильнюс большевики отбили у поляков только 14 июля и передали его литовцам только 27 августа 1920-го, в рамках отступления перед лицом превосходящих польских сил.
Польша не признавала передачу Виленского края Литве, поскольку большинство его населения составляли поляки. Варшава требовала проведения там плебисцита, на котором жители должны были решить, к какому государству отойдёт край. Кроме того, с конца августа 1920-го продолжались боевые столкновения поляков с литовскими частями на Сувальщине.
В последних числах сентября 1920 года в Сувалках начались польско-литовские переговоры, а 7 октября был подписан договор о временной демаркационной линии между Польшей и Литвой. Договор должен был вступить в действие 10 октября 1920 года, и Вильно/Вильнюс в нём вообще не упоминался.
Однако по негласному распоряжению главы Польского государства, маршала Юзефа Пилсудского, генерал Люциан Желиговский сформировал оперативную военную группировку из более чем 15 тысяч человек, ядро которой составили части 1-й Литовско-Белорусской дивизии (1 Dywizja Litewsko-Białoruska).
8 октября генерал якобы самостоятельно двинул её на Вильно, имитируя неподчинение верховному командованию Польши. Действия частей, сформированных из уроженцев Вильно и Виленского края, должны были носить стихийный характер, выражающий волю населения, и выглядеть как возвращение законных хозяев в родной край.
Расположенные в 50 км от Вильно части заняли город 9 октября 1920 года. Вечером того же дня генерал Желиговский радиограммой, адресованной правительствам Польши, США, другим государствам и Лиге Наций, известил о том, что солдаты родом из Виленского края отказались подчиняться Верховному главнокомандующему Польши, генерал принял командование над ними и создана временная исполнительная комиссия. Одновременно было выпущено обращение солдат 1-й Литовско-Белорусской дивизии, в котором объявлялось, что пока хотя бы один из них в состоянии держать в руках оружие, могилы предков не захватит «литовец, большевик или немец», а «англичанин» не будет решать их судьбу.
12 октября 1920 года генерал Желиговский отправил правительству Польши в Варшаве, правительству Литвы в Каунасе (Ковно) и государствам Антанты ноты об образовании Республики Срединная Литва.
Стоит отметить, что генерал реализовывал геополитическую концепцию Юзефа Пилсдского (уроженца Виленской губернии) по созданию Междуморья — союза стран Восточной Европы во главе с Польшей. А её главным союзником, по планам маршала, должна была стать Литовская федерация, состоящая из Литвы Западной, или Литвы Ковенской (на базе бывшей Ковенской губернии), Литвы Срединной (Виленский край) и Литвы Восточной (со столицей в Новогрудке, ныне Белоруссия).
При этом Люциан Желиговский сразу же предпринял попытку «объединить Литву», начав в средине октября 1920-го наступление на Каунас. Однако под давлением Лиги наций поляки остановились в 50 километрах от тогдашней столицы Литовской Республики. 29 ноября было подписано соглашение о прекращении огня, а 17 декабря 1920 года военная контрольная комиссия Лиги Наций обозначила нейтральную полосу в 10 км, разделяющую Литовскую Республику и «Срединную Литву».
Весной 1921 года страны Антанты предприняли попытку уладить конфликт, во многом надеясь на включение Литвы в «санитарный кордон» против Советской России. Роль буферной территории могла бы взять на себя сильная Польша, включившая в свой состав литовские земли, или прочный союз малых стран Прибалтики и Восточной Европы. Однако в обоих случаях польско-литовский конфликт мешал реализации планов Антанты, и требовал скорейшего разрешения.
В начале мая 1921 года в Брюсселе начались польско-литовские переговоры под эгидой Лиги Наций. На них бельгийский дипломат Поль Гиманс предложил признать неприкосновенность и суверенитет обеих сторон (в то же время максимально сблизив их в военной и экономической областях), и передать Вильно Литве, гарантировав при этом Виленскому краю широкие автономные права.
Аргументы Варшавы и Каунаса на переговорах в Брюсселе были взаимоисключающими, а организовывать в Виленском крае плебисцит в условиях оккупации в Лиге Наций не хотели. Поэтому Польше и Литве был предложен так называемый «План Гиманса» из 15 пунктов, среди которых были следующие:
• Обе стороны конфликта признают и гарантируют независимость друг друга.
• «Срединная Литва» будет включена в федеративную Литву, состоящую из двух кантонов: населённой преимущественно литовцами Жемайтии и многонационального (населённого белорусами, татарами, поляками, евреями и литовцами) Вильнюсского региона. Оба кантона будут иметь отдельные правительства, парламенты, официальные языки, но общую федеративную столицу в Вильнюсе.
• Литовские и польские власти создадут межгосударственные двусторонние комиссии по решению вопросов в сфере международных дел, торговли и промышленности, а также по региональной политике.
• Польша и Литва подпишут оборонительный союзнический договор.
• Польша получит доступ к использованию портов в Литве.
Параллели между этим проектом и «Минскими соглашениями» по урегулированию конфликта на Донбассе, подписанными семь лет назад, более чем очевидны, то есть европейская дипломатия давно ориентирована на подобные методы решения конфликтов.
Однако Литва в 1921-м повела себя точно так же, как Украина после 2015-го, ради создания этнократического государства отказавшись от части территории и населения. С другой стороны, Польша регулярно требовала присутствия на переговорах в Брюсселе делегации «Срединной Литвы», что приводило к их приостановке.
В этих условиях в Варшаве решили форсировать аннексию Виленского края. Генерал Люциан Желиговский, который сразу же после провозглашения «Срединной Литвы» заявил, что его цель — созыв в Вильне представителей края для выражения истинной воли населения, 28 октября 1921 года объявил о проведении выборов в «Виленский сейм». Правительство Литовской Республики 14 декабря 1921 года выслало Лиге Наций ноту протеста против готовящихся выборов, но никакой реакции оттуда не последовало.
Выборы прошли 8 января 1922 года, их бойкотировали литовцы, большинство евреев и почти половина белорусов. Поляки были единственной крупной этнической группой, из числа которой проголосовавших было большинство, кроме того, три избирательных округа были созданы на территории Польши — в Лиде, Браславе и Василишках (ныне Белоруссия). Поскольку одним из требований к кандидатам было свободное владение польским языком, то все депутаты Виленского сейма принадлежали к польским политическим силам.
В состоявшем из 106 депутатов Виленском сейме большинство образовали политические объединения, выступавшие за полную и безоговорочную инкорпорацию «Срединной Литвы» в состав Польши (43 — Польский центральный избирательный комитет, 34 — Народные советы). Сторонники автономии в рамках Польского государства набрали в сумме 22 мандата (13 — Польская крестьянская партия, 9 — Польский народный союз «Возрождение»), а сторонники федерации Польши и «Срединной Литвы» из Демократического избирательного комитета провели 4 кандидата.
К тому времени Запад уже прямо поддерживал Варшаву.
13 января 1922 года Совет Лиги Наций вынес решение «считать польско-литовский спор законченным», а 9 февраля своим постановлением разделил «нейтральную полосу» между Польшей и Литвой, передав часть участка железной дороги Вильно-Гродно полякам, что фактически закрепляло территорию Виленского края за Польшей.
Первое заседание Виленского сейма состоялось 1 февраля 1922 года, а 20 февраля его депутаты подавляющим большинством голосов (96 при 6 воздержавшихся) принял резолюцию о безоговорочном включении «Срединной Литвы» в состав Польши. 22 марта 1922 года Учредительный сейм Польши принял Акт воссоединения Виленского края с Польской Республикой. Члены делегации Виленского сейма были признаны депутатами Учредительного сейма Польши, а через два дня Виленский сейм был распущен.
Литва получила Вильнюс и большую часть Виленского края только в 1939 году, и опять из рук Москвы.
Ведь после ликвидации Польши в сентябре 1939-го Виленский край с городом Вильно был передан в состав Белорусской ССР, появились даже идеи о переносе столицы БССР из Минска в Вильно. Однако, по «Договору о передаче Литовской Республике города Вильно и Виленской области и о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой» от 10 октября 1939 года большая часть Виленского края (территория в 6909 квадратных километров с 490 тысячами жителей) была передана Литве.
Литовские власти сразу начали массовые репрессии против местных поляков, которые прекратились только после вхождения Литвы в состав Советского Союза летом 1940-го. При этом после распада СССР и возрождения Литовской Республики поляки Виленского края опять стали гражданами второго сорта. Им запрещено писать имена и фамилии на родном языке в документах, использовать польский язык в делопроизводстве в местностях, где поляки составляют большинство, ограничено использование этого языка в школах, и т.п.
И всё это происходит несмотря на то, что Литва с 2004 года вместе с Польшей входит в состав Европейского Союза, а Варшава и Вильнюс постоянно подчёркивают свою историческую общность.