Вокруг Булгакова: загадки и вопросы, спустя сто лет - 15.08.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Вокруг Булгакова"

Вокруг Булгакова: загадки и вопросы, спустя сто лет

Читать в
Великий украинский и русский писатель, как и положено гению, оставил в своем творчестве, биографии и вообще вокруг себя много загадочного, непонятного, что и сегодня будоражит умы и сердца не только простых читателей его произведений, но и ученых, критиков, искусствоведов. Мы решили, найти ответы если не на все из них, то хотя бы на некоторые

Любое уважающее себя историческое событие для полного укоренения в человеческой памяти должно обладать не только печальным мартирологом человеческих и моральных жертв, но и своим символом, который бы, как верстовой столб, отметил его на пахотном поле культуры.

Великой октябрьской революции и Гражданской войне с символами повезло несказанно. Их множество и все как на подбор несут на себе авторство гениев. Но среди тогдашних произведений искусства, посвященных революции, есть одно особенное — это пьеса Михаила Булгакова «Дни Турбиных». Написанная на основе личных впечатлений автора, пережитых в Киеве 1918-1919 годов, она не только отразила время, но сама стала его частью. Пьеса создавала странные и подчас удивительные идеологические аберрации, которые заставляли современников, от Сталина до простого зрителя, принимать нелегкие решения. Пьеса описывала ситуацию исторического выбора между нашими и не нашими, красными и белыми. Но и сама пьеса ставила своих исполнителей и зрителей перед выбором — ставить или не ставить, а если ставить, то как. И зрителю и постановщику приходилось решать принципиальный вопрос: я за пьесу или против, а если за, то за какую. Ведь даже текст пьесы принадлежит Булгакову только отчасти. Вместе с ним пьесу писало не только абстрактное время, но и вполне конкретные персонажи. К тексту пьесы приложили руку не только Станиславский, бывший художественный руководителем первой постановки пьесы во МХАТе, но и ОГПУ и Главрепертком. Можно сказать, что это пьеса о революции во многом была написана самой революцией, порожденная потрясениями 18-19 годов в Киеве, она сама стала причиной потрясений 20-х и даже 30-х годов в Москве. 

«Белая гвардия»: перекличка с классикамиКлючевой момент романа Михаила Булгакова «Белая гвардия» – зимний день, в который войско Директории берёт почти не защищаемый Киев. Гарнизон города составлял всего около 3 тыс. офицеров, юнкеров и добровольцев (менее трети офицеров, проживавших в городе). Немцы соблюдали нейтралитет. Это произошло 14 декабря 1918 года

Пьеса Булгакова для многих стала своеобразной проверкой на верность тем или иным политическим идеалам. Вопрос, ты за белых или за красных, решался не только на сцене, но и в зале. При этом пьеса была такова, что каждая из политических сторон революционного конфликта с чистой совестью причисляла ее к аргументам в пользу своей правоты. Самым удивительным образом на территории «Дней Турбиных» в той легендарной квартире на Андреевском спуске и красные и белые переживали что-то вроде идеологического единения. Ведь персонажи пьесы были так хороши, что каждой стороне хотелось видеть в них себя, а мудрый Булгаков сделал все, чтобы и белые и красные чувствовали себя польщенными.

«Дни Турбиных» это не только символ, но и идеальная тайна времени. Сам факт появления пьесы на театральных подмостках главного театра страны полная загадка. Почему, находясь под постоянной угрозой запрещения, пьеса так и не была запрещена? Почему Сталин любил пьесу, но тем не менее стал инициатором ее временного запрета в 1927 году? За кого, в конце концов, был сам Булгаков, за белых или за красных? Что хотел сказать в пьесе автор и что заставили его сказать Станиславский, режиссер Илья Судаков и все многочисленные цензоры? Известно, что почти все герои пьесы имеют своих прототипов в реальной биографии Булгакова, но кто есть кто? И что все-таки на самом деле произошло в семье Булгаковых в Киеве 1918 года?

«Дни Турбиных» стали чем-то вроде революционного Фауста русской литературы. Гете написал поэму с открытым финалом — вопрос о том, простит ли Бог Фауста, остается открытым. Все авторы, впоследствии предлагавшие свои вариации на эту тему, отвечали на этот роковой вопрос по-разному. С булгаковской драмой произошло то же самое. Пьесу ставили по обе стороны тогдашних политических баррикад, и белые и красные. И если на сцене МХАТа в конце торжественно звучал Интернационал, а Мышлаевский уходил к большевикам, то в эмигрантских интерпретациях в конце звучал «Боже, царя храни», и Мышлаевский оставался с белыми.

Тем не менее пьеса оказалась настолько человечной и искренней, что обе стороны, казалось бы, непримиримого исторического конфликта вдруг обретали мужество посмотреть друг другу в глаза и убедиться: все мы люди, на какой бы стороне баррикад мы не стояли, мы все равно на стороне добра. И это в те времена, когда в Советской России бесчинствовала ЧК, а на Западе ненависть к Советской России хлестала из всех идеологических брандсбойтов.

Нынешней публикацией мы намечаем новое направление — поиск и реестр того, что вызывает удивление и восхищение в творчестве любимого  несколькими поколениями писателя.

 

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала