Наш Минфин продолжает в турборежиме строить долговую пирамиду, продав очередной пакет ОВГЗ на почти 4,5 млрд гривен. Исключительно — нерезидентам. При этом похвалившись, что спрос превышал втрое предложение. Теперь предполагается, что его удовлетворение укрепит гривну и в ближайшее время курс просядет до 23 гривен за доллар. Ведь спрос на скупку наших ОВГЗ усилила новость о скором выделении МВФ очередного кредита в размере 5,5 млрд долларов. В этой новости спекулянты видят гарантию возврата вложенных ими в ОВГЗ средств.
По сути, этот процесс обрекает реальный сектор экономики на гибель. Что мы результате имеем? Резкое падение производств ориентированных на экспорт. Стоимость их валютной выручки на внутреннем рынке существенно падает, мотивируя сокращать производство. Ведь оно существенно дорожает. Кроме того они теряют рынки сбыта, которые потом не восстановить.
Все это ведет к резкому сокращению поступлению валюты от них с ростом потребности закрывать этот дефицит очередными долгами. Создается порочный круг, при котором новый наплыв валюты от спекулянтов укрепляет гривну, убивает экспортеров — здоровый источник поступления валюты, увеличивает дефицит валюты, который покрывается очередными долгами. Но в результате мы выходим на ситуацию, при которой, когда наш экспорт загнется окончательно, долги можно будет покрывать исключительно за счет новых долгов, ибо иных возможностей для поступления в страну валюты не останется. И это прямой путь к полному банкротству финансовой системы страны.
Пока все еще устойчивым источником являются гастарбайтеры, которые ежегодно высылают своим семьям 10-11 млрд долларов. Однако уже очевидно, что это кратковременная тенденция и будет длиться до тех пор, пока трудовые мигранты не вывезут свои семьи из неблагополучной страны.
Еще один фактор, который при таком поведении Минфина и НБУ уничтожает местное производство — курсовой стимул для импортеров. Вот завезли год назад лекарства по курсу 28. Рассчитали 20 процентов прибыли. А вышли из гривны в валюту по курсу 23-24. Еще дополнительный приварок в 15 процентов. Соответственно поставки по любому импорту будут расти. Опять же формируя отсроченный спрос и на валюту в больших объемах, чем прежде.
Как только спекулянты перестанут скупать ОВГЗ, а это уже, возможно, будет следующий год, на который многие эксперты относят новую волну мирового экономического кризиса, то Украина окажется в ситуации, когда ей придется удовлетворять выросший спрос на вывод валюты спекулянтами, импортерами и кредиторами, когда внутренних источников почти не будет. Вот тогда и поймаем курс по 100 гривен за доллар. Зачем к этому вести? Не проще ли НБУ удерживать курс на уровне, который бы удовлетворял экспортеров?
Для полноты картины нужно сказать, что падение курса серьезно снижает объем поступлений за счет таможенных платежей и сборов в госбюджет. И таким образом для его выполнения провоцирует Минфин на очередные долги через продажу ОВГЗ.
Конечно, когда придет время обвала гривны, «избранные» наживут миллиардные состояния. Но выдержит ли Украина, ее население еще одну шоковую терапию тотальным обнищанием?