Украинский дом, то есть то место, где демонстрировалась "Медиазависимость", назван был когда-то именем того самого Владимира Ильича, который раздул пламя из "Искры", сделав нас медиазависимыми от печатного слова вообще и от политических новостей в частности.
Политического, однако, в экспонатах выставки не много, даже если местами и есть. Ведь параноидальному уму легко обнаружить в разбросанных каркасах, сооруженных из строительного профиля, остатки какой-нибудь рухнувшей империи. Человеку же, неискушенному в аллегориях, сразу видно: обыкновенная бесхозяйственность, некому убрать.
Современное искусство, исходя из своей миссии, все слегка эпатажно-провокационное: то прибьет какую-нибудь часть себя к брусчатке, как Петр Павленский, то завернется в войлок и уляжется в клетке с койотами, как Йозеф Бойс, а то и оголится и позволит тыкать в себя колющим и режущим, как Марина Абрамович.
Украинские же contemporary artists (современные художники) — люди умеренных взглядов. И это объяснимо: режимы меняются через чих на Майдане. И только намолишь себе клиентуру, убедишь всех — и прежде всего себя — в собственной гениальности, а курс уже поменялся. Не геополитический, так доллара. Не на 180 градусов, так в три раза. И ищи потом счастливых обладателей своих картин — кого в Ростове, кого в Москве, а кого и в Вене или в Майами. Потому сильно рискованных телодвижений выжившие после первых штормов постмодернизма авторы себе не позволяют. И тяготеют к традиционной живописи маслом, иногда — акрилом. "Границы фантазии цифры обусловлены цифрой. Границы фантазии мазка обусловлены бесконечностью. Цифра великолепна, но не хватает безумия. А безумие — это то, что общество не может контролировать, это стихийное и это то, что в истории всегда оставляло следы», — обосновал приверженность традиции Арсен Савадов.
В проекте "Медиазависимость…" представлены работы знаковых для современности и истории украинского искусства художников: ныне здравствующих Арсена Савадова, Олега Тистола и Василия Цаголова, а также уже давно ушедших их современников Олега Голосия и Александра Гнилицкого.
Двое последних удосуживались недавно персональных выставок в Мыстецьком Арсенале, где на должности главы благотворительного фонда работала Ольга Виеру. Она вместе с Натальей Заболотной перешла работать в эту новую художественную институцию, которая появилась по велению Виктора Ющенко из панциря бывшего ремонтного предприятия Министерства обороны, связанного с заводом "Арсенал" подземным туннелем для скрытного перегона военной техники. До этого обе работали в Украинском доме и лихо его, как говорится, раскрутили — устраиваемые там тогда выставки-ярмарки взбодрили всю художественную общественность, а также новоявленных коллекционеров шальных денег и предметов искусства.
С переходом этих двух деятельных блондинок в Мыстецький Арсенал туда же ушли и арт-проекты, а в Украинском доме все чаще стали проводиться выставки кошек, соревнования бодибилдеров и прочие низкого пошиба зрелища. Апофеозом такой "культурной" деятельности явилось спиливание с фасада бывшего музея Ленина барьельефов авторства известного советского украинского скульптора Валентина Борисенко. Дескать, тут очередная годовщина независимости надвигается, а на здании, подчиняющемся Администрации президента, всякие истории борьбы пролетариата за правое дело висят. "Распил" развития не получил — вмешались культурные активисты — и барьельефы от греха подальше желто-голубым баннером завесили.
А вот контракт с упоротым директором Юрием Стельмащуком, по совместительству еще протестантским пастором и президентом какой-то федерации единоборств, новая власть продолжать не захотела. И предложила Ольге Виеру попасть, так сказать, второй раз в одну и ту же воронку — против всех законов баллистики.
Однако новый директор — заряд крупного калибра, в связи с чем взяла курс на обновление стратегии одного из центральных культурных объектов столицы и страны. На презентации новой стратегии она отметила: «Украинский дом должен объединить визионерские решения и инициативы, представить их широким аудиториям, способствовать налаживанию диалога и преодолению культурных дистанций. Деятельность будет осуществляться по программным принципам, предусматривает учреждение междисциплинарных программ, которые стимулируют взаимодействие и ускоряют творческие процессы».
А бывшая когда-то директором Украинского дома, а потом и Мыстецького Арсенала Наталья Заболотная положительно оценила идею изменений: «Перезагрузка — это шанс на второй Ренессанс для Украинского дома. Я убеждена, что концепция, которую создала Ольга Виеру с ее бэкграундом и опытом — это большой старт для настоящего обновления национального центра». Полная концепция развития будет обнародована на официальном сайте учреждения в ближайшее время.
Выставка «Медиазависимость. Украинская версия» станет стартом программы «Культурные инициативы — образование, диалоги, коммуникации».
Возникнет ли у украинского зрителя зависимость от деятельности Украинского дома — покажет время. Пока на его сайте присутствуют и отголоски прошлых договоренностей об организации ярмарочных мероприятий, поэтому уверенности в окончательной смене дискурса еще не возникает.