- Денис, сегодня в Верховной Раде обсуждение законопроектов о рынке земли проходит в очень бурной обстановке: внутри блокируют трибуну, вокруг парламента митингуют фермеры. Проблема земли раскалывает как парламент, так и общество. В связи с этим вопрос: почему такая спешка с этими законопроектами, почему монобольшинство в виде «Слуги народа» так настойчиво продавливает решение об открытии рынка земли?
— Есть несколько причин. Во-первых, это одно из основных их предвыборных обещаний, притом, насколько я понимаю, это обещание строится на предположении, что открытие рынка земли в значительной степени подстегнёт экономический рост на Украине. Вопрос дискуссионный, но не лишённый смысла на самом-то деле.
Во-вторых, мы знаем, что касательно рынка земли на Украине уже достаточно давно высказывались различные позиции западных партнёров Киева, в том числе и Европейскиго союза, Всемирного банка, Международного валютного фонда (МВФ). Это те предпосылки, которые, как я думаю, побуждают представителей президента, «Слуг народа» так педалировать эту ситуацию.
- Но не боятся ли президент Зеленский и его партия уронить свой рейтинг? Судя по всему, далеко не все украинцы готовы приветствовать открытие рынка земли.
— Здесь тоже на самом деле дискуссионный вопрос. Дело в том, что мы видим, по последним замерам, что рейтинг президента Зеленского совершенно закономерно проседает. Закономерно, потому что были явно завышенные электоральные ожидания от него и от его команды. И сейчас люди просто немножечко остывают и приходят к пониманию той реальности, которая существует объективно и которая говорит о том, что чудеса если и бывают, то крайне редко — и, по крайней мере, не с Украиной.
И в этом отношении законопроекты касательно рынка земли и сама эта реформа — очень сомнительно, что это очень сильно ударит по рейтингу Зеленского. Потому что, во-первых, мало кто на самом деле понимает, что это такое. Здесь эмоции традиционно гораздо сильнее, чем рациональное размышление.
Во-вторых, вполне возможно, что с открытием земельного рынка на Украине там действительно появится целый ряд проектов, в которых будет задействовано достаточно большое количество жителей страны. И это будет не минус, а плюс для Украины. Поэтому мне, конечно, очень странно видеть целый ряд политических сил, которые с пеной у рта отстаивают точку зрения, что нельзя этого делать (открывать рынок земли. — Ред.), хотя, как мы знаем, по всей Европе фактически рынок земли существует и достаточно эффективно функционирует. В России он функционирует, в других странах постсоветского пространства. А Украина здесь, по их мнению, в очередной раз должна остаться каким-то странным элементом этой всей системы.
- Странным?
— Да. Всюду, куда она, Украина, стремится, это всё работает, а для Украины это работать не должно. Не очень это понятно.
- Вы говорили, что рейтинг Зеленского проседает закономерно. Но всё же он пока достаточно высок — чем это объяснить?
— Объяснить это можно тем, что у людей сохраняются пока надежды. Зеленский достаточно активно и более-менее эффективно работает в общественной плоскости. Другое дело, что в течение будущего 2020 года ситуация изменится. Мы можем говорить об этом на основании госбюджета, который рассматривается, в целом по совокупности экономических факторов. Рейтинг будет, конечно, снижаться. Поскольку ожидания, что будет резко подниматься уровень жизни, не оправдаются.
Или взять те же вопросы коррупции, которые, возможно, не так сильно влияют на каждого конкретного человека, но являются символическими, — решение этих вопросов (борьбы с коррупцией. — Ред.) сейчас достаточно сильно тормозится. Причём тормозится даже не стараниями людей из окружения Зеленского, а скорее той системой, которая сформирована, которую надо просто ломать и создавать новую. Так что и здесь есть и объективные факторы, и субъективные.
Но самое главное, что такой высокий рейтинг невозможно сохранить без каких-то действительно уникальных подходов, без прорывных действий и решений, которые бы сразу влияли в первую очередь на благосостояние жителей Украины. Но конъюнктура, в которой оказалась Украина в экономическом плане, не подразумевает, что что-то подобное будет реализовано, скажем, в течение года. Скорее будет наоборот — социально-политическая ситуация будет менее стабильная, а экономическая ситуация, вполне возможно, будет ухудшаться. А это сразу приведёт к падению рейтинга.
- И ещё один вопрос, который может сказаться на рейтинге президента, — это вопрос мира на Донбассе. Мы видим ряд положительных моментов: что состоялось разведение сил в Петровском и Золотом, а ранее в Станице Луганской. Препятствия для проведения встречи в «нормандском» формате устранены, правда, Киев на ходу пытается изменить некоторые пункты «Минска-2». Какие тут перспективы?
— Попытка изменить на ходу условия — это для Украины совершенно естественно, не стоит тут удивляться. Другое дело, что разведение сил и средств в трёх точках — это точно не мир. Если мы посмотрим на отчёты ОБСЕ, они считают за три месяца количество обстрелов, то увидим, что в одном из последних отчётов зафиксировано порядка 50 тысяч обстрелов с двух сторон. Ну какой же это мир? Это далеко не мир, а только маленький шаг — разведение сил в этих трёх точках.
Есть надежда на то, что в рамках встречи в «нормандском» формате, если она всё-таки будет проведена, предложат дополнительный план относительно разведения сил ещё в двадцати точках. Это тоже будет маленький шаг по направлению к миру. Но говорить о том, что мы видим сейчас тенденцию или процесс, который приближает нас к миру на Донбассе, конечно, не приходится. Для этого необходима очень серьёзная политическая воля, в том числе и со стороны Украины, украинского президента и его окружения. Много надежд на предстоящий «нормандский» формат, но совершенно нет уверенности в том, что Зеленскому позволят действительно завершить кровопролитие на Донбассе, позволят, чтобы мир пришёл на эту землю.