Во вторник, 22 октября, телеграм-канал «Резидент» опубликовал информацию от источника в ОП. Он заявляет: если во время встречи в "нормандском формате" «не будут достигнуты компромиссные решения, а #формулаЗеленского не ляжет в основу новой дорожной карты Минских соглашений, то мы перейдём к запасному варианту.
1. Украина продолжает переговоры и выполняет Минские соглашения в своём формате для продолжения международного давления на Россию.
2. Будет предложен новый пакет санкций в отношении России.
3. Всем мирным жителям ОРДЛО предоставят 60 суток на выезд в Украину. По истечении этого срока все пропуски будут закрыты, а периметр вокруг временно оккупированных территорий обнесут валом с фортификационными сооружениями.
4. Украина перестанет принимать участие в "нормандском формате" до внесения в повестку вопроса о Крыме».
Вряд ли данная информация является утечкой уже готового плана, но и плодом фантазии автора канала его не назовёшь — подобные планы обсуждались (и частично даже были реализованы) ещё в администрации Порошенко. Скорее всего, это плоды какого-то мозгового штурма, представленные в полупереработанном виде.
Теперь относительно содержания плана.
Во-первых, ключевой идеей является то, что в основу дорожной карты должна быть положена «формула Зеленского».
Мы эту тему уже неоднократно обсуждали и пришли к выводу, что эта «формула» является реинкарнацией плана Порошенко — поскольку военной силы для решения проблемы Донбасса нет, то Россия сама должна его захватить, а потом передать Украине. Причем вариант Зеленского в некоторых моментах даже более радикален, чем вариант Порошенко — последний всё же добился внесения изменений в Конституцию относительно статуса Донбасса (да, только в первом чтении и при поддержке США — но добился же!), в то время как Зеленский категорически против какого-либо закрепления особого статуса ОРДЛО.
В общем, вероятность того, что об именно таком формате дорожной карты удастся договориться, исчезающе мала. Это, собственно, подтверждается и информацией о последних контактах Путина с Меркель и Макроном. Более реально ожидать, что если Зеленский будет настаивать на своей «формуле», то встреча в нормандском формате вообще не состоится.
Во-вторых, Украина «выполняет Минские соглашения в своём формате» уже четыре года, в смысле — не выполняет их вообще. Более того, в прошлом году Украина отказалась от выполнения требований Минских соглашений юридически, введя в действие закон о деоккупации Донбасса.
Так что тут ничего нового нет и, более того, всё уже так и работает — не выполняет соглашения Украина, а санкции вводятся против России. «Л» — логика.
В-третьих, восхищает осторожность формулировки — «будет предложен новый пакет санкций». Кажется, в ОП догадываются, что больше уже сделанного никто ничего делать не будет, а продолжение украинских санкций против России вступает в противоречие с программой самого Зеленского. Так что предложить — предложат, но шагов навстречу не ожидают.
Впрочем, нет оснований и полагать, что отношение Запада к санкциям против России в принципе изменится. В конце концов, мы помним, что украинский кризис был поводом, а не причиной введения санкций. Причины же, пожалуй, даже усугубились. Другое дело, что былое единство Запада исчезло, да и сами былые причины санкционного давления выглядят сейчас уже не столь существенно.
В-четвёртых, полная блокада Донбасса неоднократно уже обсуждалась, но здесь заметна некоторая половинчатость. Каждому украинскому патриоту понятно ведь, что проблема не в Донбассе. Если уж Украина исходит из того, что во всём виновата российская агрессия, то надо перекрывать всю границу со "страной-агрессором". Только надо дать россиянам пару месяцев, чтобы они могли бежать из своего тоталитарного Мордора в европейскую демократическую Украину (что оно того стоит, не даст соврать труп Бабченко).
В-пятых, не очень понятно, как сочетается намерение не принимать участие в "нормандском формате" (а Россия тему Крыма точно обсуждать ни в каком формате не будет) и намерение продолжать переговоры, отражённое в пункте 1. Правда, переговоры ведутся не только в "нормандском формате" (скорее даже наоборот — именно в нём-то они уже давно не ведутся).
Несмотря на все эти моменты, предложенный план выглядит оптимальным для всех заинтересованных сторон.
С точки зрения Украины — удаётся прекратить горячую часть конфликта. Если мотивацией Зеленского и его избирателей было «чтобы наши мальчики не гибли» (по другую сторону линии фронта для этих людей "мальчики и девочки явно уже не наши"), то именно это и будет достигнуто.
С точки зрения ЕС, США и России — можно будет просто исключить из рассмотрения явно тупиковое направление и перейти к более актуальным вопросам. Понятно, что для всех сторон фактор Донбасса был очень привлекателен для организации взаимного влияния, но успехи тут оказались не так, чтобы значительными. Российский план изменить Украину за счёт Донбасса не сработал — Украина просто отторгла Донбасс и даже смена власти в Киеве ситуацию не променяла. Западный план заставить Россию пойти на уступки под давлением санкций тоже ожидаемого результата не принёс. В общем — пора искать другие пути взаимного влияния.
С точки зрения Донбасса — прекращаются боевые действия и обнуляется вероятность возвращения Донбасса в состав Украины, которая очень беспокоит и элиты, и население. Пока для Донбасса существование в виде второго издания Приднестровья выглядит более перспективным, чем возвращение в состав Украины.