- Виталий, как в днепровских элитах относятся к Зеленскому? Каковы, на ваш взгляд, ожидания от новой украинской власти?
— У меня такое ощущение, что наши элиты, если можно так выразиться, ничего не ждут от Владимира Зеленского. Ни хорошего, ни плохого. Это происходит, потому что, в моем понимании, элиты — это прежде всего люди, способные трезво оценивать происходящее. А если смотреть с этой позиции, то видно, что последний месяц для Зеленского был, мягко говоря, провальным.
Команда нового президента умудрилась за короткий срок нанести ущерб и международному имиджу Украины, да и во внутренней политике им похвастаться нечем.
Днепровские элиты откровенно смеются над некомпетентностью и глупостью нардепов из так называемого списка Олейника—Коломойского. Поэтому ожидание политического позитива было бы слишком большим оптимизмом в данной ситуации.
- Для Днепра, по всей видимости, важно, что значительная часть выходцев из этого города оказывает существенное влияние на политику и экономику всей Украины. Знаковыми фигурами в этом ряду являются Тимошенко, Тигипко, Коломойский, Пинчук. Как это ощущается в самом Днепре? Как вы оцениваете такую «продвинутость» региона в украинской политике и бизнесе?
— Не думаю, что в связи с этим есть какие-то особые ощущения у горожан. Дело в том, что после Леонида Даниловича Кучмы никто из выше перечисленных персонажей не позиционировал себя как днепропетровец. Да, Кучма всячески помогал городу, и это находило теплый отклик у моих земляков.
Все остальные, пожалуй, кроме Коломойского, наш город давно забыли и воспринимают себя исключительно как политиков общеукраинского масштаба. Конечно, условно, за три дня до выборов они вспоминают, что они днепропетровцы, но это на электоральном уровне уже давно не срабатывает.
С Игорем Валерьевичем совсем другая история. Сегодня можно ставить знак равенства между Днепром и Коломойским. Все, что происходит вокруг него — происходит и вокруг города. По большому счету, здесь каждый либо партнер Коломойского, большой или маленький, либо его враг, временный или постоянный.
Коломойский — человек абсолютно бизнесовый, все считает на калькуляторе, поэтому здесь не место сантиментам.
- Исходя из сказанного, как вы оцениваете фигуру Бориса Филатова? Каковы его взаимоотношения с Коломойским и другими влиятельными людьми города?
— Я бы не стал делать акцент на Филатове, правильней говорить о Корбане—Филатове, поскольку именно Корбан на самом деле управляет городом. Человек он невероятно умный, невероятно расчетливый и циничный. Корбан является образцом чистого бизнесмена, без всяких эмоциональных ограничений. Филатов — это, безусловно, его деловой партнер, но выполняет лишь функцию ширмы для реальной власти.
Все кадровые, бюджетные и стратегические решения принимает только Геннадий Олегович Корбан. Так было всегда, и так обстоят дела и сегодня. Просто в публичной плоскости он не светится.
В противоположность Корбану у Бориса Альбертовича Филатова — нарциссизм в запущенной форме. Для нет другого способа жизни, кроме как устраивать скандалы и быть в них победителем.
Объединяет их общая долголетняя специализация на рейдерстве самого высокого полета. Они этого никогда не скрывали и не стеснялись. Более того, они возвели это ремесло в ранг «рафинированного рейдерства», когда все балансирует на тонкой грани закона, где грубых и прямолинейных нарушений как бы и нет.
Себя они воспринимают как таких бизнесовых «санитаров леса», о чем, кстати, впрямую говорил Корбан на телешоу у Шустера.
Эта парочка Корбан-Филатов — для Коломойского не друзья и не партнеры, они работали и работают по заказу. Они рейдеры — контрагенты под определенные задачи. Сегодня, насколько мне известно, Корбан вхож в кабинет Игоря Валерьевича, но строго по деловой повестке.
Филатов же сейчас находится в своеобразном «словесном штопоре», войне на несколько фронтов сразу. Он не может себя сдерживать и провоцирует все новые и новые противостояния.
- Тогда логично задать следующий вопрос: а если предположить, что в обозримой перспективе состоятся выборы мэра Днепра, каковы шансы у Филатова сохранить свой пост и кто может составить ему значимую конкуренцию?
— Я уверен, что ни весной, ни зимой местные выборы, а следовательно, и выборы мэра Днепра не состоятся. В «Слуге народа» — сколь понятное и столь же глупое объяснение, что, мол, у них просто нет кандидатов, чтобы сформировать местные советы.
Конечно, если бы сейчас были выборы, то кого бы ни выдвинул Коломойский, он вчистую переиграл бы Бориса Альбертовича. Однако уже через несколько месяцев ситуация будет иной и окно возможностей для «Слуг народа» закроется.
При этом нужно помнить, что у Филатова есть свой ядерный электорат, и это как минимум 35%. В такой ситуации, даже несмотря на все скандалы с мостами, беглыми заместителями и прочим, реальную конкуренцию Филатову мало кто сможет составить. И скорее всего, он выиграет следующие мэрские выборы.
Тем более что наш градоначальник после мостовой истории вдруг сменил имидж «Георгия Победоносца» на «сильного хозяйственника». Филатов вдруг стал обращать внимание на лифты, водопровод, дороги и прочие «хозяйственные мелочи».
- Перейдем в другую сферу. Вы много лет работаете редактором популярной городской газеты — как вы оценили бы сегодняшнее состояние свободы слова на Украине?
— Здесь нужно очень четко разделять общенациональные и региональные издания. Местные издания живут по другой парадигме и, как правило, шторма большой киевской политики их обходят стороной. Потому что если центральная власть по политическим или иным мотивам хочет наехать на регион, то под раздачу попадает местная власть, нас это обычно не затрагивает.
Но вопрос о свободе слова остро стоит на уровне Киева и национальных СМИ. Сегодняшняя власть остро реагируют на критику в СМИ, так как просто помешана на своих рейтингах и жутко боится потерять несколько пунктов поддержки. Отсюда болезненная реакция на очень условно «оппозиционные» и еще более условно «пророссийские» издания.
Поэтому будет происходить на первый взгляд парадоксальная ситуация: команда Зеленского будет прессовать СМИ, принадлежащие тем политикам, чей электорат они частично поглотили, при этом будет пылинки сдувать с радикалов всех мастей.
- Что для Днепра и его жителей — гражданское противостояние на востоке страны? Насколько готовы жители добиваться возвращения Донбасса? Как относятся на человеческом, неполитическом уровне к жителям Донбасса? Считают ли их врагами?
— Для точного ответа на этот сложный вопрос нужна очень серьезная социология. Я могу дать только эмоциональную оценку того, что происходит в моем ближнем круге общения.
И здесь отношение к событиям в Донбассе и приемлемых путей разрешения этого конфликта — 50 на 50. Для объяснения я бы обратился вначале к событиям Майдана 2014 года. Как мне кажется, основным электоральным полем были люди 40-60 лет, которые потеряли цели в жизни, которым вдруг стала непонятна их цель. Именно они попали под тотальное эмоциональное заражение идеей Майдана.
И процент таких «эмоционально зараженных» у нас не очень снизился за последние годы, можно говорить смело, что половина людей до сих пор находится под таким влиянием. Именно они, даже не имея разумных аргументов, призывают к «войне до победного конца».
А вот вторая половина — просто аполитична, и им нужен мир и спокойствие на любых условиях. И последняя социология по Украине дает такой же расклад. Поэтому говорить о каких-то особенностях Днепропетровской области, наверное, неправильно.
Но когда Коломойский возглавлял облгосадминистрацию, Корбан и Филатов были его заместителями и было всеобщее милитаристическое возбуждение и энтузиазм, слишком много эмоций вылилось в информационное поле, что серьезно накалило общественное мнение.
Выборы мэра тогда проходили где-то даже на уровне легкого психоза, когда показывались картинки разрушений войной Днепра как альтернативу «правильному» выбору и «светлому пути» в будущее.
Поэтому, на мой взгляд, подобное эмоциональное заражение части нашего общества не дает возможности признать свои ошибки и здраво посмотреть на окружающий мир.