Украинские политики в последние дни делают в СМИ противоречивые заявления по урегулированию гражданского конфликта в Донбассе. Так, с одной стороны, глава МИД Вадим Пристайко предложил украинцам два варианта: либо реализация "формулы Штайнмайера", либо увеличение военных расходов до трети от бюджета страны. Соответственно, в этой альтернативе население склонно скорее "одобрить Штайнмайера", чем отказаться от трети пенсий, социальных выплат или увеличить налоги. Поскольку Пристайко не министр экономики, а министр иностранных дел (а речь об экономических формулировках), очевидно, что он основывается на консолидированной позиции Кабмина, глава которого г-н Гончарук, по его же собственным заявлениям полностью идет в политическом фарватере главы государства — Зеленского.
Встык с этим заявлением — новая версия процесса то ли урегулирования, но скорее разжигания гражданского конфликта в Донбассе. По словам пресс-секретаря представителя Киева в контактной группе по Донбассу Леонида Кучмы Дарьи Олифер, опубликованным на ее странице в соцсети Facebook, есть определенные жесткие условия, которые были представлены в Минске контактной группой.
«Украинская сторона подчеркнула, что выполнение политического блока вопросов Минских соглашений возможно только при условии выполнения следующих пунктов: роспуск квазигруппировок ДНР и ЛНР», — написала Олифер.
Очевидно, что роспуск "квазигруппировок" для выполнения политической части Минских соглашений невозможен, как минимум по нескольким пунктам.
Во-первых, ДНР и ЛНР никогда не признают руководство своих республик "квазигруппировками". Впрочем, такого термина нет и в юриспруденции.
Во-вторых, руководители украинского государства, УЖЕ давшие согласие на реализацию Минских соглашений по "формуле Штайнмайера", в данном случае показывают нежелание её (формулу) соблюдать. Потому что "роспуск квазигруппировок", что бы под этим термином ни понимали представители украинской власти, не входит никаким боком в "формулу Штайнмайера".
Отсюда вывод: появление такой формулировки направлено не на выполнение Минских соглашений, а на их срыв. Но Кучма — представитель президента Зеленского в Минске.
Отсюда получается, что в одном случае (Пристайко) власть объясняет, чем обусловлена необходимость выполнения "формулы Штайнмайера", а в другом (Кучма) — делает заявление, как раз направленное на отказ от нее. И в обоих случаях обе идеи восходят к одному источнику — президенту Украины Владимиру Зеленскому.
Именно эта противоречивость заявлений власти вызвала буквально шквал заявлений наблюдателей и экспертов в социальных сетях Украины.
Чтобы разобраться, где же истина, редакция издания Украина.ру решила обратиться к известному украинскому политологу Владимиру Фесенко, хорошо знакомому с коридорами власти Украины.
"На самом деле все не совсем так, как это представляет Москва, — заявил нам Фесенко, игнорируя тот факт, что все оценки двух разноречивых точек зрения взяты нами из украинских соцсетей. — Формулировки о роспуске ЛДНР, как, впрочем, и российская трактовка "формулы Штайнмайера" вырваны из контекста. Когда украинская делегация говорит о прекращении функционирования структур ЛДНР, то имеется в виду, что они прекратят свое существование после местных выборов в этом регионе и реинтеграции в правовое поле Украины.
А цитата, на которую вы опираетесь, — это всего лишь пресс-релиз Дарки Олифер, пресс-секретаря Леонида Кучмы. Она не участник переговоров и не представляет официальной позиции Украины. Неизвестно, насколько точно и адекватно передана позиция украинской делегации, это уже другой вопрос.
Я же говорю об официальной позиции украинской дипломатии, которая не менялась за последние годы. И заключается она в следующем, что в результате выполнения Минских соглашений так называемые ЛДНР, должны прекратить свое существование. После выборов власть передается избранных органам местного самоуправления с особым статусом в этом регионе и никаких ДНР или ЛНР больше не будет".
Таким образом, если верить Фесенко, то ситуация с "формулой Штайнмайера" окончательно запутывается. Есть, оказывается, третья позиция — о "роспуске квазиформирований" ДНР и ЛНР при выполнении политической части Минских соглашений не до (как надо понимать это в трактовке Дарьи Олифер), а после выборов местных органов власти.
А запутывает это всю ситуацию окончательно еще и потому, что политическая часть состоит из амнистии участников конфликта, предоставления Донбассу особого статуса, а уже после этого проходят выборы (а не наоборот). То есть, как нам кажется, кто-то из всех, теперь уже трех персонажей этого скандала, лукавит или чего-то не договаривает. Поскольку очевидно, что:
а) после проведения местных выборов власть в Отдельных регионах Донецкой и Луганской областей (так точно и юридически грамотно называются эти образования) автоматически и совершенно технически точно переходит от нынешних структур власти к тем, которые будут сформированы на основе выборов;
б) если Киев все же предполагает роспуск властных структур в Донбассе до выборов местных органов власти, то для жителей Донбасса, опасающихся репрессий со стороны правоохранителей и властей Украины, такая последовательность действий абсолютно неприемлема.
Возможно, позиция главы Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко, существенно отличающаяся от того, что говорят Пристайко и Олифер (или все-таки Кучма?) и есть нынешняя позиция власти, скорректированная после митингов шествий радикалов (14 октября). И позиция эта очень легко все объясняет — сделать так, чтобы при внешнем согласии соблюдать "формулу Штайнмайера" (что пообещал Зеленский европейским лидерам Меркель и Макрону) на самом деле создать ситуацию, при которой никакого мирного возвращения Донбасса в Украину не будет.
И тогда руководством страны будет предложен, скажем так, главный вариант — реализовать на практике что-то вроде кипрского варианта, то есть отказ от Донбасса с последующей легализацией этих образований как не признанных мировым сообществом республик. Так сказать, мирный развод.