В среду, 25 сентября, в Киеве открылся Kyiv Food Market, собравший под своей крышей 22 ресторана. Рай для гурманов и чревоугодников не всем посетителям пришелся по вкусу. Некоторые были недовольны высокими ценами.
«Верещу второй день. Kyiv food market. Рынок еды. Рынок. Булочка с лобстером и водорослями с унитаза Януковича — $300», — написала одна из популярных украинских блогерш в Twitter.
Верещу другий день
— Контрабандистка (@katrin_buk) 5 октября 2019 г.
Kyiv food market
РИНОК ЇЖІ
РИНОК
Булочка с лобстером и водорослями с унитаза януковича 300$ pic.twitter.com/wVyG7s9pqC
Другие шутили, что миллениалы придумали дорогую столовую.
#kyivfoodmarket pic.twitter.com/yqBWp7NTnH
— Anastasia Svets (@svets___) September 29, 2019
Впрочем, были и те, кто с радостью воспринял открытие.
«Гастрономический праздник в Киеве! Прекрасные новости! И в таком районе, где сложно было найти качественные рестораны!» — написал бывший депутат Верховной Рады Остап Еднак.
Правда, даже у него в комментариях подписчики посетовали на дороговизну заведения.
Однако авторы проекта — одесский ресторатор Алекс Купер и собственник сети ресторанов La Famiglia Михаил Бейлин — стоически сносят упреки в высоких ценах.
«Можно выбрать вполне качественные решения в рамках 300-500 грн (около 783-1300 руб. — Ред.). Это средний ценник, в нем я подразумеваю и алкоголь, и еду. Все зависит только от размеров кошелька и предпочтений потребителя. Вы можете купить салат за 95 грн (около 250 руб. — Ред.), бургер за 140 грн (около 365 руб. — Ред.) или устрицу за 30 грн (около 80 руб. — Ред.) с бокалом игристого за 70 грн (около 182 руб. — Ред.)», — отмечал Бейлин в комментарии изданию «Новое время».
Однако если отвлечься от борьбы за цены, можно увидеть, что в Киеве открылось то, что знакомо москвичам.
«Коммунизм» от декоммунизаторов
Украинские СМИ не скупятся на похвалы Kyiv Food Market. Издание «НВ» называет его новым форматом для киевской гастротусовки. О новом формате заявляет и программа «Факты» на ICTV.
Сам формат представляет из себя следующее: на территории бывшего завода «Арсенал», в старом, еще царских времен здании собрали три бара и 22 ресторана. Однако здесь не только можно поесть, но и купить продукты, даже самые экзотические. «Зал» у ресторанов и баров — общий.
При этом рестораны не конкурируют между собой.
«Все заведения общепита адаптировали свои меню под формат рынка. У каждого из них свое направление, потому они не конкурируют между собой», — писало о Kyiv Food Market издание Vgorode.ua.
«Новое время», в свою очередь, ссылается на основателя проекта — Бейлина, который также указывает на то, что на территории гастрономического рынка «каждая точка специализируется на чем-то своем: здесь один стейкхауз, одна пиццерия, один ресторан азиатской кухни, одна пекарня и так далее».
Еще СМИ отмечают популярность некоторых блюд. Так, за уткой по-пекински выстроилась не просто очередь, а даже возникли «списки на утку».
Другой примечательной особенностью нового гастрорынка является время работы. На сайте Kyiv Food Market безапелляционно утверждается: «Это главная еда города. Это твой утренний кофе. Твой обед с ноутом. Твой вечерний фан с друзьями и звоном бокалов». Однако работает фудмаркет с 11:00 до 23:00. Кофе получается не таким уж и утренним.
В общем, парадоксальным образом в столице страны победившей декоммунизации образовался самый настоящий островок «коммунизма»: отсутствие конкуренции, очереди по спискам и «советское» время работы.
При этом у москвича при взгляде на новое креативное киевское место возникнет ощущение дежавю. Что-то похожее он видел в Москве.
Конкуренция и работа
Рассматривая фотографии из Киева, московский гурман может поначалу подумать, что ему с неизвестного ракурса показывают одну из частей фудмолла «Депо», который открылся в феврале этого года неподалеку от Белорусского вокзала. Даже стулья в Kyiv Food Market похожи на те, что стоят в «Депо». Да и помещение в похожей стилистике: кирпичное промышленное здание XIX века. Только в Москве кирпич красный, а в Киеве — желтый.
На этом все сходства оканчиваются. «Депо», открытый на территории бывшего Миусского трамвайного парка, — самый большой фудмаркет в Европе. Здесь представлено 75 ресторанных концепций и 140 фермерских лавок.
И главное — в «Депо» есть конкуренция.
«Это место, где все будут чувствовать себя комфортно. Основная концепция — равенство разных, «Депо. Москва» — площадка для всех. Причем мне хотелось дать людям возможность оценить разные подходы к одной кухне, поэтому у нас на площадке есть две грузинские концепции, две греческие, две итальянские, две бургерные и так далее. Я не хочу, чтобы человек чувствовал себя заложником системы, не имея альтернативы. А конкуренция между владельцами фудкортов пойдет на пользу их работе», — рассказывал журналистам соавтор проекта и совладелец ресторанного холдинга RESTart Vasilchuk Brothers Алексей Васильчук.
Кроме того, в отличие от киевлян москвичи все же решили, что утренний кофе — это таки утренний кофе. «Депо» имеет «гибкий» график работы: с понедельника по четверг — с 08:00 до 23:00, в пятницу — с 08:00 до 02:00, в субботу — с 10:00 до 02:00, а в воскресенье — с 10:00 до 23:00. В общем, кофе в будний день здесь можно выпить именно утром.
Впрочем, киевлян и москвичей все же роднит отношение к ценам. Кто-то считает цены в «Депо» высокими.
Кто-то, напротив, приемлемыми. В последнем случае, как правило, указывают на ту же конкуренцию, благодаря которой можно просто выбрать более дешевое заведение.
Стоит отметить и месторасположение фудмаркетов. Если в Киеве он ближе не столько к бизнес-центрам, сколько к Верховной Раде, то в Москве — именно к бизнес-центрам, среди которых самый знаменитый — «Белая площадь». Среди арендаторов последнего два члена «большой четверки» — Deloitte и PricewaterhouseCoopers, консалтинговая компания McKinsey и ряд других транснациональных компаний.
В общем, киевляне идут по проторенному москвичами пути, но со своей особенностью, которая на корню убивает украинскую националистическую риторику о том, что Россия — это «коррумпированный совок», а Украина — «порвавшая с постыдным прошлым молодая европейская демократия».
Справедливости ради стоит отметить, что сам формат фудмаркета не был изобретен в Москве (да и «Депо» не является первым фудмаркетом). Он возник довольно давно, когда оказалось, что продавцы на рынке тоже хотят есть, да и покупатели не прочь. Но то, как концепция фудмаркета воплотилась в Москве, и то, как она воплотилась в Киеве, показывает, как различие двух государств в экономике и политике, так и их некоторую их схожесть.