Вынужденный компромисс в духе «туалетной дипломатии».
Зеленский пытается начать новый цикл переговоров в «нормандском формате» — это единственная площадка и его единственный шанс на достижение долгосрочного мира.
Минские соглашения и так называемая формула Штайнмайера во многом напоминают мне Дейтонские соглашения. Такое название получил договор об окончании Балканской войны, заключенный 21 ноября 1995 г. на базе ВВС США президентами Боснии, Хорватии и Сербии. Тот конфликт унес жизни 100 тысяч человек.
Процесс заключения этого международного договора получил название «туалетной дипломатии». Многие участники переговорного процесса не разговаривали друг с другом или, во всяком случае, перед камерами. Между ними курсировал американский дипломат и переговорщик Ричард Холбрук, и они по очереди выходили в туалет для личных переговоров, чтоб не попасть на глаза прессе и другим переговорщикам. Европейских дипломатов Холбрук часто не допускал в комнату переговоров. Вокруг переговорного процесса было много тумана. Этот договор принес мир на Балканы и прежде всего в Боснию. Он остановил конфликт, но на долгие годы оставил нерешенными многие конфликтные вопросы.
Сам Холбрук тогда назвал его абсолютно несправедливым, но отражающим реальную ситуацию в регионе. А ситуация была такова, что силы участников конфликта оказались не равны: сильные стороны захватили большие части территории, были многочисленные жертвы и много переселенцев. В регионе также свою роль играли геополитические интересы России, США и стран ЕС. Сбалансировать все эти противоречия было практически невозможно.
Все написанное выше можно отнести и к «формуле Штайнмайера». Ее можно жестко критиковать — как и Дейтонские соглашения. Она несправедлива. Но она отражает реальную ситуацию на определенных территориях и соотношение сил сторон. Эта формула закрепляет невозможную дилемму между продолжением войны и надеждой на нормализацию. Сегодня эту нормализацию хотят все стороны, но каждый видит ее по-своему.
Я не в восторге от того, как «формула» претворяется в жизнь на Украине. Процесс политизирован всеми участниками политической жизни, а национального консенсуса нет. Украинское руководство меняет свою интерпретацию «формулы». Все завуалировано туманом секретности. Тот факт, что украинские граждане узнали о принятии украинской стороной условий «формулы» из сообщения ТАСС, сам по себе вопиющий.
Президент Зеленский позже дал весьма невнятные объяснения, из которых непонятно, что является обязательными условиями, принятыми Украиной, а что относится к числу его желаний. Из-за того, что в период предвыборной кампании Зеленский и его партия больше отмалчивались и давали невнятные ответы на эту тему, я думаю, им сегодня самим неясно, на что именно у них есть мандат доверия от избирателей. Избиратели же не знают, что собирается предпринять руководство страны.
Моя интерпретация всего того, что происходит, такова: Зеленский вынужден идти на компромиссы. Он согласился на определенные условия, которые можно интерпретировать как уступки России и сепаратистам. Зеленский пытается начать новый цикл переговоров в «нормандском формате» — это единственная площадка и его единственный шанс на достижение долгосрочного мира. Он пытается усилить свою позицию, но у него нечем ее подкрепить. На языке профессиональных переговорщиков, у него нет leverage (инструментов влияния). Международное сообщество теряет терпение, да и само оно уже не так однородно, как в 2014 г., в начале конфликта. Зеленский также проверяет реакцию общества, тестируя рамки мандата, выданного ему обществом.
Зеленский в очень сложной ситуации, и она едва ли улучшится. Россия и сепаратисты продолжат настаивать на создании в Донбассе протектората, где влияние Украины будет весьма ограничено. В то же время они будут искать способы обеспечения этого протектората влиянием на ситуацию внутри Украины и на ее внешнюю политику. В процессе переговоров Россия будет готова идти только на тактические уступки.
Альтернатив у Украины не так много. Страна может поддерживать статус-кво и ничего не менять — такой была доктрина Порошенко. Этот вариант обходится экономике страны примерно в $5 млн в день, но, главное, он уносит жизни людей.
Также очень тяжело реформировать страну, пребывающую в состоянии войны. Возможна и дальнейшая эскалация конфликта. Это все, что напрягает западных партнеров, поэтому они не будут поддерживать подобный путь развития. Очевидно, что и Зеленский этого не хочет.
Но и на протекторат Зеленский соглашаться не может — очевидно, что он сам политически к этому не готов, да и мандата на это у него нет. Он продолжит метаться между молотом и наковальней. Пока Зеленский получает то, к чему стремился: начнутся переговоры в «нормандском формате». Возможно, каждая сторона сделает ряд тактических уступок, оставив сложные темы на потом. Будет много «туалетной дипломатии» и невнятных ответов.
Я сомневаюсь, что этот следующий цикл будет успешным, — зоны возможного договора у украинской стороны, России и сепаратистов практически не пересекаются. Если Зеленский согласится на условия России и сепаратистов, он начнет разворачивать курс страны в сторону нейтральности и определенной внутренней федерализации. Россия будет давать понять, что это единственный способ примирить стороны конфликта и нормализировать отношения.
Не имея поддержки по этому вопросу у себя в стране, Зеленский будет вынужден выйти из переговоров или закрепить хоть какие-то тактические компромиссы, чтобы вернуться домой и дальше тестировать общественное мнение.