У экспертов две главные претензии к бюджету, разработанному Кабмином Алексея Гончарука. Первая — документ сырой, изобилует общими фразами об экономическом росте. Вторая — непонятно, чем бюджет планируют наполнять.
Экономическая маниловщина команды Владимира Зеленского в этом законопроекте приняла угрожающие масштабы. Если к этому добавить несколько крайне спорных предложений, таких как легализация игорного бизнеса и добыча янтаря, можно утверждать, что уже в ближайшее время критика правительства станет гораздо более акцентированной. А после попыток реализовать подобные мечтания «новых либертарианцев» украинскую экономику неминуемо ждет новый виток перманентного кризиса.
Подобную мысль высказывает политолог Кирилл Молчанов, который подчеркивает, что проект бюджета 2020 года, внесенный в украинский парламент, изобилует малореалистичными предложениями и общими словами об экономическом росте.
«Чем ближе бои за бюджет в парламенте, тем больше вопросов, а с чего Гончарук собирается его наполнять? Откуда возьмется рост экономики на обещанные 5-7%? Вообще тот текст, который молодой премьер внес 15 сентября, вызывает все больше вопросов, в основном философско-риторического характера.
В целом из озвученных новаций для экономического роста премьер активно муссирует открытие рынка земли, что в целом даст прирост, но вот только в 4-м квартале, ведь открывать планируют лишь с 1 октября 2020-го, так что это даже на 1,5% ВВП не потянет», — написал политолог на свой странице в соцсети Facebook.
Молчанов уверен, что остальные идеи еще менее реалистичны: легализация рынка янтаря и казино при пятизвездочных отелях вряд ли хоть как-то повлияют на наполнение бюджета. А на повторяемые как мантру заклинания Гончарука о борьбе с коррупцией и детенизации экономики эксперт предлагает вообще не обращать внимания.
«В данном случае новая власть решила взять на вооружение хорошо избитые временем старые и проверенные методы в виде увеличения фискальной нагрузки. Сейчас много в экспертной среде говорят о нашумевшем законопроекте №1210, который можно охарактеризовать одной фразой — смерть отечественной металлургии», — уточняет Молчанов.
По мнению политолога, если этот абсолютно сырой законопроект будет принят в нынешнем виде, Украина действительно может стать чисто аграрной державой. Так как потеряет десятки тысяч рабочих мест и останется без миллиардов долларов инвестиций.
«И это потери не только Ахметова или Жеваго. Это потери отдельных городов, малого и среднего бизнеса, простых рабочих, в конце концов. И это в условиях явного несоответствия этого горе-текста Бюджетному и Налоговому кодексам», — уверен эксперт.
Другая проблема украинской экономики состоит в том, что из-за мощного притока спекулятивного капитала на рынок ОГВЗ, у многих складывается иллюзия о хороших инвестиционных перспективах. Однако принимая этот крайне спорный тезис, очень сложно разработать реалистичный бюджет.
Так, украинский экономист Даниил Монин утверждает, что если правительству не удастся перенаправить приток спекулятивных денег в реальный сектор, Украине грозит скачкообразная девальвация национальной валюты.
«Сейчас укрепление гривны — скорее искусственное и связано в основном с притоком прежде всего спекулятивного капитала. Также, вероятно, уменьшился отток прибыли из Украины. Это связано как с положительными ожиданиями бизнес-субъектов, так и с вероятным запуском рынка земли в 2020 году. Соответственно на Украине, с моей точки зрения, началось накопление капитала под запуск рынка земли», — полагает эксперт.
В то же время, по словам Монина, Украина начинает накапливать экономические риски.
«Если удастся реализовать приток денег в развитие экономики и реального сектора, то Украина пойдёт вверх в своём развитии. Если нет — при смене ожиданий с позитивных на негативные нас ждёт скачкообразная девальвация. С оттоком спекулятивного капитала», — утверждает Даниил Монин.
Тему опасности массового захода в украинскую экономику спекулятивного капитала поднимает и экономический эксперт Виктор Скаршевский, который считает, что он дает лишь ситуативное укрепление национальной валюты, в целом оказывая негативное влияние на экономику Украины.
«С начала года нерезиденты увеличили свой портфель гривневых ОВГЗ в 15,4 раза. Для покупки гривневых ОВГЗ нерезиденты продают доллары, увеличивая таким образом предложение иностранной валюты.
Приток спекулятивной валюты от нерезидентов с начала 2019 года составил $3,8 млрд, что в 10,5 раза превышает аналогичный показатель прошлого года ($370 млн). Данный фактор сыграл и продолжает играть ключевую роль в укреплении гривны и удешевлении доллара, который с начала года подешевел на 12,2% — с 27,5 грн/$ на начало года до 24,1 грн/$ (на 27.09.2019)», — поясняет экономист.
При этом Виктор Скаршевский обращает внимание на существенный риск для украинской экономики.
«Деньги от проданных ОВГЗ идут на финансирование дефицита бюджета, а не на реализацию инвестиционных проектов. То бишь на проедание. А заоблачные проценты выплачиваются из бюджета, т.е. из денег украинских налогоплательщиков.
На фоне 15-кратного увеличения притока спекулятивной валюты прямые иностранные инвестиции на Украину в этом году (как и в предыдущие несколько лет) продолжают сокращаться. Спекулятивная валюта от нерезидентов (в отличие от прямых иностранных инвестиций) как зашла на Украину, так в любой момент из нее может и выйти», — поясняет Скаршевский.
А вот главный аналитик по вопросам налоговой политики Института социально-экономической трансформации Вячеслав Черкашин считает, что бюджет на 2020 год ужесточает налоговую политику в угоду макрофинансовой стабильности и спокойствия внешних кредиторов.
«Фактически украинские экономические власти действуют прежде всего как агент влияния МВФ. Украина продолжает оставаться в фискальной ловушке: высокие неэффективные расходы бюджета и высокие налоги, которые никто не платит. Яркий пример — общественный консенсус о невозможности платить в белую налоги с зарплат, в тени до 200 млрд грн (около 500 млрд руб)», — подчеркивает аналитик.
Черкашин приходит к выводу, что отказ правительства от радикальных экономических реформ равносилен отказу от независимости страны.
Еще одной «смелой» экономической идеей новых властей провозглашается стремление ввести в экономический оборот криптовалюту, что якобы позволит получить новые налоговые поступления.
В жизнеспособности данной затеи сомневается глава Национального банка Украины в 2010-2012 годах Сергей Арбузов, который подчеркнул, что чиновники Кабмина рассуждают о криптовалюте, не понимая всех опасностей при ее применении в масштабах государства.
«Вице-премьер-министр цифровой трансформации Фёдоров предложил легализовать криптовалюту на Украине. Возможно, с точки зрения развития новых технологий это полезно. Допускаю, что возникнут дополнительные налоги в случае легализации рынка криптовалюты. Хотя все это сомнительно», — рассуждает он.
Арбузов напоминает, что проводить такой эксперимент в стране, где долларизация составляет 50% и такой же объем теневого бизнеса, при этом имея устойчивый дефицит торгового баланса, — верх экономического безумия.
«О криптовалюте хорошо рассуждать, когда ты отвечаешь только за свой бизнес, и очень опасно примерять этот инструмент в масштабе государства, особенно не понимая последствий», — убежден Арбузов.
В целом завсегдатаи соцсетей приходят к выводу, что госбюджет-2020 пока откровенно поверхностный и популистский.