Социологическая группа «Рейтинг» опубликовала результаты исследования, проведённого 6-10 сентября (т.е. — после первой и начала второй сессии новоизбранной Рады, формирования правительства и принятия ряда конституционных законопроектов). Опрошено 2,5 тыс. респондентов.
Общество находится на пике социального оптимизма — 55% опрошенных полагают, что страна движется в правильном направлении, и лишь 18% — что в неправильном. В истории исследований группы «Рейтинг» лучший результат был в апреле 2014 года, когда считали, что страна движется в неправильном направлении, всего 48%, в то время как в правильном — целых 34%. Для сравнения: в декабре 2018 года, когда позиции Петра Порошенко были вполне прочными, считали, что страна движется в неправильном направлении, 78%.
Впрочем, сказать, что данные эти совсем уж беспрецедентные, нельзя. Аналогичная ситуация была зафиксирована исследованием «Социса» в апреле 2005 года (данные доступны в «Киевском архиве») — тогда считали, что страна движется в правильном направлении, 46%, а что в неправильном — 28%. Кстати, результаты апреля 2014 года тоже были бы оптимистичнее, если бы не Крым и Донбасс.
Довольно оптимистична и оценка деятельности высших должностных лиц.
Деятельностью президента Владимира Зеленского удовлетворёны 71% опрошенных (в том числе полностью — 32%). У Порошенко большинство удовлетворённых было только в начале его президентства — в 2014 году. Причём результат был около 50%, а неудовлетворённых — существенно больше, чем у Зеленского.
Деятельностью спикера Дмитрия Разумкова удовлетворены 39%.
Деятельностью премьер-министра Алексея Гончарука удовлетворены 28%. Отметим, что ко времени проведения опроса Гончарук продемонстрировал только умение водить самокат, а сами избиратели, позитивно оценивающие его «деятельность», ещё вчера о его существовании не подозревали.
Если говорить о конституционных инициативах президента, то все они пользуются преимущественно поддержкой граждан. В частности:
— 95% опрошенных поддерживают лишение полномочий депутата за кнопкодавство и прогулы;
— 92% поддерживают сокращение числа депутатов до 300;
— 92% поддерживают отказ от депутатской неприкосновенности;
— 77% поддерживают народную законодательную инициативу;
— 70% поддерживают расширение полномочий президента в части назначения глав НАБУ и ГБР (социологи ошиблись, президент и раньше имел такие полномочия);
— 70% поддерживает увеличение числа уполномоченных по правам человека (тут тоже неточность — речь идёт не об увеличении числа омбудсменов, а об их специализации);
— 66% поддерживают закрепление в Конституции пропорциональной системы;
— 62% поддерживают отмену адвокатской монополии (с уверенностью можно сказать, что норма поддерживается «за компанию» — вряд ли избиратели знали об этой монополии, тем более, что она не успела вступить в силу).
Из всего перечисленного можно сделать три вывода.
Во-первых, выборы 2019 года в чём-то родственны Майдану — только без собственно Майдана. Так и хочется поинтересоваться, а нельзя было в 2015 году избрать президентом Кличко с тем же самым социальным эффектом, но без груд трупов и войны?
Во-вторых, общественная поддержка, безусловно, является авансом новой власти, причём авансом заведомо завышенным. После того как истерия пройдёт, начнётся обрушение рейтинга. Впрочем, Зеленский это понимает, потому и стремится как можно больше успеть (например — расширить свои полномочия), пока пользуется поддержкой.
В-третьих, обращает на себя внимание то, что в опубликованной части исследования приведены только данные по политическим ориентациям, но отсутствуют по социально-экономическим предпочтениям, которые окажутся отнюдь не столь радужными.
Это касается, например, рынка земли, который не поддерживается большинством граждан. Правда, на днях Фонд «Демократические инициативы» объявил, что за продажу земли выступает свыше 50% опрошенных. Однако это манипуляция, связанная с формулировкой вопроса — ответы на вопрос о праве гражданина продавать свою землю и об отказе от моратория на куплю-продажу земли сельскохозяйственного назначения касаются разных (с точки зрения граждан) позиций и дают, соответственно, разный результат. Впрочем, даже и тут есть подвижки — по словам Ирины Бекешкиной, «если в декабре 2011 года половина населения считала, что земля в принципе не может быть объектом купли-продажи, то сейчас таких 33,2%».
Тем не менее, начало фактического проведения реформ приведёт к расколу среди сторонников Зеленского и к снижению рейтингов.