Любовники, но со старой идеологией
Кабмин вместе с Верховной Радой, очевидно, пойдет в русле общей политики Офиса президента Владимира Зеленского. В то же время профессиональные способности высших руководителей пока неясны.
«Этот Кабмин нашпигован патриотами, волонтёрами, теми, кто получил не один десяток грантов в международных структурах [финансиста Джорджа] Сороса. Но как они будут выполнять поставленные задачи — большая загадка для меня. Есть такое понятие, как "любовник-теоретик", который хочет, но не может. А перечень стратегических задач, которые нужно выполнить стране, требует других исполнителей, которые не только хотят, а и могут», — убежден политический обозреватель Руслан Бизяев.
К примеру, министр экономики Тимофей Милованов — это типичнейший представитель именно "Винницкой экономической школы", а сам Алексей Гончарук — вовсе не экономист, каким хотел видеть премьера президент Зеленский.
«Он и не экономист, и не менеджер. Менеджер — это организатор. Насколько он организует процесс и будет им управлять, посмотрим», — заключил аналитик.
По его убеждению, текущее правительство полностью повторит идеологию предыдущего. Например, Кабмин Арсения Яценюка и Владимира Гройсмана ничем друг от друга не отличался — месседжи были одними и теми же. Так нужно транснациональным корпорациям, убежден Бизяев.
Поэтому увольнение главы Минздрава Ульяны Супрун — прозванной в народе «доктор Смерть» — и замена ее на Зоряну Скалецкую никаких изменений не принесет. А министр образования Анна Новосад делает грамматические ошибки и путает понятия «задачи» и «цели». Она также не будет переустраивать образовательную реформу, считает эксперт.
Будет ли диджитализация?
Этот Кабинет министров, по мнению Бизяева, будет отличаться от предшественников тогда, когда сменит экономическую модель государства с сырьевой на инновационную. Только тогда будут понятны заявления о «цифровом государстве» и «диджитализации».
«Сможет ли команда президента это сделать, очень большой вопрос. Я не говорю о правительстве, так как оно будет четко идти в русле Офиса президента, на практике разделения власти в парламентско-президентской республике нет. И через год конкретно с Зеленского спросят», — прогнозирует аналитик.
То могильник, то полигон
Директор Агентства социальных коммуникаций Сергей Белашко соглашается с коллегой и утверждает, что Кабмин Гончарука будет исповедовать командирскую политику. Движение в заданных внешними игроками рамках, в том числе идеологических — это один из факторов, который будет влиять на работу нового правительства Алексея Гончарука. Но Украине извне, как и раньше, отведена далеко не ведущая роль.
«Где-то Украина будет поставлять сырье, где-то — живую силу, а кое-где она станет каким-то буфером, форпостом, могильником для отходов или полигоном для новых технологий. Это не потому, что Гончарук такой плохой, а потому, что Украина в международном разделении труда выполняет такую роль», — сказал эксперт.
Секрет успеха компрадоров
Тем не менее членам правительства нужно проявить лояльность президенту страны Владимиру Зеленскому, чтобы и дальше работать на своих местах. Вот, например, ведущий среди ВИП-чиновников предыдущей пятилетки министр внутренних дел Арсен Аваков остался в своем кресле.
«Если порыться, то можно найти такие же случаи соотношения этих двух факторов и в других министерствах. Можно и найти исключения: министр финансов Оксана Маркарова или другие люди, тесно интегрированы в международные элиты и, по сути, являются представителями их интересов. И Зеленский вынужден считаться с этим», — разъяснил Белашко.
Убить или модернизировать. На продажу
Эти люди играют на ослабление суверенитета Украины. Открытие рынка земли, приватизация — это распродажа активов государства. Пусть даже пока ещё не принят специальный закон для начала земельной реформы — об этом издание Украина.ру неоднократно подробно писало, а гособъекты мало интересуют иностранцев (скорее всего, их скупят родные магнаты). А железную дорогу, которая не входит в перечень гособъектов на продажу, власть сознательно убивает. Для того, чтобы кто-то из приближенных купил ее за бесценок, считает эксперт.
Хотя при этом Белашко утверждает, что ж/д и обычные дороги будут модернизировать. Но именно для продажи.
«Задача — встроить украинский сельхозресурс в глобальные схемы производства сельхозпродукции. Будет развиваться инфраструктура вывоза сырья, строиться новые элеваторы, причалы. Недавно уже запустили новый большой корабль-зерновоз», — добавил он.
Кому стало хорошо
Тем временем Игорь Коломойский, пока что выглядывающий из-за спины Владимира Зеленского, быстро пытается занять место Петра Порошенко в качестве большого олигарха. Только если Порошенко хотел и мог договариваться с донецким олигархом Ринатом Ахметовым, то Коломойский оказывает на него давление, выбивая с угольного рынка.
При этом же Киев при Зеленском сдается, нарочно тормозит переподписание контракта с «Газпромом», истекающего 1 января 2020 года. И уже условился с Вашингтоном о поставках сжиженного газа через Польшу.
Мало того, президент прямо-таки требует уменьшения тарифов на электроэнергию для социальной инфраструктуры и на газ для населения, плюс какие-то льготы на тепло для тех, кому за 70.
В первом случае выиграют промпредприятия, которые получат большую прибыль, а школы и садики — это не коммерческие предприятия. Зато за понижение тарифов заплатят госпредприятия-регуляторы. Но выиграл от этого снова Коломойский.
Во втором случае инициатива нереализуема, так как государству нужно будет искать дополнительные 54 млрд гривен. Зато газ будет дорожать, несмотря на весенне-летнее снижение его цены. На отопительный сезон он заранее торговался на 30% выше от летних цен.
Позитива не будет
Руслан Бизяев не считает, что социальная модель государства при Гончаруке будет развиваться и улучшаться. Кабмин делает упор на поднятие доходов граждан, а не на социальной защищённости. Это хорошо, но в условиях крайне зависимой от импорта экономики сделать будет это крайне тяжело.
«При этом Гончарук ни слова не сказал о производительности труда. В Германии то, что рабочий делает за 17 дней, украинский рабочий — за год. Пока у нас к этом вопросу не подошли, я не вижу, за счёт чего Украину ждут глобальные изменения», — заключил эксперт.