Пока еще действующий народный депутат Семен Семенченко 20 августа предается ностальгии.
«В эти дни пять лет назад. Какими мы были наивными», — написал он во вторник в Facebook, снабдив свою запись скриншотами.
На них — запись в Facebook Петра Порошенко, который тогда был президентом Украины.
«Горжусь Семеном и парнями из его батальона «Донбасс», они настоящие герои!» — написал тогда Порошенко.
Ту свою запись он снабдил фотографией бойцов батальона на крыше здания в Иловайске, где они вывесили украинский флаг. Один из бойцов на фото — известный украинский националист Дмитрий Резниченко.
То, что должно было быть триумфом украинской армии, оказалось жесточайшим поражением за всю ее историю.
"Кляті москалі" ("проклятые москали") или ополчение?
По укоренившейся на Украине традиции винить во всех бедах москалей, и разгром украинских войск в Иловайске сейчас приписывают российской армии. При этом данная версия набирает популярность уже и не только на Украине, но и на Западе. Так, британское издание The Guardian 19 августа сообщило о новых доказательствах того, что украинские нацбатальоны в Иловайске разбили россияне.
Издание ссылается на данные британской исследовательской группы Forensic Architecture, которые были получены при работе над заказом украинских юристов, представляющих интересы своих клиентов в Европейском суде по правам человека.
Британцы украинских нанимателей не подвели. Они обнаружили многочисленные спутниковые снимки, которые, по их мнению, свидетельствуют об участии в боях под Иловайском российских войск. Кроме того, британцы утверждают, что украинские военные уничтожили несколько танков Т-72Б3, которые, по их данным, были на вооружении только у России.
Официальной реакции России на эти обвинения пока нет. Утверждение британцев прокомментировал один из россиян, принимавших участие в войне в Донбассе весной-летом 2014 года.
«Могу сказать, что, пока я командовал, а бои под Иловайском начинались в мою бытность командующим ополчения, естественно, никаких российских танков в колонне в моем распоряжении не было. Там действовало подразделение Моторолы, несколько рот из разных батальонов», — заявил первый командующий Вооруженными силами ДНР Игорь Стрелков в комментарии НСН.
Что касается бронетехники, то, по словам Стрелкова, у ополченцев было только два самоходных артиллерийских орудия «Нона», которые «еще из Славянска вышли».
«Другой боевой техники там не было. Что касается другого, я комментировать не могу, потому что меня там не было», — подчеркнул он.
В общем, британское исследование вызывает большие вопросы.
Нельзя забыть и о том, что второй штурм Иловайска, пятилетие которого и отмечали 19 августа, с самого начала был очень непростым.
«Началась кровавая битва за Иловайск», — так была озаглавлена новость украинских «Вестей» о входе в Иловайск нацбатальонов 19 августа.
Кстати, тогда украинское издание могло еще цитировать ополчение ДНР. А они сообщали, что ситуация тяжелая.
«Вчера (18 августа. — Ред.) против ополчения бросили части наемников — батальон Донбасс, отдельная рота Днепра-1, 2-й взвод Азова и отряд «Правого сектора» (запрещенная в РФ организация. — Ред.) и ВСУ — пара рот на БМП — 51-й мехбригады. Причем применили военную хитрость: «Днепр», «Азов» и ВСУ атаковали в лоб, и пока ополченцы с азартом били по противнику, «Донбасс» зашел в город с другой стороны и закрепился на некоторых улицах. Сейчас идут перестрелки в самом городе. Сейчас к ним прибыло подкрепление — рота на БМП», — сообщал неназванный источник в ополчении ДНР.
В общем, никаких российских танков под Иловайском тогда не было. А посланные на подмогу БМП помогли ополчению отстоять город.
«По состоянию на сейчас бойцы батальона Донбасс вышли из боя под Иловайском… Сегодня весь день шел сложный и ожесточенный бой, в результате которого пострадало большое количество бойцов «Донбасса». Количество раненых уточняется», — сообщили вечером 19 августа в пресс-службе батальона.
Тогда же в городе погибло четверо бойцов "Донбасса", среди которых американский гражданин Марк Паславский, известный под позывным «Франко», и муж украинской журналистки Михайлины Скорик — Сергей Шкаривский.
Сам командир «Донбасса» — Семенченко — получил ранение и убыл в тыл. Легкое ранение получил и фотографировавшийся с флагом Резниченко. Его также эвакуировали в тыл, что, возможно, спасло ему жизнь.
Но для оставшихся в городе украинских бойцов всё только начиналось.
Кто виноват?
За Иловайск развернулись жестокие бои. Как позже указывалось в отчете Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, противники вовсю использовали в городе и его окрестностях разнообразное вооружение.
«До 29 августа добровольческие батальоны и вооруженные группы вели бои в городе с применением стрелкового оружия и легких вооружений. Во время боев за Иловайск и окрестные села украинские силы и вооруженные группы также использовали минометы, гаубицы и реактивные системы залпового огня», — гласит этот документ.
Однако важно в документе другое: это страшная летопись преступлений против человечности, совершенных в те дни.
При этом во время продолжавшихся боев за Иловайск 24 августа в Киеве прошел военный парад. Новая власть не собиралась отказываться от празднования Дня независимости, что позже ей поставили в вину. Мол, если бы тех военных и ту технику направили под Иловайск, город удалось бы отбить.
Два дня спустя — 26 августа — комбат «Донбасса» Семенченко обвинил ВСУ в провале операции под Иловайском.
«Сначала самовольно покинула позиции часть Вооруженных сил, которая должна была обеспечивать тыл. Артиллерия была разбита «Градами», остальная отошла, остались одни минометы. Затем противником был нанесен еще один удар танками из района Моспино. Также был нанесен удар в районе Еленовки», — написал Семенченко на своей странице в Facebook.
По его словам, в результате трех обстрелов силы АТО были заблокированы в районе Старобешево и Кутейниково.
«Напоследок отошла еще одна группа ВСУ, и вся группировка оказалась в оперативном окружении», — подчеркнул он.
В конечном итоге украинские военные очутились в окружении, которое позже получило название Иловайский котел. При этом повезло «Азову» — его еще 25 августа вывели из Иловайска. А вот формирования не повезло.
28 августа президент Порошенко отменил свой визит в Турцию и созвал срочное совещание Совета национальной безопасности и обороны.
«Я принял решение отменить рабочий визит в Турецкую Республику в связи с резким обострением ситуации в Донецкой области, в частности в Амвросиевке и Старобешево, поскольку состоялся ввод российских войск на Украину», — заявил он тогда.
Однако ополчение отрицало наличие на его стороне российских военных. Да и командиры украинских добробатов винили в поражении под Иловайском прежде всего своих «коллег» из ВСУ.
«Мы попали в окружение из-за измены генерала Петра Литвина, руководителя сектора «Д». Если бы он доложил начальнику Генштаба, что еще 23 августа его войска начали отступать от Саур-Могилы, бросая пушки, танки, БМП, не было бы парада в Киеве и этого страшного побоища под Иловайском. Генерал первым покинул позиции, а за ним без единого выстрела двинулись армейские подразделения, открывая наши тылы. Все это происходило на глазах у россиян, которые уже вторглись в Украину, но еще не вступили в бой и спокойно выпустили украинские военные колонны. Я пытался остановить дезертиров. «Ты кто такой? Мы подчиняемся только Литвину», — говорили они мне и продолжали убегать. Мы еще два дня с боями держали коридор, по которому батальоны могли отойти без потерь. Но из Киева нам приказывали: «Не отступать, идёт подкрепление!» А потом кольцо под Иловайском замкнулось», — заявил на созванной в сентябре 2014 года в Днепропетровске комбат «Днепра» Юрий Берёза.
В свою очередь Семенченко на той пресс-конференции грозил генералам-предателям всевозможными карами.
«Главная военная прокуратура начала расследование по фактам служебной халатности командования, приведшим к тяжким последствиям. Ведет следствие и Генеральная прокуратура. Но это будет очень непростым делом, не имеющим аналогов в Украине: масса экспертиз, тысячи свидетелей, а главное — очень много желающих все прикрыть и замять. Думаю, если расследование будет объективным, к халатности могут добавиться и более тяжкие статьи, например государственная измена», — отмечал он.
При этом расследовала произошедшее и специально созданная 4 сентября 2014 года Временная следственная комиссия Верховной Рады, которую возглавил нардеп Андрей Сенченко. Уже через полтора месяца Сенченко опубликовал промежуточный доклад комиссии. Он гласил, что Иловайский котел стал возможен из-за проблем с обороной страны, отсутствия военного положения. Особо указывалось в докладе на ошибочные кадровые решения и неадекватные действия тогдашнего министра обороны Украины Валерия Гелетея и главы Генштаба Виктора Муженко.
Несмотря на это, ни Муженко, ни Гелетей к ответственности привлечены не были, если не считать порицания со стороны участников тех боев.
В 2017 году Владимир Парасюк, который попал в плен под Иловайском, в Киеве под зданием Верховной Рады попытался избить Гелетея.
«Ты мне еще за Иловайск ответишь!» — кричал он бывшему министру обороны.
Доклад Генштаба Украины в 2015 году причинами котла называл дезертирство 5-го батальона территориальной обороны Ивано-Франковской области, а также невыполнение рядом подразделений своих задач. В целом же в Генштабе, которым руководил Муженко, заявили о низкой обученности и организованности добробатов, пытавшихся захватить Иловайск.
Лишь в 2017 году свои выводы сделала ГПУ. Это ведомство предсказуемо обвинило во всем Россию. Такой вывод устроил всех. Муженко был близок к Порошенко, а Гелетей слишком много знал о событиях 2014 года, чтобы его просто «сливать».
С тех пор версия о вине российских войск — приоритетная для Украины. Иначе придется признать слишком уж неприглядную правду: дезертирство, нескоординированность действий, трусость целых подразделений и ложь командования — вот причина унизительного поражения украинских вооруженных формирований в войне с собственным народом.