В пятницу 26 июля в северной части Ливии в ходе атаки на авиабазу Аль-Джуфра, которую контролировали силы Ливийской национальной армии генерала Халифы Хафтара, аэродром атаковали беспилотники правительства национального согласия. В результате были уничтожены два самолета Ил-76ТД, которые СМИ назвали украинскими. Не обошлось и без человеческих жертв.
В результате налета беспилотников погиб опытный украинский летчик Владимир Бухальский. Как рассказал украинскому изданию «Страна» ливийский журналист Абудькадер Ассад, Бухальский погиб при попытке спасти бортовые документы из одного из самолетов.
При этом многие заинтересовались, что за документы спасал летчик и что вообще делали в охваченной гражданской войной Ливии украинские самолеты.
Щедрая, но опасная Африка
«Что за женщина жила
(Бог ее помилуй!) —
Не добра и не верна,
Жуткой прелести полна,
Но мужчин влекла она
Сатанинской силой», — так писал Редьярд Киплинг о Южной Африке.
Не только южная, но и вся остальная Африка притягивала к себе словно магнитом всех бывших советских летчиков после краха СССР. Причиной этого была не столько страсть к приключениям или желание путешествовать после открытия границ, сколько банальное желание выжить и заработать деньги. Русский летчик в Африке (а под русскими понимали и украинцев, и граждан других постсоветских республик) стал узнаваемым образом и в мировой культуре.
В вышедшем на экраны в 2005 году фильме «Оружейный барон» есть сцена экстренной посадки в Африке самолета Ан-12. Летчик общается с главным героем — выходцем из Одессы — на русском, перемежая свою речь матом. И есть от чего: на борту самолета груз нелегального оружия, рядом в воздухе — военные самолеты, которые хотят принудить его сесть на сьерра-леонский аэродром Кабала, где ждут правоохранители. Главный герой заставляет пилотов посадить самолет на грунтовку.
«Ты себя недооцениваешь, Алексей. Ты лучший. Ты ас, ты супер ас», — говорит он пилоту.
В то же время голос за кадром сообщает, что Алексей-то лучшим не был. Он был 42-м по успеваемости из 43 выпускников некоего летного училища в Москве. Но даже такой летчик смог мастерски выполнить задание, что свидетельствовало о том, как высоко ценят американцы советских военных специалистов.
Кстати, уже после гибели украинца в Ливии из другой воюющей страны Африки — Конго — пришла новость о том, что украинские вертолетчики филигранно посадили Ми-8 с учеными на кратер самого активного вулкана на континенте — Ньямлагира. Несмотря на попутный ветер во время полета, скорость которого достигала 90 км/ч, и хрупкость поверхности кратера, украинцы справились с поставленной задачей. Правда, эти летчики были в составе миротворческой миссии ООН в Конго.
Погибший в Ливии Бухальский тоже был асом. Этот выпускник Тамбовского авиационного училища отслужил в Запорожье, а затем был переведен в 25-ю транспортную бригаду в ВСУ, базирующуюся в Мелитополе. Там он дослужился до замкомандира бригады.
В 2011 году Бухальский командовал экипажем самолета Ил-76МД, который эвакуировал из всё той же Ливии, где начиналась гражданская война, украинцев.
«Приземлялись почти вслепую, землю увидели собственно перед посадкой», — описывал он в интервью изданию «Сегодня» рейс, который выпал на тогда еще отмечавшийся День защитника Отечества — 23 февраля.
Экипаж Бухальского к тому времени считался одним из самых опытных и надежных в транспортной авиации Украины. Он участвовал в крупномасштабных спецоперациях «Казаки на льдине», «Северный сокол-2010», «Северный сокол-2013», доставляя в условиях полярной зимы на Гренландию партии горючего по заявке Минобороны Дании.
Спустя год после эвакуации соотечественников из Ливии — в августе 2012 года — экипаж под командованием Бухальского спасал украинцев из другой охваченной гражданской войной страны — Сирии.
И вот спустя девять лет после опасного полета в Ливию и спустя восемь после не менее опасного полета в Сирию летчик Бухальский погиб на севере Африки. Однако, работая в Ливии в этом году, он уже был пенсионером.
Бухальский работал на ООО «Европа Эйр», зарегистрированном на индийца Джайпида Митчандани. Именно за этой компанией числились уничтоженные в Ливии Ил-76ТД, которые согласно документам выполняли рейс из Абу-Дами, что в ОАЭ, в ливийский Лабрак. В Аль-Джуфру самолеты из Лабрака доставили остатки груза. После гибели летчика Государственная авиационная служба Украины приостановила действие сертификата компании. Как сообщает украинское издание «Страна», причиной этого были слухи о перевозках компанией контрабандного оружия. При этом один из уничтоженных самолетов эксплуатировался уже 27 лет, и в августе его должны были списать.
После известий о смерти Бухальского многие заговорили о том, что летчик мог бы остаться живым, предпочтя зарабатыванию денег для семьи за рубежом небольшой пенсии на Украине или зарплате военного в ВВС Украины, испытывающих кадровый голод. Однако на деле это не так.
Служили два товарища
В 2013 году украинское информационное агентство УНИАН рассказывало о возвращении в страну украинских военных летчиков, которые принимали участие в перевозке топлива в Гренландию в рамках операции «Северный сокол-2013».
«В операции Воздушных сил ВС Украины был задействован военно-транспортный самолет Ил-76 МД и 29 военнослужащих: две летных экипажа (командиры экипажей — полковник Сергей Артеменко, подполковники Вадим Ерошкин, Владимир Бухальский, майор Александр Белый) из состава 25-й бригады транспортной авиации Воздушных сил ВС Украины (г. Мелитополь), летно-инструкторский состав и офицеры от командования Воздушных сил ВС Украины», — гласило сообщение агентства.
Артеменко и дальше будет участвовать в «Северном соколе». Так, он принял участие в этих учениях в прошлом году. Другого участника учений с Бухальским — Ерошкина — в июле 2014 года наградили орденом Богдана Хмельницкого III степени за героизм во время войны в Донбассе. Через три года он стал и.о. главы 25-й бригады, а в 2018-м — замкомандира бригады. Именно в этом качестве он давал комментарий мелитопольским СМИ, рассказывая о траурных мероприятиях по поводу трагедии в июне 2014 года, в котором погиб еще один член учений «Северный сокол-2013» — Белый.
Через год после того, как Бухальский и Белый вместе с другими военными летчиками отрабатывали поставку грузов в Гренландию, уже не в Африке, а на Украине разразилась гражданская война. В июне 2014 года Белый, многократный участник учений «Северный сокол», а также операций в Республике Чад, получит очередное звание гвардии подполковника. Дослужиться до полковника ему не придется: 14 июня во время посадки в аэропорту Луганска его самолет Ил-76МД будет сбит ополченцами. Девять членов экипажа и 40 десантников 25-й аэромобильной бригады погибнут. Белый был командиром того экипажа.
«Саша сказал: «Я вижу полосу». Это были его последние слова», — рассказывал о последних минутах жизни Белого его учитель и начальник — командир 25-й бригады транспортной авиации Дмитрий Мымриков спустя три года после тех событий — в 2017 году.
Мымриков тогда тоже выполнял рейс в Луганск. А за три года до начала войны в Донбассе — в феврале 2011 года именно он вместе с Бухальским давал интервью «Сегодня», где описывал операцию в Ливии.
Вряд ли тогда, в 2017 году, он мог предположить, что через два года потеряет еще одного сослуживца, и не в Донбассе, а в другой гражданской войне — в Ливии.
В апреле 2019 года — за три месяца до гибели Бухальского в Ливии его бывший сослуживец Артеменко снова вернулся с учений «Северный сокол». Он давал интервью на фоне своего прилетевшего из Дании Ил-76МД.
На борту самолета надпись — «Александр Белый».