Правда, задержанный корабль носит совсем другое название («NIKA SPIRIT»), но в СБУ уверены в том, что это тот самый корабль, специально переименованный с сугубо провокационными целями. Танкер? Танкер… Российский? Российский… Под пиво сойдёт. Кто там выяснять будет?
Безусловно, столь недружественный акт приведёт к обострению украино-российских отношений и к срыву уже наладившегося было диалога. Кому и зачем это нужно?
Первая версия, которая выглядит вполне перспективной, состоит в том, что это провокация части руководства СБУ и военной прокуратуры, направленная не столько даже против России, сколько против Зеленского. Диалог-то ведь начал именно он, и ответка прилетела именно ему.
Понятно, что существующая в Киеве «партия войны» очень заинтересована в том, чтобы пресечь диалог. Расчёт тут не столько даже идеологический (они и сами знают, что с Россией можно договариваться), сколько чисто политический — меры Зеленского, направленные на прекращение конфликта, укрепляют его положение. А Порошенко, как мы помним, обещал возглавить оппозицию и шатать ситуацию в стране. Чем не расшатывание?
Вторая версия, никак не противоречащая первой, связана с персональными интересами Порошенко. Как мы помним, ему сейчас предъявляется обвинение в государственной измене в связи именно с организацией «Керченского инцидента».
При этом надо помнить, что бывшее руководство СБУ непосредственно обслуживало интересы Петра Порошенко. Сам председатель службы Василий Грицак устранён, но свои-то кадры у него остались. Тем более что новый и.о. главы Службы занимался в основном вопросами борьбы с коррупцией.
Третья версия состоит в провокации, направляемой из США. Там ведь тоже есть силы, которые недовольны наметившимся потеплением. Причем вполне может иметься в виду даже не диалог между Украиной и Россией, а диалог между Трампом и Путиным. Российский же танкер играет тут роль малазийского боинга в 2014 году.
Кстати, появление фильма с разоблачением дезинформации, которую распространяли украинские и западные СМИ по поводу гибели Боинга, — сам по себе вполне убедительный повод для такого рода провокации. Ничего личного — чисто отвлечь внимание и в очередной раз зафиксировать статус России как «империи зла».
Четвёртая версия: нельзя до конца исключить и происхождение данной инициативы непосредственно из окружения самого президента Зеленского.
Интерес президента в этой ситуации неочевиден, но, возможно, он руководствуется какой-то конфиденциальной информацией (например — о ходе переговоров с российским руководством) и какими-то своими соображениями.
Например, напоминание об этой истории может быть попыткой давления на российское руководство. Не хочет отдавать украинских моряков? Пусть меняет их на своих моряков… Вариант вполне логичный, поскольку Зеленскому всё же нужно предъявить общественности какой-то результат переговоров, а его, как мы видим, нет. Опыт, правда, показывает, что подобного рода попытки давления в случае с Путиным приводят к неизменно противоположному результату, но Зеленский, может, и не придавать значения такой информации.
Теоретически можно представить себе и другие варианты. Зеленский ведь ясно заявляет, что он не намерен выполнять сколько-нибудь полно Минские соглашения. Почему бы не объяснить это вновь выявившимися фактами в связи с Керченским инцидентом?